Башкиры в Венгрии

В IX веке вместе с древними мадьярами предгорья Урала покинули родовые подразделения нескольких древнебашкирских родов, таких как Юрматы, Еней,Кесе и ряда других. Они вошли в состав древневенгерской конфедерации племён, которая располагалась в стране Леведия, в междуречье Дона и Днепра. В начале X века венгры вместе с башкирами под предводительством князя Арпада перешли через Карпатские горы и завоевали территорию Паннонии, основав Венгерское королевство.

В X веке первые письменные сведения о башкирах Венгрии встречаются в книге арабского учёного Аль-Масуди «Мурудж аз-захаб». Он называет и венгров, и башкир башгирдами или баджгирдами. По мнению известного тюрколога Ахмад-Заки Валиди, численное доминирование башкир в венгерской армии и переход политической власти в Венгрии в руки верхушки башкирских племен Юрматы и Еней в XII в. привели к тому, что этноним «башгирд» (башкир) в средневековых арабских источниках стал служить для обозначения всего населения Венгерского королевства.

В XIII веке Ибн Саид аль-Магриби в книге «Китаб баст аль-ард» делит жителей Венгрии на два народа: башкир (башгирд) — тюркоязычных мусульман, которые проживают южнее реки Дунай, и венгров (хункар), которые исповедуют христианство. Он пишет, что у этих народов разные языки. Столицей страны башкир был город Керат, расположенный на юге Венгрии.[43] Абу-ль-Фида в произведении «Таквим аль-булдан» пишет, что в Венгрии башкиры жили на берегах Дуная по соседству с германцами. Они служили в знаменитой венгерской коннице, наводившей ужас на всю средневековую Европу[43].

Средневековый географ Закарийа ибн Мухаммед ал-Казвини (1203—1283) пишет, что башкиры живут между Константинополем и Болгарией. Он так описывает башкир: «Один из мусульманских богословов башкир рассказывает, что народ башкир очень велик и что большая часть их использует христианство; но есть между ними и мусульмане, которые должны платить дань христианам, как христиане у нас мусульманам. Башкиры живут в избах и не имеют крепостей. Каждое местечко предоставлялось в ленное владение знатной особе; когда же царь заметил, что эти ленные владения давали повод ко многим спорам между владельцами, он отнял у них эти владения и назначил определённое жалованье из государственных сумм. Когда царь башкир во время набега татар вызывал этих господ на войну, они отвечали, что будут повиноваться, только с тем условием, чтобы данные владения были им возвращены. Царь отказал им в том и сказал: выступая в эту войну, вы ведь защищаете себя и детей своих. Магнаты же не послушались царя и разошлись. Тогда напали татары и опустошили страну мечом и огнем, не находя нигде сопротивления» [44].

Польский историк Т. Левицкий в статье «Madjar, Madjarstan»[45] приводит информацию о башкирах, принявших в 1241 г. активное участие в вооружённом сопротивлении венгров татаро-монголам из армии Бату-хана. Т. Левицкий приводит сведения об участии башкир в составе объединённого германо-венгерского войска в разгроме одного из отрядов татаро-монголов возле города Шибеник на берегу Адриатического моря[46].

Эпоха монгольского нашествия [

Язык древних башкир.
Чтобы узнать происхождение этнонима «Башкорт», надо в первую очередь определить, какому семейству, группе языков относились башкиры. Почти во всех ранних источниках, а именно у Ибн-Фадлана, ал-Балхи, ибн-Даста, ибн-Саид, Якут, ал-Масуди, Идриси, Рашид-ад-Дина и других говорится, что башкиры являются одним из тюркских народов.
А знаменитый ученый средневекового Востока Махмуд Кашгари (XI в.) в своем словаре «Дивану лугат ат-тюрк» пишет, что башкирский язык наряду с языком йемеков (имаков-карачаевцев?) близок с такими тюркскими языками, как «кыргыз, кыфджак, угуз, тухси, ягма, чигиль, чарук». Башкиры в его работе фигурируют как один из «двадцати главных и первоначальных тюркских народов». В словаре нашли отражения как общетюркские явления, так и черты, характерные для отдельных языков, в том числе башкирского языка: начальный «й», согласный «њ» (нг), глухой «т» вместо «д» и другие. Вывод очевиден: относить древнебашкирский язык к иранскому, финно-угорскому или другой группе языков не имеет смысла. Были лишь отдельные словарные заимствования.
Происхождение этнонима «Башкорт».
Объяснение происхождения этнонима имеет принципиальное значение. От этого зависит происхождение самого народа. По вопросу возникновения этнонима башкорт в настоящее время существуют различные точки зрения. Перечисленные все 44 версии можно разделить на несколько категорий.
I. Объяснение происхождения по языку:
1) Из тюркских языков (в том числе и из башкирского).
2) Из иранских языков.
3) Из финно- угорских языков.
4) Из курдского языка.
Как было сказано выше, искать этноним башкир надо из тюркских языков.
I I. Объяснение происхождения по линии расчленения:
1) Расчленение на 2-3 части: баш-корт, баш-кор-т… Где баш употребляется в значении голова, глава, серый, пять, а кор, корт объясняется по-разному.
2) Расчленение на 2 части: башк-орт. Где башк (башка) имеет смысл отдельная, а орт (юрт, урда)- страна, ир-т – мужчина, человек.
3) Народ Бушка, Ба-шу-ки-ли.
4) В последнее время наиболее распространена версия происхождения
этнонима от антропонима Башкорт у хазар, половцев без объяснения происхождения.
При объяснении происхождения этнонима башкорт надо обратить внимание на следующие факты, которым не должны противоречить свои версии:
- самоназвание башкир «башкорт».
- через арабский язык можно передать слово башкорт, не изменяя фонетику:
башкурт, башкурд, башгурт, башгурд.
- хотя слово башкорт хорошо слышится и пишется, есть варианты с другим произношением: башгирд, бажжурт, башкир, баскыр, бушка, баскатир, басжирд, истяк- иштяк…
- в башкирских шэжэре нет Башкорт-хана, все племена не ведут от него свою родословную.
- нет племени башкорт, а есть народ и страна с обобщающим названием.
С 10 века часто упоминается страна Башкурт из числа тюрок.
- почти все башкирские племена есть у других тюркских народов.
-географические объекты, фигурирующие в башкирских преданиях, легендах, шежере представлены следующими топонимами и гидронимами:
р.Агидель (Идель, Белая) от верховья до устья с притоками (Нугуш, Дема, Танып, Уршак), истоки Яика (р.Урал), р.Сакмара, р.Мелля, р. Ик, р.Миасс, р.Уй, р.Тобол, р.Иртыш; озера Аслы- куль, Кандра; горы Иремель, Ирендык, Балкантау… Башкирские племена занимали вышеназванные земли.
- на территориях, где упоминают башкир, находят разные археологические культуры. Надо связать и объяснить эти факты.
- В материалах средневековых авторов фиксируются не только народ под названием башкорт, но и страна, горы, земли и города башкир с аналогичным названием. Однако тут надо заметить, что в исследованиях современных ученых мало обращается внимание на эти ономастические факты, или они вообще игнорируются. Не объясняют и тот факт, что башкиры одновременно упоминаются в разных частях света.
- Наличие пяти антропологических типов башкир говорит о том, что они были неоднородны по своему составу и происхождению.
- иногда и венгров называют башкирами.
Общие требования к гипотезам нижеследующие:
- выдвигать только правдоподобные гипотезы.
- выдвинутая гипотеза должна превосходить других по своему обоснованию.
- гипотеза должна быть хорошо объяснима и обоснована.
- выдвинутая гипотеза должна опираться на надежные данные.
- выдвинутая гипотеза должна заслуживать доверия в определенной степени.
Из всех вышеперечисленных версий происхождения этнонима башкорт ни один не отвечает этим требованиям.
Предлагаю свою версию происхождения этнонима башкорт. Общим корнем этнонимов башкорт, башкир, бушка, башукили, паскатир является башк. Название башк(бэш ок), т.е. 5 стрел, имел значение 5 областей.
Для сравнения, страна древних тюрок имела название «он ок», т.е.
«10 стрел» и состояла из 10 областей или провинций. В 635 г. племена дулу и нушиби добились самоуправления; пять племен дулу и пять племен нушиби получили по начальнику не из рода Ашина, а, по-видимому, из местной племенной знати. Каждый из этих начальников был по достоинству приравнен к шаду, т.е. принцу крови. Каждому из них была вручена стрела как символ власти, и отсюда возникло название «тюрки десяти стрел». Границей между двумя союзами, дулу и нушиби, стала р. Чу.
В сказании «Огуз-наме» упоминаются башкирские горы, народ башкорт и его предводитель Карашит. В антропониме вторая часть шит(шад)- переводится как наместник кагана, принц крови, высший военный и административный титул в Тюркском каганате. Значит, среди башкир были наместники кагана или принцы. Огузы воевали против башкир и победили.
Война огузов против башкир упоминается и у арабского путешественника Аль-Масуди (10 в.): «Тюркские племена баджна, баджгурд, баджнак и наукерд воевали против огузов, карлуков, кимаков за Джурджанское (Аральское) море, проиграли и ушли на запад». Эта война происходила примерно между 820- 870 г.г.
Этноним «Огуз» Е. Прицак связывает со словом ок (стрела), что соответствует племенной единице. Л.Н. Гумилев термину «Огуз» придал значение союз племен, общин. Вследствие чего он объясняет, почему уйгуров называли 9(токуз) огуз, а карлуков 3(уч) огуз, хотя они к Огузам
(Гузам- Кара Гузам, т.е туркменам) не имели никакого отношения. Возможно, и этноним кыргыз произошел от кыр огуз- степной огуз, а касог от кос (куш) ок –парные(2) стрелы.
Как известно, тюркские языки подразделяются на «З»-язычные
(основная часть тюркоязычных народов) и «Р»-язычные (ныне так разговаривают только чуваши). Следующие слова будут иметь такое чередование: токуз- тухыр, денгиз-денгир, кыз-кыр… Этноним «Огуз» у «Р»-язычных тюрков имел произношение огур, огор, угр и т.д. Так появились этнонимы булгар-биэл(5) огур, венгр-оногур-ун(10) огур, утургур-утур(30) огур, сарагур-желтые огуры, биттогур-черные огуры, в составе которых были «Р»-язычные тюрки.
Упоминание стрел можно встретить в разных исторических источниках. По рассказу Геродота, когда Дарий пошел войною на скифов, скифский вождь прислал ему «дары»: птицу, мышь, лягушку и 5 стрел. Против персов выступил союз племен гелонов, будинов, савроматов. В башкирской легенде «Последний из Сартаева рода» Джалык бий отослал Менгу-Тимуру сломанную стрелу и мертвую мышь в знак непокорности.
Другая часть этнонима «башк-орт», хотя по звучанию разная, имеет одинаковый смысл. «Орт-Йорт» переводится как юрта, жилище, дом, а раньше имел значение страна, земля. Ногай юрт- страна Ногай, Булгар юрт, Сибирский юрт, Идель юрт, Устьюрт тому доказательство.
Некоторые народы называли «Башк-ир». «Ир- ер- йер»- имеет значение земля, более в широком значении- страна. «Священный Йер-Су» переводят как Священная Земля-Вода в узком значении, а в более широком как Родина, Отчизна, Природа.
В слове «Паскатир-баскатир» можно увидеть наслоение: баск-орт-ер.

Этногенез башкир чрезвычайно сложен. Южный Урал и прилегающие степи, где произошло формирование народа, издавна были ареной активного взаимодействия разных племён и культур.

В литературе по этногенезу башкир рассматриваются три основные теории происхождения башкирского народа[1]:

· тюркская (П. И. Рычков, И. И. Георги, В. М. Флоринский, Н. М. Малиев, С. И. Руденко, Н. В. Бикбулатов, Р. Г. Кузеев, Н. А. Мажитов и др.)

· финно-угорская (Ф. И. Страленберг, В. Н. Татищев, Ш. Э. Уйфальви, Д. А. Хвольсон, М. И. Уметбаев, Д. Г. Киекбаев, Э. Мольнар, Д. Дечи, Ю. Ф. Немет и др.)

· иранская (М. С. Акимова, Р. М. Юсупов и др.)

Тюркская теория

Суть теории состоит в том, что основным ядром этногенеза башкир являлись тюркские древнебашкирские племена.

Основывается на том, что арабские, персидские и среднеазиатские авторы пишут о башкирах как о тюрках. Среди них Ахмет ибн Фадлан, ал-Масуди, Шариф Идриси, Рашид ад-Дин, Махмуд Кашгари.

В научной литературе тюркской теории придерживались П. И. Рычков, Т. Мюллер, И. Г. Георги, В. М. Флоринский. Впоследствии теория была развитаС. И. Руденко, Н. В. Бикбулатовым, Н. А. Мажитовым, Р. Г. Кузеевым с привлечением данных антропологии, археологии, лингвистики, этнографии.

Этапы формирования по Р. Г. Кузееву

· С середины I тыс. н. э. до рубежа VIII—IX вв. — выделение из раннесредневековых племенных общностей и формирование на основе их взаимодействия и смешения основных компонентов древнебашкирского этноса. На Сырдарье и в Приаралье складывается группа древнебашкирских племён (бурзян,усерган, байлар, сураш, тангаур, ягалбай, тамьян, ун, бишул, кудей).

· В VIII — начале IX в. в центральном районе Бугульминской возвышенности в VIII — начале IX в. формируется булгаро-мадьярская племенная группа, которая представляет собой сложный синтез булгарских или булгаризированных тюркских племен с угорскими, преимущественно древнемадьярскими племенами при доминирующей роли древнетюркского (булгарского) компонента (юрматы, юрми, еней, гайна (тархан), кесе, буляр, нагман, танып, юламан, имес, юрмын) и тюркизированными уграми, мигрировавшими в Приуралье из Западной Сибири.

· Взаимодействие местных финно-угорских племен с пришлыми родо-племенными группами сармато-аланского происхождения (сызгы, упей, терсяк, уваныш и др.)

· Миграция древнебашкирских племен в Приуралье и их взаимодействие в IX—X вв. с булгаро-мадьярскими и тюркизированными финно-угорскими племенами — основа становления древнебашкирского этноса.

· XI — начало XIII в. — этап дальнейшей консолидации компонентов древнебашкирского этноса при сохранении ведущей культурно-языковой роли пришлых башкирских кочевников. Степная культура и тюркский язык формирующейся общности развивались за счет притока новых групп тюркоязычных кочевников (ай, тырнаклы, каратавлы, тау, сарт, мурзалар, кумлы, истяк и др.) с востока. Начинается миграция древнебашкирских племён на Южный Урал и в бассейн р. Белой.

· В XIII—XIV вв. мощный приток в Исторический Башкортостан кыпчакизированных племен (кыпчакская группа — кыпчак, канлы, гэрэ, сары, кошсы, туркмен, бушман, джете-уру, байулы, кармыш, киргиз, елан, казанчи; катайская группа — катай, найман, балга, маскар, сальют, борэ, балыксы; табынская группа — табын, уйшин, суюндук, дуван, кувакан, сырзы, теляу, барын, бадрак, таз; минская группа — мин, кырк-уйле, куль, суби, миркит). Кыпчаки формируют современный этнический облик башкир.

· В XV — первая половина XVI в. — углубление и стабилизация этнических процессов предшествующей эпохи. Смешение башкир с ногаями (ногай-бурзян, ногай-юрматы) и фино-уграми хотя и оказало определенное влияние на формирование региональных этнографических групп формирующейся народности, но не изменило общего направления развития этнической консолидации башкирской народности.[3]

З. Валиди отмечал помимо названного более позднее этническое взаимодействием с народами и этносословными группами Волго-Уральского региона и Средней Азии (татарами, мишарами, тептярами, казахами, калмыками, каракалпаками, сартами и др.), которое, однако, не изменило общего направления развития этнических процессов[4].

В советской историографии конца 1980-х гг. наиболее популярной считалась тюркская теория происхождения башкир. На современном этапе исследования остается ряд ещё нерешенных вопросов, в частности о времени формирования башкирского народа, какие факторы этнической истории башкир считать основными и т. д.[3]

Финно-угорская теория

Суть теории в том, что мадьярские племена, в первую очередь юрматы и еней, являлись ядром формирования башкирского этноса. Впоследствии они перешли на тюркский язык ассимилированных племён.

Основывается на том, что в составе и башкир и мадьяр были племена юрматы и еней и др., сохранявшие память друг о друге после переселения венгров вПаннонию.

В Европе башкир считали родственными венграм ещё в XIII веке. Путешественники Юлиан, Плано Карпини и Гийом де Рубрук, писавшие о тождестве башкирского языка с мадьярским. Именно поэтому они называли страну башкир «Великая Венгрия».

В европейской научной литературе угорская теория была описана первой (Филипп-Иоганн Страленберг (1676—1747), В. Н. Татищев (1686—1750), Н. М. Карамзин (1766—1829), Д. А. Хвольсон). Н. М. Карамзин в I томе «Истории государства Российского» писал, что «в начале язык у них (башкир) был венгерский. Потом они отюречились».

Теорию развивали М Уметбаев, Джалиль Киекбаев, Н. П. Шастина; среди венгерских ученых доктор Д.Дьерффи. Р. З. Янгузин считал, что «комплексные исследования по этнографии, языкознанию, археологии, антропологии и другим наукам доказывают, что угорская теория происхождения башкирского народа имеет право на существование».

В настоящее время угорская теория происхождения башкир большинством учёных считается устаревшей. Т. М. Гарипов и Р. Г. Кузеев писали, что «существование в исторической науке особой „башкиро-мадьярской“ проблемы, как отражение определенных взглядов, трактующих родство и даже тождество этих в действительности разных народов, лишено научного смысла и является своеобразным анахронизмом»[5].

Иранская теория

Суть теории состоит в том, что основным элементом формирования башкир были индоиранские племена раннего железного века, центром расселения которых в III веке до н. э. — IV веке н. э. был Южный Урал. Прежде всего, сако-сарматские, дахо-массагетские племена Южного Урала и Прикаспийского региона, которых (в современной исторической науке) принято относить к ираноязычным племенам[6]

В основе теории исследования антропологии башкир и палеоантропологии древнего населения Южного Урала, данные фонетики, гидронимики (наличие фонем һ, ҡ, ҙ, ҫ в названиях рек, предположительно, иранского происхождения) и др.

По мнению М. С. Акимовой, происхождение понтийского антропологического типа башкир связано с индоиранскими племенами раннего железного века. В краниологических исследованиях Р. М. Юсупова прослеживается сходство морфологических данных юго‑западных и юго‑восточных башкир с палеоантропологическими материалами раннего железного века.

С. А. Галлямов, опираясь на археологические материалы и на лингвистические исследования, указавающие на наличие иранской фонетики в современном языке башкир, происхождение башкир рассматривает в рамках индоиранской, индоевропейской гипотезы, согласно которой древние предки современныхбашкир в VI тысячелетии до нашей эры проживали на территории Месопотамии. Затем часть их переселилась в Среднюю Азию на территорию современного Туркменистана, и дальше на Южный Урал, где они составили основу башкирского этноса

В настоящее время гипотеза С. А. Галлямова считается ненаучной

С. Галлямова действительно можно отнести к мифотворчеству, к «фольксхистори»…

О негативных же сторонах или исторических «ляпах» в творениях С. Галлямова мне писать не позволяет объем — они видны невооруженным глазом, их достаточно просто прочитать.

…эта, версия, точнее постановка проблемы (проблема иранско-арийского компонента в башкирском этногенезе), — о сако-иранском компоненте в языке и культуре башкир существует не только в фантастических писаниях С. Галлямова, но и разрабатывается вполне серьёзными учеными, без всякой спекуляции. В качестве примера цитирую статью серьёзного ученого, доктора филологических наук, профессора Э. Ф. Ишбердина: «Поскольку башкирский и персидский язык относятся к разным языковым семейством, древнейший пласт можно признать субстратом, то есть он является следствием участия осколков древнеиранских племен в этногенезе башкирского народа».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: