Организация службы контроллинга

Организация службы контроллинга на предприятии имеет свои положительные и отрицательные стороны. Положительными сторонами создания службы контроллинга являются следующие:

а) появляется конкретное лицо (контроллер), с которого можно спросить за результаты работы и выполнение возложенных на него обязанностей;

б) информация о финансово-экономическом состоянии предприятия сосредотачивается в одном месте, и ее можно получать оперативно;

в) сосредоточение информации в одном месте позволяет ускорить процесс введения единых стандартов и правил планирования, контроля, учета и отчетности по подразделениям, что в последствии облегчает процесс компьютеризации управления;

г) планы всех подразделений лучше координируются и проверяются на правдоподобность, снижается тенденция к изоляции подразделений.

К отрицательным сторонам внедрения службы контроллинга на фирме относятся следующие:

а) необходимость внести изменения в устоявшуюся организационную структуру управления, предварительно проведя разъяснительную работу среди сотрудников компании;

б) изменение функций подразделений предприятия, что может вызвать непонимание и неодобрение со стороны работников данных подразделений;

в) поиск или подготовка специалистов в области контроллинга;

г) усиление влияния службы контроллинга на другие подразделения, что может ухудшить социально-психологический климат в коллективе.

При создании службы контроллинга должны учитываться следующие принципы:

· получение информации от экономических, инженерных, юридической и других служб;

· организация сбора дополнительных данных – такая информация собирается по методикам, разработанным службой контроллинга;

· независимость службы контроллинга от других служб управления, которая предоставляет ей высокий статус и авторитет в иерархии управления;

· высокий интеллектуальный уровень работников службы контроллинга, что обеспечивается отбором по профессиональному уровню и тестированием на знание системы контроллинга, основ стратегического планирования, анализа, контроля, управление и др. дисциплин.

· разработка службой контроллинга системы рапортов, организации мониторинга экономических показателей;

· служба контроллинга должна иметь возможность быстро доводить информацию к сведению высшего руководства предприятия;

· достаточность кадров.

Создание специализированной службы контроллинга может вызвать противодействие других работников, поэтому целесообразно начинать с назначения временной рабочей группы с нескольких лиц, которая выполняет роль аналитической службы и обеспечивает руководство предприятия информацией стратегического характера. Вместе с тем рабочая группа налаживает связи с другими отделами, уточняет функциональные обязанности, объем данных.

Допустим, собирается такая группа, состоящая из специалистов планового, финансового отделов и бухгалтерии, раз в две неде­ли и ищет решения проблем в области аналитической работы. Похожая организационная форма решения проблем существует во многих западных компаниях.

Но аналитическая работа в области затрат не может вестись на такой временной (а следовательно, не вполне серьез­ной) основе. Аналитическая работа — это сис­темная работа, и она требует системного подхода, ра­боты на постоянной основе, ответственности за сроки и ре­зультаты. То же самое относится к процессу непрерывных улучшений. Поэтому оптимальным (и часто единственно приемлемым) вариантом является организация службы кон­троллинга как отдельного подразделения, равноправного с бухгалтерией, плановым и финансовым отделами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: