Введение. Цель настоящего семинара: рассмотреть и проанализировать феномен современной концепции глобальной этики

Цель настоящего семинара: рассмотреть и проанализировать феномен современной концепции глобальной этики, обращая особое внимание на присущую ему внутреннюю сложность и противоречивость, а также на вариативность подходов к данному феномену, его проблематику, перспективы, возможности.

В ходе семинарского занятия должны быть освещены следующие вопросы: а) проанализировать варианты трактовки этики как целого и морали как ее частности различными религиозными, научно-позитивистскими, философскими теориями б) проанализировать многообразие позиций и мнений по вопросу о «национальности» и «историчности» истоков этики и морали в) рассмотреть основные проекты создания универсальной или «глобальной» этики, учитывая при этом как их апологетику, так и их критику г) сделать общий вывод о теоретической и практической важности проблемы универсальной этики и дальнейших ее перспективах.

Для начала необходимо получить точное представление об этике и морали как собственно философских категориях. Начальное определение этики как отдельного раздела философии связано с именем Аристотеля. В основе используемого для этого термина лежит греческое слово ethos — этос, что означает «привычка, обычаи, нравы». В переводе на латинский язык, сделанном впервые римским оратором и мыслителем Цицероном, слову ethos соответствует mores и производные от него moralis — моральный и moralitas — мораль. В русском языке в таком же значении используются термины «нравственный», «нравственность».В определённом смысле можно утверждать, что понятия «этика», «нравственность», «мораль» совпадают. В обыденной речи, а зачастую в научной и научно-методической литературе они употребляются как синонимы. Однако в отечественной философии сложилась традиция различать эти понятия. Под этикой подразумевают теоретическое знание, науку, а под моралью и нравственностью — изучаемый этой наукой предмет — моральное (нравственное) сознание и поведение. Это не значит, что подлинной реальностью этики являются лишь системы абстрактного знания, этика — наука о том, что должно быть, а не о том, что на самом деле есть и может дыть. Этика — наука о морали и в определённой степени элемент самой морали.

Существует также условное, но важное с психологической точки зрения разграничение морали и нравственности. Мораль — это заданные этикой конкретные правила и предписания поведения. Нравственность — внутренняя предрасположенность и потребность соблюдать эти правила. Мораль в таком понимании предстаёт как нечто внешнее, что необходимо знать, усваивать, соблюдать. Ее можно условно понимать как своеобразный материал для социализации личности. Нравственность, в отличие от этого, соотносима в большей степени с воспитанностью, со сложившейся системой моральных ценностей.

Сущностное различие между этикой и моралью состоит в том, что первая включает в себя всеобщие, неизменные принципы, выражающие важнейшие ценности и убеждения личности и общества, ориентируясь на вечные и неизменные категории добра и зла, тогда как вторая содержит более специфические, подверженные исторической коррекции правила, через которые реализуются эти общие принципы. Иначе говоря, этика метафизична, мораль исторична.

Эпоха глобализации, несмотря на выработанные всей историей человечества универсальные этические ценности и установки, порождает и крайне негативные, неустойчивые и условные характеристики глобальной этики сетевого мира, для которых становятся тесными даже предельно общие моральные принципы. Стремительность социальных изменений, нарушая преемственность культуры, приводит к нравственному регрессу, парадоксальным образом нарушая общий процесс гуманизации и либерализации общественной и личной жизни. Кризис механистического, примитивного мультикультурализма неизбежно приводит к конфронтация двух культурных матриц (условной «западной» и условно «восточной»), а, следовательно, к конфликту различных морально-этических установок. В этих условиях яркую актуальность приобретает вопрос о возможности примирения двух противоположных моделей отношения к миру и личности в единой системе глобальной или универсальной этики. Ее главную проблему можно трактовать как поиск точек соприкосновения между «интенсивным», ригористским пониманием морально-этических категорий (Восток) и «экстенсивным» или либертарианским подходом к вопросу нравственности (Запад). При этом большую роль продолжает играть дискуссия не только возможности создания глобальной этики вообще, но и спор о ее будущем «фундаменте». В данном случае это пока еще гипотетический выбор между религиозной концепцией человека и свободы, и гуманистической трактовкой морали и этики как естественных, «природных» категорий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: