Тема 3.2. Структура управления организацией

Эффективное функционирование организации и ее подразделений невозможно без постоянной их координации, что предопределяет такое понятие как структура управления организацией.

Структура управления организацией – логически взаимосвязанная совокупность элементов, находящихся между собой в устойчивых отношениях, обеспечивающих их функционирование и развитие как единого целого.

Элементами структуры являются отдельные работники, подразделения и другие звенья аппарата управления, а отношения между ними поддерживаются благодаря связям, которые принято подразделять на горизонтальные и вертикальные. Горизонтальные связи носят характер согласования и являются одноуровневыми. Вертикальные связи – это связи подчинения, необходимость в которых возникает при иерархичности управления, т.е. многоуровневости связей. Связи в структуре управления носят, кроме того, линейный и функциональный характер. Линейные связи отражают движение управленческих решений и информации между линейными руководителями, лицами, которые полностью отвечают за деятельность организации и структурных подразделений. Функциональные связи имеют место по линии движения информации и управленческих решений по тем или иным функциям управления.

Связь структуры с целями, функциями, процессом, механизмом функционирования, людьми и их полномочиями свидетельствует о ее огромном влиянии на все стороны работы организации. Поэтому менеджеры уделяют огромное внимание принципам и методам формирования, выбору типа или комбинации видов структур, изучению тенденций в их построении и оценке их соответствия решаемым задачам и целям.

Основные принципы формирования структуры полностью соответствуют основополагающим идеям менеджмента:

· Координационный, т.е. организация групповых усилий с целью обеспечения единства действий для достижения общей цели.

· Скалярный, где управленческая власть и ответственность последовательно располагаются по рангу всей организации в соответствии не с содержанием труда, а с властью и мерой ответственности различных менеджеров. При этом полномочия руководителя любого уровня ограничиваются не только внутренними факторами, но и факторами внешней среды, уровнем культуры и ценностными ориентациями общества, принятыми в нем традициями и нормами.

           
     
 
 
 
Рис.4. Классификация организационных структур.

·


·

Линейно- функциональная
Функциональный, при котором четкое определение обязанностей каждого сотрудника организации помогает им осознать функции, которые они должны выполнять, понимая, каким образом их работа соотносится с прочими функциями, индивидами и конечной целью организации.

Принципы подчеркивают тот факт, что структура управления должна соответствовать социально-культурной среде, и при ее построении надо учитыватьусловия, в которых ей предстоит функционировать. По существу это означает, что попытки слепо копировать структуры управления, действующие успешно в других организациях, несостоятельны, если условия работы различны.

На конкретную структуру управления влияют несколько групп факторов:

· Масштаб и структура самой организации.

· Технология;

· Экономические условия;

· Социальные условия;

· Естественные (географические или природно-климатические) условия;

Эффективным структурам управления свойственны:

·

·

· взаимосвязанность, взаимовлияние отдельных звеньев, при котором воздействие на одно вызывает соответствующие изменения в других;

· динамичность

· гибкость,что возможно при минимальной степени инерционности, рождаемой, как известно, масштабами и сложностью объекта;

· стабильность, т.е. способность сохранять равновесие при возмущающих действиях внутренних и внешних факторов.

       
 
 
   
Рис.5. Пример линейно-функциональной структуры


Какие виды структур управления известны на сегодняшний день? Их классификация представлена на рис. (Рис.4).

Самой распространенной на сегодняшний день является линейно - функциональная структура управления (Рис.5). Основу линейно-функциональных структур составляет принцип построения и специализации управленческого процесса по функциональным подсистемам организации, каждая из которых имеет свою четко определенную конкретную задачу и обязанности. Характерными чертами линейно-функциональной структуры при этом являются:

1. Строгая иерархия при принятии решений.

2. Определение должностных инструкций и четкое следование им.

3. Выработка стандартов поведения.

4. Установление норм и правил поведения для всего персонала.

Основным внешним условием использования такой структуры являются стабильные экономические условия. Значительных результатов при использовании линейно-функциональной структуры достигают, как правило, те предприятия и организации, которые производят ограниченный ассортимент продукции, действуют в одном секторе рынка, что в известной мере позволяет без сверх усилий находить поставщиков и потребителей.

Мировой опыт, особенно опыт быстроразвивающихся стран и

стран с перестраивающейся экономикой, показывает, что структура может стать «смирительной рубашкой» организации. К примеру, если пытаться стандартизировать и предписывать формы поведения в каких-то специфических условиях, а именно этого требует линейно-функциональная структура, то это принесет больше вреда, чем пользы. Такими специфическими условиями могут быть быстроменяющиеся технологии, или, что для нас более характерно, изменяющаяся конъюнктура рынка. Особая значимость стандартизированных правил и норм в такой ситуации не позволит адекватно реагировать на изменение потребностей потребителей. Если организация в своей деятельности исходит из идеи производства ради производства, то линейно-функциональная структура – идеальная форма для этого; если производители услуг и товаров ориентированы на интересы клиентов и покупателей в быстроменяющихся условиях, то линейно-функциональная структура потребует усовершенствования в направлении формирования дивизиональной структуры (рис.6).

Предпосылками перехода к такой структуре могут быть:

1. Быстроменяющиеся технологии.

2. Широкий ассортимент товаров.

3. Деятельность в нескольких секторах рынка.

4. Функционирование в регионах, отличающихся социально-экономическими условиями и законодательно-нормативными базами.

Отличительными признаками дивизиональной структуры являются деление организации не только по функциональному признаку, но и по видам товаров и услуг, группам потребителей и регионам. В принципе такая структура самым естественным образом связана с наиболее распространенным способом развития любой организации – увеличением ассортимента выпускаемой продукции. Каждый продукт, тем более новый, в силу жесткой конкуренции требует к себе пристального внимания, что и предполагает формирование относительно самостоятельных отделов по каждому значительному виду продукта.

                   
 
 
   
Рис.6. Схема дивизионально-продуктовой структуры.
 
   
 
   
 
   
Рис.7. Пример дивизионально-продуктовой структуры


В наших условиях дополнительным аргументом в пользу такой структуры является тот факт, что в условиях экономической и нормативно-правовой нестабильности судьба предприятия зачастую зависит от одного-двух продуктов, которые требуют к себе специфического подхода.

Формирование структуры организации – дело в определенной степени индивидуальное, требующее конкретных расчетов, но недоучитывать этот фактор (структуру) сейчас просто неразумно. Организационная структура, не ориентированная на потребителей, продукт, регион будет работать на себя, расширяясь по всем законам развития бюрократической системы, «съедая» возможный экономический эффект работы всей организации, тормозя ее развитие.

Еще дальше по пути децентрализации системы управления пошли органические структуры, к которым принято относить проектные и матричные структуры. Но наиболее интересной здесь можно выделить так называемую бригадную структуру (рис. 7).Главной особенностью этой структуры является формирование бригад из рабочих, инженеров, специалистов и управленцев, обладающих производственной самостоятельностью и независимостью, полностью отвечающих за результаты своей деятельности.

Важным критерием оценки организационной структуры управления является ее восприятие людьми, которым предстоит работать в новых условиях. Идеальным вариантом является такая структура, которая позволяет менеджерам работать как единой команде.

       
 
 
   
  Рис.7. Бригадная структура организации



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow