В реальной жизни возникают ситуации, когда реализация права невозможна без вмешательства государства, его органов, должностных лиц. К таким отношениям относятся:
а) отношения в сфере государственного управления (например, назначение на должность лица);
б) отношения в области распределения материальных благ в социальной сфере (выплата пенсий, пособий и т.п.);
в) отношения при разрешении споров о праве (например, при судебных спорах);
г) отношения по привлечению к юридической ответственности, назначению и исполнению наказания;
д) иные общественные отношения.
В зависимости от субъектов, применяющих нормы права, применение права делится на виды:
1) применение права представительными органами государства;
2) применение права исполнительными органами государства;
3) применение права правоохранительными органами;
4) применение права государственными контрольными органами.
Основными стадиями правоприменения являются:
1. Установление фактических обстоятельств дела;
2. Исследование и квалификация фактических обстоятельств;
3. Принятие решения по юридическому делу и издание акта применения права.
Под фактическими обстоятельствами принимаются: лицо, совершившее правонарушение; время и место совершения правонарушения; способ его совершения; наступившие вредные последствия (в процессуальных отраслях права); содержание трудового конфликта, его участники (в трудовом праве); участники сделки, обстоятельства ее совершения (в гражданском праве).
Поскольку фактические обстоятельства происходили в прошлом, их подтверждение происходит с помощью доказательств и доказывания.
При квалификации фактических обстоятельств субъектам правоприменения необходимо найти нормы права, которыми регулируются исследуемые обстоятельства. Законность и правопорядок определяются правильной юридической квалификацией.
Принятия решения по юридическому делу и издание акта применения права завершают правоприменительный процесс. К актам применения права относятся Указ Президента РФ, постановления Государственной Думы Федерального Собрания РФ, приговор, решения суда, приказ, распоряжение директора завода и т.д. Они должны отвечать определенным, установленным законом требованиям.
Акты применения права классифицируются по различным основаниям:
1. По издавшим их субъектам на: акты органов государственной власти, акты органов государственного управления, акты контрольно-надзорных органов, акты судебных органов, акты органов местного самоуправления.
2. По характеру воздействия на: регулятивные, охранительные.
3. По значению на: основные, вспомогательные.
4. По форме на: устные, резолютивные, документированные.
Обязательными элементами структуры актов применения права являются:
- вводная часть;
- описательная часть;
- мотивировочная часть;
- резолютивная часть.