Тема 1.1 Язык и речь. Функциональные стили речи

Слово в общении бывает животворящим и разрушительным. Оно может объединять и разъединять людей, приносить удовольствие или неприятности.

Все зависит вот того, какая информация передается с помощью слова и как это делают ее отправители.

С целью улучшения информирования людей на данном этапе все шире используются технические средства, включая компьютеры, и в этом конечно, видится прогресс. Но одновременно непосредственное общение заменяется опосредованным, осуществляемой СМИ, а это ведет к росту отчуждения между людьми, снижение уровня их коммуникабельности, контактности, а также - эмоциональности.

От того, на каком уровне находится культура деловых людей, зависят результаты их профессиональной деятельности, взаимоотношения с коллегами, партнерами по бизнесу и клиентами, в конце концов психическое здоровье.

1. "Этика делового общения" как учебная дисциплина и ее задачи

Объект дисциплины - деловое общение, а ее предмет - его моральный и психологический аспекты, этические и психологические механизмы.

Этика делового общения - это новая учебная дисциплина, становлению и развитию которой способствовали различные области науки (этика, психология, философия, социология) и практики (управление, менеджмент, маркетинг и т.д.). Однако наиболее существенное влияние на нее, конечно, произвели этика и психология - науки, занимающиеся человековедением и изучают одну и ту же природу человеческого поведения (но под разными углами зрения) и факторы, влияющие на жизнедеятельность людей и их взаимодействие.

Этика - наука о морали, ее развитие, принципы, нормы и роль в обществе, то есть о правильном (и неправильное) в поведении. Итак, надо различать этику как науку, а мораль как реальное явление, которое она изучает. Мораль является формой общественного сознания, направленной на утверждение самоценности человека, его прав на достойную и счастливую жизнь.

Следует различать понятия "мораль" и "нравственность", хоть в какой-то мере они рассматриваются как синонимы. Мораль всего является определенной формой сознания, совокупность осознаваемых людьми принципов, правил, норм поведения, а нравственность в основном понимается как воплощение этих принципов, правил и норм в реальном поведении людей и отношениях между ними. Естественно, что такое воплощение имеет несколько иной смысл, чем совокупность абстрактных правил и предписаний морали.

2. Деловое общение и его особенности

Люди, как правило, начинают общаться по какой-то причине. При этом их действия связаны с предметом общения, определяет его сущность, позволяет определить его направленность. Существует, например, общение интимное, профессиональное, деловое и др. Предметом нашего анализа является деловое общение.

Содержанием делового общения является "дело", по поводу которого возникает и развивается взаимодействие. В литературе есть разные описания его специфики. Выделяются следующие характеристики делового общения: собеседники являются личностями, значимымимы друг для друга, они взаимодействуют по поводу конкретного дела, а основная задача такого общения - продуктивное сотрудничество. По мнению некоторых ученых, общение следует считать деловым, если его определяющим содержанием выступает социальное значимая совместная деятельность. Другие считают, что деловое общение - это устный контакт между собеседниками, имеют для этого необходимые полномочия и ставят перед собой задачу решить конкретные проблемы.

При деловом общении легче устанавливается контакт между людьми, если они говорят "на одном языке" и хотят прийти к продуктивному сотрудничеству. При этом основами их общения являются этические нормы и ритуальные правила деловых взаимоотношений, знания и умения, связанные с обменом информацией, использованием способов и средств взаимовлияния, взаимопонимания.

Большое значение имеет моральный аспект делового общения. В профессиональной деятельности люди пытаются достичь не только общих, но и лично значимых целей.

Этика делового общения базируется на таких правилах и нормах поведения партнеров, которые способствуют развитию сотрудничества. Прежде всего речь идет об укреплении взаимодоверия, постоянного информирования партнера относительно своих намерений и действий. В некоторых зарубежных корпорациях и фирмах также разработаны кодексы чести для служащих. Доказано, что бизнес, который имеет нравственную основу, является выгодным и прогрессивным.

Профессиональное общение формируется в условиях конкретной деятельности, а потому в определенной степени впитывает в себя ее особенности, является важной частью, средством этой деятельности. В профессиональной культуре общения можно выделить общие нормы общения, обусловленные характером общественного строя и основываются на достижениях прошлого и настоящего.

Имея деловые отношения с иностранцами, следует помнить о национальных особенностях общения. У каждого народа есть свои культурные традиции, свой национальный характер, их нельзя игнорировать. Пока интересы сторон совпадают, национальные различия практически не заметны. Если возникает конфликт - они играют важную роль. Национальный стиль общения - это только типичные, более ярко выражены особенности мышления и поведения. Эти черты присущи не обязательно всем представителям определенной нации. Но всегда при встречи с иностранцами эта информация должна служить ориентиром, поскольку национальные особенности могут повлиять на результаты общения.

Тема 1.1 Язык и речь. Функциональные стили речи


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: