Равновесие спроса и предложения

Прежде чем рассмотреть равновесие спроса и предложения, рассмотрим вообще концепцию равновесия. Это такое состояние объекта (системы), при которой воздействие любого внешнего фактора вызывает внутренние для объекта (системы) силы, стремящиеся выровнять, откорректировать внешнее воздействие и вернуть объект в прежнее состояние. Самом наглядным примером является детская игрушка «Ванька-встанька». Более сложным примером является терморегуляция организма человека или регуляция Ph крови человека. В первом случае имеет место постоянная потеря тепла через кожные покровы и дыхание и одновременно выработка тепла в системе пищеварения, однако температура организма постоянно поддерживается на уровне 36,6%, а любое длительное отклонение от 36,6% рассматривается как болезнь.

Исследуем взаимодействие спроса и предложения, совместив на одном графике кривую спроса (D) и кривую предложения (S). Как вы полагаете, сколько времени потребовалось экономической науке для того чтобы, имея отдельные графики спроса и предложения, совместить их на одном графике?

Рыночное равновесие можно определить как состояние, при котором ни у кого из экономических субъектов не возникает побуждений к его изменению.Применительно к приводимому ниже рисунку состояние равновесия будет находиться в точке Е пересечения кривых спроса и предложения. Этой точке соответствуют равновесная цена (Ре) и равновесный объем (Qe).При равновесной цене на рынке наблюдается равенство величин спроса и предложения (Qd = Qs), при равновесном объеме - равенство цен производителя и потребителя (Pd = Ps).

Воздействие неценовых факторов спроса и/или предложения вызывает сдвиг кривых и изменение первоначальных параметров равновесия до нового уровня. Рыночный механизм обеспечивает изменение цен на свободном рынке до тех пор, пока не установится равновесие. В точке равновесия нет ни дефицита, ни избытка товарной массы и, следовательно, нет давления на цену, которое могло бы ее изменить. Спрос и предложение не всегда являются уравновешенными на реальном рынке, однако можно говорить о существовании тенденции к равновесию.

Предположим, что фактическая цена (P1), установившаяся на рынке, превышает по какой-либо причине цену (Ре) равновесия (рис. 2.10). Возникает избыток предложения, приводящий к понижению рыночной цены.

Напротив, если фактическая цена ниже цены равновесия, то на рынке образуется дефицит товаров, возникает тенденция цены к повышению до уровня равновесия. И только в точке (Е) равновесия величина спроса выравнивается с величиной предложения:Qd(Pe) = Qs(Pe) и одновременно цена спроса выравнивается с ценой предложения.

Рыночное равновесие признается стабильным, если рынок, выведенный из состояния равновесия, способен вновь вернуться в него под влиянием своих эндогенных (внутренних) факторов. Анализ стабильности того или иного рынка позволяет определить границы целесообразности государственного вмешательства в рыночный механизм. Если рынок стабилен, то государству не следует вмешиваться в его функционирование, и наоборот, если рыночное равновесие нестабильно, то государственное регулирование становится необходимым.

Нестандартный вид кривых спроса или предложения, а также специфические условия рынка отдельных товаров и услуг предполагают возможность отсутствия точек равновесия в положительном диапазоне значений цены или количества, а также существования более чем одной точки равновесия.

Модель рынка свободных благ. На рынке свободных благ при любой положительной цене объем предлагаемого блага будет больше величины спроса на него. Другими словами, равновесие достигается уже при нулевой цене (рис. 2.11). Примером такого рынка с определенной степенью условности может служить рынок бездомных котят. Чтобы пристроить такого котенка «в хорошие руки», надо еще и приплатить.

Модель рынка товаров, производство которых нецелесообразно

На рынке товаров, производство которых технически возможно, но экономически нецелесообразно в силу чрезмерных издержек, равновесие достигается при нулевом объеме выпуска, поскольку при любом положительном объеме производства цена производителя, определяемая его издержками производства, будет выше цены спроса (рис. 2.12). Сравнительно недавно к таким рынкам можно было отнести космический туризм.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: