Теория приобретенных потребностей МакКлелланда

Эта теория связана с изучением и описанием влияния на поведение человека следующих потребностей: достижения, соучастия и властвования.

Если эти потребности достаточно сильны у человека, они окажут существенное воздействие на его поведение, заставляя предпринимать большие усилия для их удовлетворения.

Потребность достижения. Она проявляется в стремлении человека достигать стоящих перед ним целей более эффективно, чем он это делал ранее. Он готов браться за любое дело, если оно ведет к ожидаемому достижению.

Потребность соучастия. Она проявляется в виде стремления к дружеским отношениям с окружающими. Для таких людей важно, что они кому-то нужны, что они не безразличны друзьям и коллегам. В этом случае необходимо создавать условия, позволяющие регулярно получать в виде информации реакцию окружающих на их действия; им надо создавать условия для активного взаимодействия с широким числом лиц.

Потребность властвования. Эта потребность является приобретенной, состоит в том, что человек стремится контролировать людей, ресурсы, процессы. Люди, имеющие данную мотивацию, подразделяются на две взаимоисключающие группы: тех, кто стремится к власти ради власти и тех, кто к ней стремится ради решения групповых задач.

Потребности, рассматриваемые данным автором, не расположены в иерархическом порядке и могут иметь различную степень проявления.

Теория двух факторов Герцберга.

Во второй половине 50-х годов Ф.Герцберг со своими сотрудниками разработал еще одну модель мотивации, основанную на потребностях. Согласно этой теории, существуют факторы условий труда и мотивирующие факторы.

Первые факторы связаны с тем, что окружает человека там, где он работает: политика фирмы, показатели условий труда, заработная плата и т.д. Мотивационные факторы связаны с сущностью самой работы: высокая степень ответственности, продвижение по службе, возможности творчества и т.д.

Согласно этой теории, при отсутствии или недостаточном проявлении факторов условий труда у человека возникает неудовлетворенность работой, а если факторы достаточны – будет мотивация к продвижению. Это слабая теория, управлять с использованием такой теории сложно, ведь потребности у всех разные.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: