В практике мышления, например, в процессе научного познания, нередко возникает необходимость двигаться от понятия с меньшим объемом к понятию с большим объемом, т.е. от вида к роду. Такая логическая операция называется обобщением понятий. Понятие «число» вначале охватывало лишь целые числа. Позднее под это понятие стали подводить дробные, отрицательные, иррациональные, комплексные величины. Произошло обобщение понятия «число»: «целое число» - «число». Цепочка понятий «роза» - «цветок» - «растение» - «живой организм» также демонстрирует операцию обобщения.
Обобщение является правильным в том случае, если мысль движется от видового понятия к родовому. Оно может осуществляться несколькими способами.
Традиционный способ обобщения: х (Р (х)Ù Q (x))® xP (x).
Пример. «Человек такой, что он студент и отличник» - «человек такой, что он студент».
Дизъюнктивный способ: xP (x)® x (P (x)Ú Q (x)).
Пример. «Студент» - «студент или школьник».
Введение существования: xP (x, a)® x $ yP (x, y).
Пример. «Студент такой, что изучает логику» - «студент такой, что изучает некоторые науки».
Удаление всеобщности: x " yP (x, y)® xP (x, a).
Пример. «Человек, который всего боится» - «человек, который боится темноты».
Операция, обратная обобщению, называется ограничением.