Стадии правоприменительного процесса

Правоприменение осуществляется по конкретному юридическо­му делу. В теории права под юридическим делом понимается событие, ситуация, для разрешения которой требуется принятие индивидуаль­ного акта применения нормы права. По своей форме юридическое дело представляет ту или иную совокупность документов, бумаг, ко­торые были подготовлены заявителем, составлены должностным лицом, осуществляющим ведение дела, государственными и иными органами, организациями.

Чтобы вынести законное, обоснованное и справедливое решение по делу, правоприменитель должен осуществить следующие действия:

1) убедиться в том, что изложенные в заявлении, ином источнике факты, обстоятельства действительно имели место и имеются достаточные основания для заведения (возбуждения) юридического дела;

2) выявить, какими в действительности были обстоятельства дела;

3) найти нормы права, на основе которых может быть разреше­но дело;

4) осуществить юридическую квалификацию;

5) подготовить и принять решение по делу

Стадию правоприменительного процесса образует совокупность действий должностного лица или государственного органа, направленных на решение отдельной правоприменительной за­дачи.

Каждая стадия, будучи относительно обособленным звеном, час­тью правоприменительной деятельности, находится в тесной взаи­мосвязи с остальными стадиями. Лишь последовательное и правиль­ное осуществление каждой стадии обеспечивает успех правоприме­нения в целом. Так, дело не может быть разрешено правильно, если по нему не собраны необходимые доказательства, не выяснены об­стоятельства, имеющие для него существенное значение. Равным образом и истинные знания по делу не гарантируют правильного ре­шения, если им будет дана неверная квалификация.

Правоприменительный процесс начинается со стадии заведения (возбуждения) юридического дела. Правоприменителю поступает ин­формации об обстоятельствах дела, разрешение которого требует принятия специального правоприменительного акта. Источником такой информации чаще всего выступают заявления граждан, обра­щения организаций, иных заинтересованных лиц. Допускаются и иные источники. Так, по публикациям прессы и даже анонимным сообщениям может быть возбуждено уголовное дело. Поскольку до­стоверность большей части таких источников нуждается в проверке, то начальная стадия правоприменительного процесса сводится к ус­тановлению обстоятельств, наличие которых позволяет завести (воз­будить) юридическое дело.

На этой стадии проводится лишь предварительная проверка из­ложенных в заявлении или ином источнике фактов. В целях упро­щения проверки фактов в ряде случаев требуется представление не только заявления, обращения, но и документов, подтверждающих реальность сообщаемых заявителем обстоятельств. Если правоприменитель признает, что изложенные в заявлении, ином источнике факты являются достоверными и могут быть положены в основу пра­воприменительного акта, то заводится (возбуждается) юридическое дело. В противном случае он выносит мотивированное решение об отказе в приеме заявления, о чем сообщает заявителю, иным заинте­ресованным лицам.

На стадии сбора и оценки фактических обстоятельств правоприменитель должен установить объективную истину, т.е. удостовериться в том, что имело место в реальной действительности, как развивались события и к каким результатам они привели, что явилось действи­тельной причиной наступивших результатов и др. Круг фактических обстоятельств, подлежащих проверке, определяется спецификой юридического дела и в конечном итоге определяется содержанием нормы, которая будет применена по соответствующему делу.

При расследовании преступления, например, основное внимание уделяется выяснению таких вопросов, как время, место, способ со­вершения, кто конкретно совершил преступление, какова форма вины и др. В гражданско-правовом споре решающее значение име­ют другие факты и обстоятельства: была ли действительно заключе­на сделка, какие были установлены права и обязанности участников правоотношения, что препятствовало надлежащему выполнению обязательств по договору, каковы действительные размеры убытков.

Поскольку правоприменитель не наблюдает непосредственно исследуемые им события, то процесс их познания ведется с помо­щью доказательств — показаний очевидцев, разного рода письмен­ных документов, заключений экспертов, представления веществен­ных доказательств и др.

Деятельность, направленная на установление фактических обстоя­тельств дела с помощью доказательств, называется доказыванием. Эта весьма сложная и многообразная деятельность требует от правоприменителя нередко высокого профессионализма, умения логически мыслить, выбирать правильные версии по делу, выискивать доказа­тельства в самых, казалось бы, безнадежных случаях. В процессе доказывания надлежит:

1) определить круг фактов, подлежащих уста­новлению;

2) собрать и исследовать доказательства;

3) оценить до­казательства, т.е. определить степень правильности сведений, полученных из имеющихся в деле доказательств, и возможность при­нятия законного и обоснованного решения на основе этих доказа­тельств.

С учетом выявленных и оцененных обстоятельств по делу право­применитель осуществляет поиск норм права, необходимых для разре­шения дела. Этот процесс включает в себя:

1) выявление источни­ков, содержащих необходимые нормы права;

2) уяснение их содер­жания с использованием всей системы методов толкования права, выявления подлинности норм права и достоверности их источников. Поиск необходимых норм права ведется от общего к частному — первоначально определяется отрасль законодательства, затем инсти­тут, а в его пределах устанавливаются конкретные нормативно-пра­вовые предписания.

Юридическая квалификация образует самостоятельную стадию правоприменительной деятельности. На этой стадии делается вывод о том, насколько выявленные по делу обстоятельства подпадают под действие конкретной нормы права и порождают предусмотренные ею права и обязанности, иные юридически значимые результаты.

Квалификация осуществляется по правилам логического силло­гизма. Большую посылку образует норма права. Решающее значе­ние здесь имеет гипотеза нормы, устанавливающая круг жизненных обстоятельств, наличие или отсутствие которых является основани­ем для применения этой нормы права. Малую посылку составляют выявленные по делу факты. Эти факты полностью или частично дол­жны совпадать с системой обстоятельств, закрепленных в гипотезе нормы. Именно их совпадение кладется в основу заключения о том, что реальные жизненные обстоятельства порождают последствия, предусмотренные диспозицией или санкцией нормы права.

Например, в процессе расследования уголовного дела было вы­явлено, что Петров проник в чужую квартиру и с корыстными целя­ми похитил телевизор. Подобные действия квалифицируются как кража, поскольку все признаки данного деяния, предусмотренного ст. 158 УКРФ, налицо: незаконное проникновение в жилище, про­тивоправность изъятия имущества собственников, корысть. Следо­вательно, подобное деяние является кражей, а виновное лицо под­лежит наказанию в соответствии с санкцией ч. 2 ст. 158 УК РФ.

Процесс правоприменения завершается вынесением акта приме­нения права. Такой акт закрепляет права и обязанности лиц, возник­шие у них в связи с имевшими место ранее событиями, фактами, ус­тановленными правоприменителем. Решение имеет общеобязатель­ное значение и подлежит неукоснительному исполнению государственными органами, организациями и гражданами. Неис­полнение акта применения права является также правонарушением.

Деление правоприменительной деятельности на стадии носит в значительной степени условный характер, поскольку эта деятельность представляет собой единый процесс, в котором правоприменитель может решать одновременно несколько задач: осуществлять сбор фактов, устанавливать нормы права, необходимые для разрешения дела, и осуществлять квалификацию. Однако выделение стадий в правоприменительном процессе оправдывается познавательнымицелями — чтобы полнее изучить предмет, явление нужно его перво­начально разложить на составляющие части и познать эти части по отдельности.

4. Акты применения права: понятие и виды

Официальной формой и итогом выражения правоприменительной деятельности выступают акты применения права, по­средством которых закрепляются решения компетентных орга­нов по конкретному юридическому делу.

Правовые акты характеризуются определенными специфическими чертами, из которых основными, на наш взгляд, можно назвать следующие.

Во-первых, акт применения права — это решение по конкрет­ному делу официального компетентного органа, которого госу­дарство уполномочило на реализацию права в определенных сфе­рах общественных отношений.

Во-вторых, акт применения права содержит государственно-властное веление, обязательное для соблюдения и исполнения всеми, кому оно адресовано, и обеспечиваемое силой госу­дарства.

В-третьих, акт применения права имеет определенную, уста­новленную законом форму.

В-четвертых, акт применения права направлен на индивиду­альное регулирование общественных отношений. В нем строго индивидуализируются (персонифицируются) субъективные права и юридические обязанности конкретных лиц исходя из определенной жизненной ситуации. Акт применения прав регу­лирует не вид общественных отношений, а единичное, конкрет­ное отношение.

С учетом изложенного можно сформулировать понятие акта применения права. Акт применения праваэто официальное ре­шение компетентного органа по конкретному юридическому делу, содержащее государственно-властное веление, выраженное в опре­деленной форме и направленное на индивидуальное регулирование общественных отношений.

Акты применения права следует отличать от других правовых актов, в частности от нормативно-правовых. Это отличие состоит в следующем.

1. Нормативно-правовой акт носит общий характер, регулиру­ет определенный вид общественных отношений, обращен ко многим лицам, действует до тех пор, пока его не отменят. Акт применения права носит индивидуальный характер, регулирует конкретное общественное отношение, обращен к конкретным лицам, его действие распространяется на конкретный случай.

2. Нормативно-правовой акт устанавливает, изменяет или от­меняет нормы права, являясь общей нормативной основой пра­вового регулирования. Акт применения права этого делать не может. Он претворяет, реализует общие предписания норматив­ного акта в жизнь, выступая необходимым средством перевода общеобязательных нормативных предписаний в сферу конкрет­ных жизненных ситуаций и применительно к конкретным людям. Например, закрепленное в Конституции РФ (норматив­ный акт) право малоимущих граждан на получение бесплатного жилья превращается в конкретное право, переходит из потенци­ального права в реальное только посредством акта применения права — решения соответствующего органа о выделении кварти­ры и выдачи на нее ордера.

Правоприменительные акты принимают практически все ор­ганы государства, в различных сферах общественной жизни, в связи с урегулированием различных жизненных ситуаций и т.д., что и обусловливает их разнообразие.

Поэтому классификация правоприменительных актов на виды может проводиться по раз­личным основаниям.

1. По субъектам, осуществляющим применение права, акты под­разделяются на:

а) акты государственных органов и обществен­ных организаций;

б) акты главы государства — Президента РФ;

в) акты федеральных органов власти и управления;

г) акты орга­нов власти и управления субъектов Российской Федерации;

д) акты органов правосудия;

е) акты органов прокуратуры;

ж) акты органов надзора и контроля;

и) акты коллегиальные и единоличные.

2. По предмету правового регулирования, т.е. по отраслям при­меняемых норм различают:

а) акты конституционно-правовые;

б) акты административно-правовые;

в) акты уголовно-правовые;

г) акты применения материального и процессуального права.

3. По форме правоприменительной деятельности можно выде­лить:

а) акты исполнительные, связанные с применением диспо­зиции нормы права, имеющей дозволяющее содержание, и при­званные наиболее эффективно регулировать многообразные проявления правомерного поведения;

б) акты правоохранитель­ные, связанные с реализацией правовых санкций за совершенное правонарушение, а также с применением мер по их предупреж­дению.

4. По функциональному признаку, т.е. по их месту в механизме правового регулирования, выделяют два вида:

а) акты-регламентаторы, определяющие субъектов конкретного отношения; ука­зывающие объем их субъективных прав и юридических обязан­ностей; предусматривающие моменты возникновения конкрет­ного правоотношения, условия его развития и прекращения;

б) правообеспечительные акты, которые также выполняют из­вестную роль в индивидуальном регламентировании обществен­ных отношений. Но это не основное их назначение. Функции актов этого вида состоят главным образом в том, чтобы на основе властных полномочий компетентных органов обеспечить реали­зацию правоотношений и, следовательно, достижение целей пра­вового регулирования.

5. По форме внешнего выражения акты применения права под­разделяются на

а) акты-документы и

б) акты-действия.

Правоприменительный акт-документ — это надлежаще офор­мленное решение компетентного органа, составленное в пись­менном виде, поскольку требуется строгая определенность в фиксации, например, фактических обстоятельств расследуемого дела, применении мер государственного принуждения и т.д. Все это позволяет точно установить содержание акта, проверить за­конность и обоснованность его издания.

Акты-документы имеют различную структуру, что обусловле­но положением правоприменительного органа и значением рас­сматриваемых вопросов, а также юридической силой решения и процедурой его принятия.

По структуре их можно разделить на акты-документы:

а) включающие все четыре его составные части — вводную, опи­сательную (констатирующую), мотивировочную и резолютив­ную (приговор или решение суда, другие юрисдикционные акты);

б) состоящие из трех частей — вводной, описательной, резолютивной, что характерно для следственных и административных протоколов;

в) содержащие две части — вводную и резо­лютивную (акты-разрешения на совершение определенных дей­ствий);

г) не имеющие указанных разделов, за исключением ре­золютивной части (резолюции «утвердить», «оплатить», «испол­нить» и т.п., наложенные должностным лицом на соответствую­щих документах).

По наименованию правоприменительные акты-документы подразделяются на указы, постановления, приказы, протоколы, приговоры, решения, предписания и т.д.

Правоприменительные акты-действия делятся на словесные и конклюдентные. Словесные акты применения права-действия — это, к примеру, устные распоряжения руководителя органа, отда­ваемые подчиненным и т.п.

Конклюдентные правоприменительные акты-действия со­вершаются посредством сочетания определенных жестов, движе­ний и тому подобных действий, явно и наглядно выражающих решение субъекта применения права (жесты милиционера, осу­ществляющего регулирование движения транспорта и пеше­ходов).

Как и письменные, правоприменительные акты-действия об­ладают властной силой и влекут юридические последствия. Отказ от выполнения или ненадлежащее их выполнение может повлечь дисциплинарную, административную, материальную, уголов­ную ответственность.

6. По своему юридическому значению акты применения права могут быть подразделены на основные и вспомогательные. Ос­новные — это акты, которые содержат завершенное решение по юридическому делу (приговор, решение суда). Вспомогательны­ми считаются такие акты, которые содержат предписания, подго­тавливающие издание основных актов (надзора и контроля, про­цедурно-процессуальные).

7. В зависимости от действия во времени правоприменительные акты делятся на акты однократного действия (наложение штра­фа) и длящиеся (регистрация брака, назначение пенсии и др.).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: