double arrow

Вопрос 9. Субъекты и виды предпринимательской деятельности


Предпринимательство является одной из форм экономической деятельности. Предпринимательство — это инициативная самостоятельная деятельность граждан и их объединений, осуществляема на свой страх и риск и под свою ответственность, направленная на получение прибыли. Предприниматель может заниматься любыми видами деятельности, если они не запрещены законом (хозяйственно-производственной, торгово-закупочной, инновационной, консультационной, посреднической). Предпринимательская деятельность может осуществляться одним человеком или коллективом (партнеры), с применением наемного труда или без него, с образованием юридического лица или без него Субъектами предпринимательства могут быть: • граждане РФ и других государств, не ограниченные в установленном законом порядке в своей деятельности; • граждане иностранных государств и лица без гражданства, в пределах полномочий, установленных законом; • объединения граждан (партнеры). Предпринимательская деятельность, осуществляемая без при­менения наемного труда, регистрируется как индивидуальная тру­довая деятельность, а с привлечением наемного труда — как пред­приятие. Для развития предпринимательства необходимы определенные условия: • многообразие форм собственности и форм хозяйствования; • стабильность экономической и социальной ситуации в стра­не; • экономическая свобода производителей и потребителей; • открытость и равновесность рынка; • формирование гражданского правового общества. Защита собственности и прав предпринимателей; • льготный режим налогообложения и кредитования; • развитая инфраструктура поддержки предпринимательства; • возможность гарантированного страхования коммерческого риска; • свободный выход на внешний рынок. Предпринимательская деятельность осуществляется в двух формах: • самим собственником средств производства на свой страх и риск и под свою имущественную ответственность; • руководителем предприятия от имени собственника. Пре­делы распоряжения такой собственностью регулируются контрактом (договором). В нем определяются ограниче­ния прав в использовании имущества и проведении от­дельных видов деятельности, порядок и условия финан­совых взаимоотношений и материальной ответственнос­ти сторон. Предприниматель не обязательно является собственником. Предпринимателем может быть собственник, менеджер и всякий человек, берущийся за дело на свой страх и риск. Предпринимательство выросло из мелкого бизнеса. Предпри­ниматель в малом бизнесе ориентирован на достижение финансо­вого результата, менеджер крупной компании — на обладание вла­стью и престижем. Предприниматель в малом бизнесе демонстрирует определен­ный талант, энтузиазм, преданность своему бизнесу, которые очень редко можно увидеть у менеджеров фирм. Предприниматель рассматривает продажу товара, оказание услуг или выполнение работы как средство общения с потреби­телем (клиентом). Цель бизнеса — создать потребителя. Если потребителя (клиента) не удовлетворяет товар, предпринима­тель меняет весь образ своих действий, всю политику и концеп­цию товара. Он не может ограничиться изменениями в процес­се продажи. Российское законодательство определяет предпринимателя как субъекта, деятельность которого направлена на получение прибыли и ведется им на условиях собственной имущественной ответствен­ности. Формула предпринимательства проста: получение максималь­ной прибыли при минимальном риске. Важнейшими чертами предпринимательства являются риск, мобильность и динамичность. Сущность предпринимательства рас­крывается через следующие функции: • предприниматель берет на себя инициативу соединения фак­торов производства для создания товаров (работ, услуг) с целью получения прибыли; • предприниматель есть организатор производства. Опреде­ляет стратегию и тактику поведения фирмы, принимает от­ветственность за их проведение; • предприниматель — это новатор, так как внедряет новые не­традиционные приемы, и способы увеличения прибыли; • предприниматель — это человек, не боящийся риска и со­знательно идущий на него ради достижения цели. Предпринимательская деятельность характеризуется тем, что предприниматель берется за все, за что потребитель готов запла­тить сегодня деньги. Чтобы реализовать товар, необходимо его иметь. Товар пред­приниматель может делать сам, получать от других, а затем реализовывать. Исходя из чего предпринимательство можно разделить на три формы: производственное, коммерческое, финансовое. Бу­дучи относительно самостоятельными видами деятельности, они дополняют друг друга. Производственное предпринимательство — это деятельность, направленная на производство продукции, оказание услуг, выпол­нение работ, сбор, обработку и предоставление информации и т.д., подлежащих последующей реализации потребителям. Для его реа­лизации требуются финансовые и материальные ресурсы. Исход­ным элементом технологии реализации данного вида предприни­мательства является выбор основной области деятельности. Выбор вида деятельности предполагает проведение маркетинговых иссле­дований: насколько товар или услуга нужны покупателю (клиен­ту), каков спрос, его величина и тенденции развития, какова воз­можная продажная цена, издержки производства и реализации, предполагаемые объемы продаж. Результатом данного вида предпринимательства является про­изводство продукта, который должен быть реализован. Реализация возможна с помощью посредников-агентов, брокеров и т.п. или личными силами. Усилия предпринимателя должны быть сосредо­точены на заключении сделки на поставку изготавливаемого про­дукта до начала его производства, чтобы снизить риск банкротства. Необходимо следить за конъюнктурой, чтобы своевременно отреа­гировать на изменение в спросе, что приводит к индивидуализации товара (услуги) и формированию цены. Предприниматель должен стремиться к ускорению оборачива­емости, считать, что сделка должна давать годовую прибыль не менее 20—22% от затрат. Под контролем предпринимателя должны находиться каналы распределения продукции (работ, услуг) — оптовая и розничная сеть, дилеры, агенты и т.д. Скорость оборота вложенных средств во мно­гом определяется каналами распределения. Коммерческое предпринимательство характеризуется тем, что его содержание составляют товарно-денежные, торгово-обменные операции, т.е. имеет место перепродажа. В качестве ис­ходной стадии технологии стоит выбор — что покупать, что пе­репродавать и где цена реализации должна быть выше закупоч­ной цены, спрос на предполагаемый товар должен быть доста­точным. Необходимо провести исследование рынка с целью оцен­ки его конъюнктуры, т.е. какие товары, услуги, работы будут пользоваться наибольшим спросом, каковы цены покупки и реа­лизации. Предприниматель должен разработать конкретный план дей­ствий — маркетинг-план, в нем определить мероприятия по прове­дению сделки купли-продажи; сделать расчет цен по закупке и про­даже, затрат, результатов; определить средства на рекламу, транс­портные расходы, расходы на оформление коммерческих докумен­тов, требуемый персонал, затраты по аренде помещений, формы реализации товаров, закупку товаров, обосновать получение креди­тов, рассчитать налоги. Важным моментом разработки маркетинг-плана является увязка по срокам и исполнителям. Тщательно составленный маркетингплан позволяет оценить выгодность или убыточность сделки. Финансовое предпринимательство является разновидностью коммерческого предпринимательства, объектом купли-продажи: выступает специфический товар: деньги, валюта, ценные бумаги. Рынок денег, валюты и ценных бумаг является реальностью, его участниками являются банки, фондовые биржи, юридические и физические лица. Предприниматель должен проанализировать рынок ценных бумаг и маркетинговой деятельности. Необходимо найти и привлечь потенциальных покупателей денег, валюты и ценных бумаг. Одно­временно он устанавливает источник получения денег, валюты и ценных бумаг. Предприниматель может выступать в роли продавца, ростовщика, представляющего деньги, валюту и ценные бумаги потребителю взаймы за определенную плату или под определен­ный процент. Важной формой финансового предпринимательства является эмиссия ценных бумаг. Предприниматель их продает, размещает на определенных условиях и обязательствах в качестве «финансово­го товара». Покупка ценных бумаг и продажа за большие деньги является распространенной формой. При отсутствии денег для по­купки ценных бумаг предприниматель может осуществлять их по­купку в кредит. Финансовое предпринимательство нуждается в наличии хоро­шо поставленной информации. При этой сделке предприниматель должен особое внимание уделить проверке финансовой состоятель­ности покупателя, установить гаранта, который поручается за поку­пателя. Финансовая сделка считается успешной, если ее расчетная прибыль составляет не менее 5% от денежной выручки (объема сделки), при долговременных сделках этот процент повышается до 10-15%.













Сейчас читают про: