1. Дайте общую характеристику понятия. Какие задачи решает понятие как форма мысли?
2. Что такое объем и содержание понятия?
3. В чем разница между совместимыми и несовместимыми понятиями?
4. Какие функции выполняет определение?
5. Какая классификация называется естественной? Назовите отличительные черты классификации.
6. Укажите, какие слова и группы слов выражают понятия, а какие – нет, обоснуйте свою точку зрения: студент; светает; человек смеётся; человек, который смеётся; простое повествовательное предложение; предусмотренное уголовным законом общественно опасное деяние; деяние есть действие или бездействие; действие или бездействие.
7. Выявите логическую форму понятий и выразите их как можно подробнее с использованием языка логики предикатов:
а) город, который является столицей какого-нибудь государства;
б) пара чисел таких, что одно больше другого;
в) слово, обозначающее какое-либо действие или состояние;
г) город, который является столицей Китая.
8. Произведите всеми возможными способами обобщение следующих понятий:
|
|
а) человек, знающий английский язык;
б) учитель, преподающий логику и эстетику;
в) тригонометрическая функция;
г) специалист во всех областях искусства;
д) достижение поставленной цели.
9. Определите вид понятий:
а) хвойное дерево;
б) плодовое растение;
в) промышленное предприятие;
г) самое большое число;
д) промышленное предприятие, не имеющее связей с другими предприятиями;
е) социал-демократическая партия;
ж) породненные города;
з) население государства, расположенного на Северном полюсе;
и) численность населения государства, расположенного на Южном полюсе;
к) равнодействующая всех сил, действующих на землю.
10. Определите вид отношения между понятиями и изобразите его с помощью круговых схем (кругов Эйлера):
а) высшее учебное заведение / университет;
б) юрист / депутат парламента;
в) конница / кавалерия;
г) мать / дочь / родители;
д) правоохранительные органы / суд / прокуратура.
11. Используя диаграммы Венна, установите отношения между понятиями:
а) человек, не знающий ни одного иностранного языка / человек, знающий логику, но не знающий ни одного иностранного языка;
б) детективный или фантастический роман / русский детективный роман;
в) детективный фантастический роман / русский детективный роман;
г) искусство трудное и важное / искусство не трудное, но важное для развития интеллекта;
д) человек, знающий математику, но не любящий ее / человек, не знающий математики.
12. Охарактеризуйте следующие определения (установите вид). Установите их правильность. Если определение неправильное, укажите, какая ошибка допущена и почему:
|
|
а) Виктимология – быстро развивающаяся в настоящее время отрасль криминологии.
б) Кислород – необходимое условие жизни.
в) Покой - это отсутствие беспокойства.
г) Упрямство есть порок слабого ума.
д) Человек – это животное, способное решать логические задачи.
13. Установите, к какому виду относится деление, если оно правильное. Если деление неправильное, объясните, какое нарушено правило и в чем состоит ошибка:
а) Государства делятся на монархические, республиканские и демократические.
б) К ценным бумагам относятся акции и чеки.
в) Люди делятся на мужчин, женщин и детей.
г) Политические партии могут быть правящими и оппозиционными.
д) В реферате можно выделить введение, основную часть и заключение.