Вопросы и упражнения для повторения. 1. Дайте общую характеристику понятия

1. Дайте общую характеристику понятия. Какие задачи решает понятие как форма мысли?

2. Что такое объем и содержание понятия?

3. В чем разница между совместимыми и несовместимыми понятиями?

4. Какие функции выполняет определение?

5. Какая классификация называется естественной? Назовите отличительные черты классификации.

6. Укажите, какие слова и группы слов выражают понятия, а какие – нет, обоснуйте свою точку зрения: студент; светает; человек смеётся; человек, который смеётся; простое повествовательное предложение; предусмотренное уголовным законом общественно опасное деяние; деяние есть действие или бездействие; действие или бездействие.

7. Выявите логическую форму понятий и выразите их как можно подробнее с использованием языка логики предикатов:

а) город, который является столицей какого-нибудь государства;

б) пара чисел таких, что одно больше другого;

в) слово, обозначающее какое-либо действие или состояние;

г) город, который является столицей Китая.

8. Произведите всеми возможными способами обобщение следующих понятий:

а) человек, знающий английский язык;

б) учитель, преподающий логику и эстетику;

в) тригонометрическая функция;

г) специалист во всех областях искусства;

д) достижение поставленной цели.

9. Определите вид понятий:

а) хвойное дерево;

б) плодовое растение;

в) промышленное предприятие;

г) самое большое число;

д) промышленное предприятие, не имеющее связей с другими предприятиями;

е) социал-демократическая партия;

ж) породненные города;

з) население государства, расположенного на Северном полюсе;

и) численность населения государства, расположенного на Южном полюсе;

к) равнодействующая всех сил, действующих на землю.

10. Определите вид отношения между понятиями и изобразите его с помощью круговых схем (кругов Эйлера):

а) высшее учебное заведение / университет;

б) юрист / депутат парламента;

в) конница / кавалерия;

г) мать / дочь / родители;

д) правоохранительные органы / суд / прокуратура.

11. Используя диаграммы Венна, установите отношения между понятиями:

а) человек, не знающий ни одного иностранного языка / человек, знающий логику, но не знающий ни одного иностранного языка;

б) детективный или фантастический роман / русский детективный роман;

в) детективный фантастический роман / русский детективный роман;

г) искусство трудное и важное / искусство не трудное, но важное для развития интеллекта;

д) человек, знающий математику, но не любящий ее / человек, не знающий математики.

12. Охарактеризуйте следующие определения (установите вид). Установите их правильность. Если определение неправильное, укажите, какая ошибка допущена и почему:

а) Виктимология – быстро развивающаяся в настоящее время отрасль криминологии.

б) Кислород – необходимое условие жизни.

в) Покой - это отсутствие беспокойства.

г) Упрямство есть порок слабого ума.

д) Человек – это животное, способное решать логические задачи.

13. Установите, к какому виду относится деление, если оно правильное. Если деление неправильное, объясните, какое нарушено правило и в чем состоит ошибка:

а) Государства делятся на монархические, республиканские и демократические.

б) К ценным бумагам относятся акции и чеки.

в) Люди делятся на мужчин, женщин и детей.

г) Политические партии могут быть правящими и оппозиционными.

д) В реферате можно выделить введение, основную часть и заключение.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: