double arrow

Правила поведения населения при снежных заносах и действия по ликвидации их последствий



4. Ураганы. Мероприятия по защите населения, характер поражений.

5. Пожары. Борьба с природными пожарами.

Лекция 5.

Тема:«Техногенные ЧС. Транспортные катастрофы, их медико-тактическая характеристика».

План лекции.


  1. Транспортные катастрофы, их медико-тактическая характеристика

  2. Авиакатастрофы.

  3. Дорожно-транспортные происшествия (катастрофы)

  4. Катастрофы на железных дорогах

  5. Катастрофы в метро.

  6. Катастрофы на речном и морском транспорте


1. Транспортные катастрофы,
их медико-тактическая характеристика
До начала текущего столетия население различных регионов земного шара подвергалось опасности воздействия в основном необычных природных явлений, называемых стихийными бедствиями (землетрясения, наводнения, сели, цунами, массовые пожары и др.). В ХХ в. научно-технический прогресс способствовал развитию промышленности и транспорта. В числе отрицательных последствий такого прогресса в первую очередь следует назвать техногенные катастрофы, число которых к концу текущего столетия возросло, по сравнению с его началом, почти в 100 раз. Значительное количество техногенных катастроф возникает на транспорте.





  1. Авиационные катастрофы


Перевозки пассажиров и грузов авиационным транспортом (самолетами и вертолетами) приобрели громадные масштабы во всех развитых странах. Аварии и катастрофы летательных аппаратов могут возникать, начиная с момента запуска двигателей, и затем при разбеге по взлетно-посадочной полосе, на взлете, во время полета и при посадке, вплоть до выключения двигателей. Мировая статистика свидетельствует о том, что почти половина аварий и катастроф происходит на летном поле и половина в воздухе на различных высотах полета летательного аппарата, нередко над малонаселенной (труднодоступной) территорией земли или над водной поверхностью. С точки зрения числа пострадавших при авиакатастрофах, то здесь действует принцип «все или ничего».

В связи с тем, что число пассажиров, размещаемых в современном самолете, значительно увеличилось, возросло и число жертв авиакатастроф. Падение потерпевшего аварию летательного аппарата может быть причиной жертв как на его борту, таки на земле (при падении на жилые застройки), может привести к разрушению производственных зданий и нарушению производственных процессов. Особенно опасно падение самолетов на АЭС и объекты химической промышленности, так как при этом возможен выход во внешнюю среду РВ или АХОВ. Следовательно, авиационная катастрофа может усугубляться катастрофой на земле.

Основные виды поражений у пассажиров и экипажа

— травмы и термические ожоги,

— кислородное голодание при разгерметизация кабины или салона самолета. Травмы могут быть осложнены ожогами.



Размеры санитарных потерь могут достигать 80—90 % общего числа людей, находящихся на воздушном судне.

При катастрофе летательного аппарата на территории аэропорта тревогу поднимает диспетчерская служба. Дежурный по связи передает сигнал тревоги на станцию «Скорой медицинской помощи» города и в лечебное учреждение, обслуживающее аэропорт. Врачебные бригады ЭМП на машинах «скорой медицинской помощи» прибывают к медицинскому пункту аэропорта, который становится медицинским приемным центром. Движение любой санитарной машины с медперсоналом к потерпевшему аварию самолету (вертолету) разрешается только лицом, отвечающим за движение транспорта. Пострадавшим на месте происшествия оказывают первую медицинскую помощь. Сортировка их проводится с учетом тяжести состояния. При этом лиц в угрожающем жизни состоянии и тяжело пострадавших эвакуируют в медпункт аэропорт. Врачебные бригады ЭМП на машинах «скорой медицинской состоянии средней степени тяжести эвакуируют на носилках или в положении сидя во вторую очередь. Легко пострадавшие эвакуируются в медпункт самостоятельно или в машине сидя.

В медпункте аэропорта (или на площадке возле него) врачебная бригада ЭМП проводит осмотр больных, выделяет из их числа лиц, нуждающихся в неотложных мероприятиях первой врачебной помощи, проводит такие мероприятия, регистрирует больных и определяет очередность их эвакуации в лечебное учреждение. Эвакуация пострадавших в лечебные учреждения осуществляет санитарным транспортом (лежа, сидя), при этом обязательно сопровождение их медицинским работником (врач, фельдшер, медсестра). В пути при необходимости продолжается оказание медицинской помощи, проводится интенсивная терапия. В случае сопровождения больных средним медперсоналом последний получает инструкцию от врача, в бригаде которого он состоит. Скорость движения машин зависит от состояния пострадавших. Основными сопроводительными документами являются первичные медицинские карточки транспортируемых и общий список больных (эвакопаспорт). Сразу после доставки пострадавших в лечебное учреждение машина «скорой медицинской помощи» возвращается к медпункту аэропорта.



При авиакатастрофе вне ЗОНЫ аэропорта организация ЭМП пострадавшим во многом зависит от местных условий. Однако во всех случаях после оказания первой медицинской помощи пострадавших переносят (ВЫВОЗЯТ) в места сбора, пребывание в которых. Должно исключать повторное воздействие поражающих факторов, например, при взрыве самолета, пожаре, разливе топлива и др. Места сбора пострадавших определяют с учетом подъезда транспорта и условий для работы врачебных бригад ЭМП.
Принципы оказания медицинской помощи пострадавшим, их лечебно-эвакуационное обеспечение остаются такими же, как и при авиакатастрофе в зоне аэропорта.

Выживание пассажиров и членов экипажа при авиационном происшествии, возникшем над малонаселенной (труднодоступной) территорией или над водной акваторией, во многом зависит от подготовленности экипажа к таким ситуациям, быстроты поиска в правильной организации Спасения терпящих бедствие. В безлюдной местности внешняя среда часто становится источником опасности для жизни (отсутствие воды, пищи, холод, жара и др.).

При вынужденной посадке экипаж должен сообщить об этом пассажирам и порекомендовать принять правильную позу в кресле, потребовать застегнуть привязные ремни, удалить из полости рта съемные челюстные протезы, развязать галстук, снять обувь на высоком каблуке и др. В таких условиях очень важно не допустить паники среди пассажиров, чему должна способствовать спокойная и четкая информация, исходящая от членов экипажа. Сразу после вынужденной посадки экипажу следует быстро (за 1,5—З мин) эвакуировать пассажиров, вынести пострадавших, используя все выходные двери и аварийные люки. При возможности необходимо вынести продукты питания, воду, медикаменты в аварийную радиостанцию. В связи с возможностью взрыва и пожара пассажиры должны быть удалены от потерпевшего воздушного Судна на безопасное расстояние.

По вопросам сохранения жизни пассажиров в условиях автономного существования должны проводиться заблаговременно занятия с летным составом и регулярные тренировки.







Сейчас читают про: