Рыночный спрос. Закон спроса

Начнем с вопроса: «Чем современное хозяйственное устройство отличается от хозяйственного устройства традиционного, агарного общества»? Не желаете ли Вы вернуться в мир пасторальных картинок, где чистая вода, зеленые луга, коровки, овечки, поленницы дров и так далее? А почему не желаете? – Потому, что в том ушедшем мире человек работал от зари до зари, но создавал благ намного меньше, чем каждый из нас привык пользоваться, работая только 8 часов в день. Академик В.А. Добрынин приводит пример разительного роста производительности труда в земледелии только за ХХ век. Так затраты труда, в человеко-часах на 1 центнер зерна составляли в 20-е годы около 20-22 чел-часов, а в 1989-1990 гг. – только 1,1-1,2 чел.-часов. Это следствие механизации земледелия. Но миллионы людей, ранее занятые в земледелии, получили возможность перебраться в города и заняться производством промышленных продуктов.

Механизация производства – это частный случай, а что же является основным отличием современного общества от традиционного аграрного?

Можете ли Вы в одиночку создать то множество вещей, что Вас сейчас окружает: планшет, очки, обычную ручку или карандаш, обувь. – Нет, поскольку в создании любой вещи был задействован труд многих тысяч, десятков тысяч людей в различных производствах. Явление колоссального роста производительности труда при совместной деятельности людей было описано А. Смитом и названо разделением труда. Он рассмотрел производство в булавочной мастерской, в которой были заняты только 10 работников, которые совместно производили 48 тысяч булавок в день, тогда как в одиночку каждый из них не изготовил бы за день и 20 булавок, то есть отмечается рост производительности труда в 240 раз!

Разделение труда имеет две стороны: специализацию труда и кооперацию труда: бесполезно 1 работнику вытягивать километры проволоки, если нет других работников, занятых ее обрезанием, загибанием, затачиваем и другими производственными операциями.

Разделение труда реализуется на трех уровнях: внутри фирмы, между фирмами и между странами. Соответственно, есть три уровня специализации труда и три уровня кооперации труда. Как реализуется кооперация труда на 1-ом уровне, то есть внутри фирмы? – Всё решает хозяин, приказывая каждому работнику занять определенное место в технологической последовательности операций. Как реализуется кооперация труда между фирмами и между странами, то есть на 2-ом и 3-ем уровнях? Ведь каждая фирма и страна независимы (теоретически) и над ними нет начальника. Ответ состоит в словах: обмен, внутренняя торговля и внешняя (международная) торговля.

Однако обмен – это широкий термин, включающий например случайные, неповторяющиеся, невоспроизводящиеся сделки. Например, обмен открытками, марками или фишками в школе. Поэтому мы вводим термин «рынок» как организационную форму обмена, предполагающую повторяющийся, воспроизводящийся характер отношений обмена. По другому можно сказать, что «рынок» представляет собой особую систему взаимоотношений между покупателями и продавцами. Существует также не очень удачное, но распространенное определение: рынок – место встречи покупателя и продавца. Но место встречи можно перенести и рынку от этого не убудет. А вот воспроизводящийся характер отношений обмена у рынка отобрать нельзя, тогда рынок перестанет существовать!

Состояние рыночной экономики, уровень и механизм ее развития описываются при помощи таких базовых понятий, как спрос и предложение. Экономический анализ рыночной конъюнктуры на базе модели спроса и предложения является универсальным инструментом решения множества задач на микро- и макроуровне.

Как отмечала Джоан Вайолет Робинсон: «Нелегко объяснить, что собой представляет анализ стоимости, если мы не хотим, чтобы он выглядел чрезмерно загадочным или чрезмерно нелепым». В чем состоит таинственность, загадочность? Есть фундаментальный и очень простой вопрос: «как устанавливается цена на товар»? Так вот К.Маркс дает ответ, что цена товара есть воплощенный в товаре абстрактный труд. Но это не труд плотника, рыбака или портнихи, ведь это все примеры конкретного труда. А абстрактный труд – это нечто очень абстрактное, туманное и таинственное. В советский период преподаватели политэкономии мучились, стараясь научить студентов отличать конкретный труд от абстрактного: например, почему в 3 часах конкретного труда может быть и 2 часа абстрактного труда, а может быть и 1 час абстрактного труда. Все оборачивалось просто зубрежкой, без понимания этого различия. А О.Бём-Баверк вообще определил «абстрактный труд» как ложное понятие, как софистику, поскольку «труд вообще», это всегда конкретный труд, и никогда не «абстрактный».

А почему анализ стоимости может быть нелепым? Дж.С. Милль рассказывал такой анекдот: научите попугая повторять: «спрос и предложение», и вы получите самый обычный, распространенный тип экономиста. В рыночной экономике эти слова применимы ко всему, и потому ничего не объясняют без более углубленного исследования причин изучаемого явления. Следует упомянуть, что в 17-19 веках понятиям спрос и предложение придавался несколько механистический смысл. В это время самой развитой наукой была механика и потому ее законы пытались использовать во всех прочих науках, включая биологию и экономику. Так спрос и предложение рассматривались как силы (или каменные плиты): спрос подпирал снизу, а предложение давило сверху, и что перебарывало, туда и двигались цены: давил спрос – росли цены, передавливало предложение – цены падали. В настоящее время от такой трактовки давно отказались. Спрос и предложение рассматриваются как ранжированные ряды покупателей и продавцов. Причем наибольшее влияние на цены оказывают факторы, влияющие не на всех покупателей и продавцов, а на так называемых «предельных покупателей» и «предельных продавцов». Например, скажется ли повышение пенсий государством на цены вертолетов, яхт и особняков на рублевке? А на цены на хлеб и молоко?

Мы начнем с рассмотрения различия потребностей и индивидуального спроса. В отличии от неограниченных человеческих желаний, индивидуальный спрос предполагает не только желание, но и возможность его приобретения по существующим на рынке ценам (размер кошелька), а потому часто используется устойчивое словосочетание «платежеспособный спрос», что вообще-то является тавтологией (маслом масляным).

Если индивидуальный спрос на товар отражает желания и возможности отдельного потребителя, то общий рыночный спрос является суммированным, или агрегированным отражением спроса на какой-либо товар со стороны всех потенциальных потребителей.

Для количественной оценки спроса используются такие показатели, как величина спроса и цена спроса. Величина спроса (quantity of demand, Qd) – максимальное количество товаров и услуг, которое покупатели готовы приобрести в данное время, в данном месте, при данных ценах. Ц ена спроса (price of demand, Pd) – максимальная цена, которую покупатели готовы заплатить за определенное количество данного товара или услуги в данное время и в данном месте.

Количественная зависимость между величиной спроса и определяющими его факторами (детерминантами) называют функцией спроса. В общем виде функция записывается следующим образом:

Если все детерминанты, кроме цены самого товара, принять за неизменные для данного периода, то можно от общей функции спроса перейти к частной функции спроса от цены: Qd = f(P).

Функциональная зависимость между величиной спроса и ценой (как и любая другая функциональная зависимость) может быть представлена тремя традиционными способами: 1)табличным; 2)графическим; 3)аналитическим (через уравнение).

Теперь строим графики индивидуального спроса трех покупателей и график рыночного спроса. График индивидуального спроса самого богатого покупателя несколько отличен от прочих (при снижении цены он совсем отказывается от блага, как от «дешевки», вне зависимости от его качества).

Графическое изображение зависимости величины спроса от рыночной цены называется кривой спроса. Для ее построения отложим на вертикальной оси (оси ординат) цены, на горизонтальной оси (оси абсцисс) количество товаров (величину спроса) и получим искомый график.

Обратное расположение параметров связано с тем, что автор первого учебника по экономической теории (1890) английский экономист Альфред Маршалл (1842-1924) рассматривал в качестве базовой функцию цены от величины спроса (то, что мы называем сегодня обратной функцией спроса). Современная экономическая теория оперирует прямой функцией, но графическое изображение остается традиционным (по Маршаллу).

Обратная зависимость между ценой и величиной спроса (при прочих равных условиях) носит универсальный характер и отражает один из основополагающих экономических законов - закон спроса. Действие закона спроса может быть объяснено на основе действия двух взаимосвязанных эффектов - эффекта дохода и эффекта замещения.

Сокращение цены увеличивает реальную покупательную способность, или реальный доход потребителя при неизменной величине его денежного дохода. Человек может купить то же количество товара за меньшие деньги, и таким образом у него остается больше средств на дополнительные покупки (эффект дохода). С другой стороны, у человека возникает стимул к замещению более дорогих товаров более дешевым аналогом, что опять-таки ведет к росту величины спроса на товар (эффект замещения).

Теоретически при определенных обстоятельствах на рынке может сложиться ситуация, при которой закон спроса не действует. Этот парадокс впервые был описан в одном из трудов английского экономиста Роберта Гиффена (1837-1910). Исследователь обратил внимание на то, что во время голода в Ирландии в середине XIX в. рост цен на картофель вызвал не сокращение, а напротив, увеличение спроса на него. Гиффен связал это с двумя обстоятельствами: 1) со значительной долей расходов на данный продукт в бюджете наиболее бедных семей, что обусловливало сильный эффект дохода на картофель, и 2) с принадлежностью данного продукта к относительно худшим товарам, спрос на которые обычно возрастает с падением доходов населения (отрицательный характер эффекта дохода). Повышение цен на картофель привело к значительному падению реальных доходов населения, сокращению покупок прочих товаров и к еще большему увеличению спроса на картофель, чтобы выжить и не умереть от голода.

В нормально функционирующей рыночной экономике парадокс Гиффена (как называется подобная ситуация) встречается крайне редко в силу того, что на большинство отдельных товаров покупатель расходует относительно небольшую долю своего бюджета. Большие же эффекты дохода чаще бывают у нормальных (например, жилье), а не у относительно худших товаров.

Следует проводить различие между спросом и величиной спроса. Изменение величины спроса наблюдается при изменении цены рассматриваемого товара и неизменности всех прочих параметров. Изменение спроса происходит под воздействием одного или нескольких неценовых факторов. Графически это отражается смещением кривой спроса вправо (если спрос растет) или влево (если падает).

Среди наиболее значимых неценовых факторов спроса экономисты выделяют:

1) вкусы и предпочтения потребителей. Так, например, повышенный интерес людей к здоровому образу жизни может привести к росту спроса на спортивные тренажеры и натуральные продукты при тех же ценах (на рис. 2.3 сдвиг кривой спроса вправо);

2) доходы потребителей. Воздействие данного фактора является двойственным и зависит от характеристики товара. Для подавляющей группы качественных товаров (их принято называть нормальными) рост дохода вызывает увеличение спроса при тех же ценах и соответствующее смещение кривой спроса вправо.

Для товаров, имеющих сравнительно низкое качество (относительно худших), рост дохода приводит к частичному или полному отказу от их потребления и, как следствие, к сокращению спроса. На графике кривая спроса смещается влево;

3) число потребителей. При прочих равных условиях чем больше число потенциальных покупателей, тем выше рыночный спрос на товар;

4) цены на другие товары. Изменение цен на взаимосвязанные товары также относится к группе неценовых факторов, так как предполагает неизменность цены основного товара.

Условно различают товары:

♦ нейтральные, т.е. оказывающие крайне низкое, близкое к нулю влияние на рынок основного товара, например чай и фрезерные станки;

♦ заменители, удовлетворяющие аналогичные потребности и потому являющиеся конкурентами для основного товара, например чай и кофе;

♦ дополняющие, потребление которых обусловлено потреблением основного товара, например чай и сахар.

Если от первой группы товаров можно абстрагироваться, то изменение цен на дополняющие товары и товары-заменители будет оказывать существенное воздействие на рыночный спрос анализируемого товара.

♦ Рост цены дополняющего товара ведет к сокращению спроса на основной товар, и наоборот. Так, снижение цен на принтеры для персональных компьютеров вызвало резкое увеличение спроса на высококачественную бумагу.

♦ Напротив, рост цены на товар-заменитель ведет к сокращению величины спроса на него и, как следствие, к увеличению спроса на основной товар. Примером может служить взаимозависимость между различными видами транспорта.

Пример

Скоростной железнодорожный тронспорт: атака с воздуха

Пассажирские поезда в России движутся сегодня со средней скоростью 46,33 км/ч, скоростные - не более 60 км/ч. Сравнительно быстро можно добраться только из Москвы в Санкт-Петербург, да и то со скромной по мировым меркам скоростью 170 км/ч. Еще в начале 1960-х гг. в Японии была открыта магистраль «Синкансен» со средней скоростью 210 км/ч. Сегодня рекорд составляет 575 км/ч. Перевооружаться европейские железные дороги заставила конкуренция с авиакомпаниями-дискаунтерами и с автотранспортом. В СССР железным дорогам не надо было ни с кем конкурировать. Похожая ситуация сохраняется вроде бы и сегодня. Но появились в России и авиакомпании-дискаунтеры. В 2007 г. из Москвы в Ростов можно было улететь за 2000 руб. и столько же стоил билет на поезд. Цены сближаются, и в этих условиях для пассажира определяющим фактором становится время.

5) экономические ожидания потребителей, представляющие собой прогнозы экономических субъектов относительно возможных изменений цен, денежных доходов, макроэкономической ситуации в стране и т.д.

Так, ожидания роста цен (так называемые инфляционные ожидания) могут вызвать увеличение спроса на товар уже в настоящий период времени и сместить кривую спроса вправо. Ожидания сокращения денежных доходов (например, в связи с предстоящим увольнением) могут привести к сокращению спроса и сместить кривую рыночного спроса влево.

В современном рыночном анализе различаются разновидности спроса:

♦ функциональный спрос, обусловленный исключительно присущими данному благу потребительскими качествами;

♦ нефункциональный спрос, возникающий у потребителя не в силу потребительских характеристик товара, а под влиянием других факторов.

Нефункциональный спрос делится на:

1) спрос, обусловленный внешними (экзогенными) воздействиями на полезность товара:

а) эффект массового потребления;

б) эффект сноба;

в) эффект показательного потребления;

2) спекулятивный спрос;

3) нерациональный спрос.

Эффект массового потребления отражает стремление людей не отстать от жизни, от моды, соответствовать тому социальному кругу, в котором они хотели бы вращаться. Эффект присоединения к большинству часто возникает у детей с игрушками, и создание такого эффекта - главная цель в маркетинге и рекламе игрушек. Эффект сноба выражает стремление людей к исключительности, желание отличаться от других, выделаться из толпы. Эффект показательного потребления отражает такое на первый взгляд парадоксальное явление, как увеличение спроса на некоторые товары в силу того, что они имеют более высокие цены по сравнению со своими аналогами. Это явление было впервые обосновано американским экономистом норвежского происхождения Торстеном Вебленом (1857-1929) в его знаменитой книге «Потребление праздного класса». Рассматриваемый эффект наблюдается в том случае, когда потребитель ассоциирует повышенную цену с большей престижностью, своего рода элитарностью данного товара, которая вызывает дополнительный спрос. Спекулятивный спрос возникает в условиях реального или искусственно нагнетаемого дефицита. Нерациональный спрос объединяет все покупки, которые происходят под воздействием внезапного, минутного желания, каприза, прихоти. Многие крупные магазины сознательно стимулируют спонтанный спрос у покупателей, устанавливая у кассовых аппаратов стеллажи с конфетами, жвачкой, орешками и т.п.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: