Дорожно-транспортные происшествия, их учет и анализ

Дорожно-транспортное происшествие - это событие, нарушающее процесс дорожного движения, которое возникает в результате потери водителем возможности управлять транспортным средством по своему усмотрению и сопровождается гибелью, ранением лю­дей, нанесением материального ущерба.

Следовательно, чтобы происшествие было отнесено к дорожно-транспортному, оно должно характеризоваться как минимум тремя признаками: наличием движения транспортных средств, присутствием периода неуправляемости и достаточно серьёзными последствиями.

Непременным условием эффективного воздействия на процесс ДД для обеспечения его безопасности является выявление закономерностей, определяющих влияние различного рода факторов на возникновение ДТП и тяжесть их последствий. При этом нельзя не обратить внимание, что условия совершения каждого ДТП являются результатом случайного стечения обстоятельств. Однако случайность - это не беспричинность. При оценке закономерностей, характеризующих функционирование социальных систем (систем, связанных с деятельностью человека, в нашем случае водителя, пешехода, пассажира), следует помнить, что причинные связи в них переплетаются со случайными, тот или иной результат носит вероятностный характер и соответственно выявляются эти взаимосвязи методами теории вероятностей и математической статистики. Изучая ДТП и факторы, влияющие на их возникновение, нужно обнаружить признаки, общие для ряда таких событий и случайные для конкретных ДТП. Общие признаки для групп ДТП образуют статистическую закономерность, обладающую всеми качествами закона - она объективна и действует обязательно при определенных условиях. Однако в отличие от динамических закономерностей, проявляющихся в каждом явлении, статистические закономерности проявляются в группе явлений.

Например, выявлена закономерность в том, что у водителей, находящихся за рулем в легкой степени опьянения (1 - 1,5 %), вероятность совершения ДТП возрастает в 25 раз по сравнению с трезвыми водителями. Водитель садится за руль в состоянии опьянения, и все обходится благополучно, второй раз нарушает этот закон - и снова все обошлось. Водитель считает, что данный закон на него не действует и, в конце концов, попадает в ДТП по причине управления автомобилем в нетрезвом состоянии.

Замечено, что далеко не первое нарушение правил дорожного движения (ПДД) водителем приводит к ДТП. Как правило, это 5-е; 8-е; 10-е, т.е. систематическое нарушение тех или иных правил. Здесь сама жизнь как бы подсказывает водителю: "Не нарушай, будь благоразумен" и, если водитель к этому не прислушивается, он попадает в ДТП.

Для изучения причин и условий возникновения ДТП и принятия мер по их устранению организован учет ДТП. В соответствии с действующими правилами [1] ведут учет следующие организации:

- территориальные органы внутренних дел (ГИБДД) проводят учет ДТП на территории обслуживания;

- органы управления автомобильными дорогами учитывают все ДТП, происшедшие на обслуживаемой ими дороге;

- владельцы транспортных средств учитывают все ДТП с участием транспортных средств, владельцами которых они являются независимо от места возникновения ДТП, его последствий и вины водителей.

Приказом Министра транспорта Российской Федерации от 02.04.96 г. № 22 введена новая форма учета ДТП владельцами транспортных средств (прил.1), особенность которой состоит в том, что учет включает два раздела: в первый заносят сведения, подлежащие сверке с территориальными органами внутренних дел; во второй заносят сведения внутреннего характера, как правило, выявленные в процессе служебного расследования ДТП.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: