Вопрос 11. Ассоциативные формы предпринимательства и некоммерческие

В рыночной экономике разных стран существуют различные типы объединений, которые различаются между собой по тем или иным признакам. В основу их классификации положены признаки: • цель объединения, • характер хозяйственных отношений между участниками, • степень самостоятельности входящих вобъединение пред­приятий. Простейшей формой объединения является картель — объединение предприятий одной отрасли. Участники договариваются между собой о: • рынках сбыта, • условиях реализации, • величине сбыта (квота), • товарных ценах. Характерными особенностями объединения данного типа яв­ляется то, что их объединение носит договорной характер, сохраня­ется право собственности участников на свои предприятия, а следо­вательно, сохраняется хозяйственная, юридическая и финансовая самостоятельность. Синдикат является одной из разновидностей соглашения кар­тельного типа. Как правило, участники данного соглашения созда­ют единый сбытовой орган продукции его участников в форме АО или ООО. Участники сохраняют свою юридическую и финансовую само­стоятельность, иногда, частично, и свою сбытовую сеть. Коммер­ческую самостоятельность теряют. Форма синдиката распространяется в отраслях с массовой од­нородной продукцией: горнодобывающей (угольная, цветная про­мышленность), металлургической, химической. Другой разновидностью картельного типа являются пулы. Пулом называют объединение предпринимателей, предусмат­ривающее особый порядок распределения прибыли его участников. Формируется «общий котел» за счет прибыли участников, который распределяется между ними. Участники пула приходят к взаимовыгодным соглашениям о форме передачи патентов и лицензий. Трест представляет собой объединение, в котором предприя­тия соединены в виде производственного комплекса, ранее принад­лежащего разным предпринимателям, при этом они теряют свою юридическую и хозяйственную самостоятельность. Форма объеди­нения в виде треста удобна для организаций комбинированного про­изводства. В трест, как тип объединения, входят либо предприятия разных отраслей промышленности, либо предприятия, осуществ­ляющие последовательную обработку сырья, либо играющие вспомогательную роль — одно предприятие по отношению к другому (АПК, целлюлозно-бумажные комбинаты). Концерн — это объединение самостоятельных предприятий, связанных посредством системы участия, персональных уний, фи­нансирования, патентно-лицензионных отношений, тесного произ­водственного сотрудничества. Концерн, как правило, представляет собой объединение про­изводственного характера, в которое входят предприятия разных отраслей. Форма объединения может носить характер «вертикаль­ного» и «горизонтального» вида. Вертикальное объединение включает предприятия разных от­раслей промышленности, производственный процесс которых вза­имосвязан (металлургические, горнодобывающие). Горизонтальное объединение включает в себя предприятия разных отраслей производства, не связанных между собой. Как правило, это предприятия в форме акционерных обществ или иных хозяйственных объединений, сохраняющих самостоятельность, но они имеют общее руководство, осуществляемое головной компани­ей — холдингом. Холдинг представляет собой головную компанию, обладаю­щую контрольным пакетом акций предприятий, объединенных в единую структуру, осуществляет управление ими и контроль за их деятельностью (СМИ). Особенностью холдинговых компаний является то, что это многофункциональные образования, обеспечивающие последова­тельное объединение производственных и денежных ресурсов, ха­рактеризующиеся дифференциацией производств, ориентацией на разработку и внедрение новейших технических решений, и реализа­цию инвестиционных программ. Холдинговые компании владеют контрольным пакетом акций юридически самостоятельных предприятий для осуществления кон­троля над их операциями. Господствующее положение в экономике любой страны зани­мают крупные хозяйственные комплексы, представленные мощны­ми промышленными компаниями, которые называют финансово-промышленными группами. Финансово-промышленные группы (ФПГ) — это хозяйствен­ные объединения предприятий, организаций, кредитных финансо­вых учреждений и инвестиционных институтов, создаваемых с це­лью ведения совместной скоординированной деятельности. Они включают в себя группировку различных предприятий: промыш­ленных, торговых, финансовых, страховых и т.д. ФПГ обычно кон­тролируют многочисленные крупные, средние, мелкие предприя­тия. Они могут возникнуть как на основе крупнейших промышлен­ных или торговых компаний, влияние и могущество которых обес­печивают им доступ к ресурсам финансово-кредитных институтов, либо формироваться в результате финансовой концентрации вокруг кредитных и банковских организаций. ФПГ часто рассматривают как средство борьбы с отечествен­ным монополизмом, ибо они имеют реальную базу развертывания диверсификации производства, располагают большими ресурсами и возможностью мобильно перебрасывать их из одной отрасли в другую, использовать для создания филиалов в различных регио­нах страны. ФПГ формируют смешанную экономику, т.к. в них могут уча­ствовать и государственные предприятия, что придает ФПГ необхо­димую надежность в период формирования рыночных отношений. Процессы приватизации и акционирования, изменения струк­туры инвестиций, увеличение доли предприятий, основанных на частной и смешанной форме собственности, усиление финансовой мощи банков и их интеграция для мобилизации ресурсов привели к формированию финансово-промышленных групп в России. Деятельность ФПГ имеет важное значение для формирования рынка России, т.к, в результате интеграции экономических, орга­низационных, технологических, интеллектуальных потенциалов их участников обеспечиваются реальные механизмы самофинансиро­вания, наращивания инвестиций для новых высокоэффективных производств. ФПГ является действенным инструментом реализации приори­тетов структурной политики, развития перспективных отраслей и производств, реализации достижений НТП и экологических про­грамм. Н екоммерческой организацией является организация (НКО), не имеющая извлечения прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками. НКО могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных и иных целей, направленных на достижение общественных благ. НКО могут создаваться в форме общественных или религи­озных организаций (объединений), некоммерческих партнерств, учреждений, автономных некоммерческих организаций, соци­альных, благотворительных и иных фондов, ассоциаций и со­юзов, а также в других формах, предусмотренных федеральным законом. Некоммерческим партнерством признается основанная на членстве некоммерческая организация, учрежденная граждана­ми и (или) юридическими лицами для содействия ее членам в осуществлении деятельности, направленной на достижение со­циальных, благотворительных, иных целей. Некоммерческое партнерство вправе осуществлять предпринимательскую деятель­ность, соответствующую целям, для достижения которых оно создано.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: