Причастность
Успех
Теория мотивации Дэвида МакКлеланда
В ряду самых значимых содержательных теорий мотивации находятся также теория мотивации Дэвид МакКлелланда и двухфакторная теория мотивации Ф. Герцберга.
Теория мотивации К. Альдерфера (ERG)
К.Альдерфер переработал иерархию потребностей А.Маслоу, предложив выделить три группы потребностей:
Начальные буквы этих групп факторов дали название этой теории ERG:
1) экзистенциальные – existence – базовые потребности существования. по Маслоу – это физиологические потребности + потребности в безопасности
2) социальные потребности – relatedness – желание устанавливать и поддерживать межличностные связи,
3) потребности роста, развития - growth (по Маслоу – самореализация, самоуважение)
Отличие теорий Маслоу и Альдерфера состоит в том, что если по Маслоу движение происходит только снизу вверх, то Альдерфер утверждал, что движение идет в обе стороны.
Например, если человек не смог удовлетворить потребности роста, то у него опять включаются потребности в принадлежности.
Движение вверх он назвал – удовлетворением потребностей, а движение вниз – процессом фрустрации, т.е. поражением в стремлении удовлетворить потребности.
Знаменитый американский психолог, автор «теории человеческих мотивов»
Основные идеи Д. МакКлелланда:
Человеку присущи 3 основные (важные) потребности:
1. Власть
2. успех (достижение успеха)
3. причастность (соучастие)
Потребность власти проявляется в желании воздействовать на других людей.
Как правило, те люди, для которых потребность власти критически значима, — это хорошие ораторы, требуют к себе повышенного внимания со стороны других, энергичные, решительные.
Возможны 2 формы проявления:
1) Человек стремится контролировать ресурсы и процессы, протекающие в его окружении ради властвования;
2) для решения групповых задач.
В первом случае не следует допускать таких людей к руководящей работе.
Во втором — следует предоставить возможность менеджеру удовлетворять эту потребность, способствовать ее развитию.
Потребность в достижении успеха заключается в стремлении человека доводить работу до успешного завершения.
Как правило, люди с ориентацией на успех любят риск и берут ответственность на себя.
Потребность в соучастии — стремление к дружеским отношениям с окружающими
Желание выполнять работу, связанную с активным взаимодействием с коллегами и клиентами.
Фредерик Герцберг во второй половине 1950-х гг. разработал модель мотивации, основанную на потребности. В этой модели он выделил две большие категории, назвав их "гигиенические факторы" и "мотиваторы".
Гигиенические факторы связаны с окружающей средой, в которой осуществляется работа, а мотиваторы связана с самим характером и сущностью работы.
По мнению Герцберга, при отсутствии или недостаточной степени гигиенических факторов у человека наступает неудовлетворение собственной работой.
Но если они достаточны, то сами по себе не вызывают удовлетворения работой и не способны мотивировать человека на что-либо.
Герцберг считал, что работник начинает обращать свое внимание на гигиенические факторы только тогда, когда найдет их реализацию неадекватной или несправедливой.
Гигиенические факторы Герцберга:
· условия работы;
· оплата труда;
· межличностные отношения начальников с подчиненными;
· политика фирмы и администрации;
· степень непосредственного контроля за работой.
Мотиваторы по Герцбергу:
· признание и одобрение результатов работы;
· возможности творческого и делового роста,
· успех (возможность достижения цели);
· продвижение по службе;
· высокая степень ответственности
Для того чтобы добиться мотивации, руководитель обязан обеспечить наличие мотивирующих факторов.
Для эффективного использования данной теории нужно составить список гигиенических и особенно мотивирующих факторов и в то же время дать сотруднику возможность самому определить и указать на то, что он предпочитает, и считаться с его желанием.