Современные MB

Основная задача системной платы – это дать всем устройствам возможность работать на требуемых ими скоростях, а эти скорости постоянно растут. Также возрастает многообразие используемых интерфейсов, что влечет за собой изменения архитектуры системных плат в классическом дизайне Intel 440BX. Взаимодействие между устройствами, требующими максимальной полосы пропускания (МП, ОП, AGP), происходит через системный контроллер (северный мост), в который включен также контроллер 32-х разрядной шины PCI.

Через эту шину подключаются все прочие устройства, причем часть из них с помощью контроллера периферийных устройств (южный мост), который сам является PCI-устройством и включает в себя контроллеры IDE-устройств, USB и других устройств, т.е. шина PCI как бы разделяется на 2 части: быстрая (на севере) и медленная (на юге). Пиковая пропускная способность шины PCI – 133 Мб/с, что с трудом хватало даже для режима Ultra DMA66, особенно с учетом того, что южный мост вынужден делить пропускную способность шины с другими PCI-устройствами. Решение проблемы было предложено фирмой Intel в 1999 году – использовать для связи между мостами вместо шины PCI специальную шину типа «точка-тире-точка» с высокой пропускной способностью (хабовая архитектура, мосты называются хабы). Для обеспечения высокой пропускной способности и возможности ее наращивания в шине используется принцип трансляции ширины в частоту, но передавать данные на высокой частоте.

Шина Intel H18 (AHA), начавшая применяться в чипсетах серии i8xx имеет ширину 8 разрядов и передает данные с частотой 266 МГц. Реальная частота шины AHA – 133 МГц, но используется режим 2x, т.е. данные передаются два раза за один такт. Пропускная способность H18 составляет 266 Мб/c, для ее увеличения можно использовать параллельное включение двух шин (H116). Появились также и новые версии межмостовых шин Intel, которые называются HubLine (HL).

Шина HL-1.5 является 8-ми разрядной и обладает такой же пропускной способностью, что и H18 – 266 Мб/с. Шина HL-2.0 является 16-ти разрядной и работает на более высокой частоте – 266 МГц, так что ее пропускная способность в 4 раза выше и равна 1,06 Гб/с. Аналогичный подход используют и другие производители чипсетов, например VIA (V-Link), SiS (MuTIOL, AML). Hyper Transport имеет более универсальное назначение и поддержана многими производителями. Ее ширина от 2-х до 32-х бит и пропускная способность до 12,8 Гб/с.

Применение для связи между мостами специальной выделенной шины с высокой пропускной способностью внесло коррективы в архитектуру системных плат Intel 810. Данная архитектура чипсета применяется в современных платах, однако уже разработан более радикальный подход к оптимизации внутрикомпьютерных соединений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: