Лекция 10. Тема: Психологические концепции эллинизма (2 часа)

Тема: Психологические концепции эллинизма (2 часа)

Школа киников (циников)

Сад Эпикура»

Эмоции и аффекты в исследованиях античных психологов.

Античная психология периода эллинизма была ориентирована на исследования более локальных проблем, не столько общетеоретических, сколько практических. Наиболее значимой время становится проблема развития нравственности. Существовало несколько точек зрения по этому вопросу.

Школа киников (циников)

Каждый человек самодостаточен, т.е. имеет все необходимое для духовной жизни в самом себе. Однако Диоген Синопский (400-325 гг. до н. э.) подчеркивал, что не каждый человек способен понять себя, прийти к самому себе. Люди привыкли к помощи общества других, к комфорту.

Единственный путь для нравственного самосовершенствования – это путь к самому себе, путь ограничивающий контакты и зависимость от внешнего мира. Путь нравственного развития состоит из 3-х ступеней:

1. – отказ от комфорта и благ – ходили в ветхих одеждах в любую погоду, мало и плохо ели, не имели постоянного жилья, спали под открытым небом, не мылись. Отрицали достижения культуры. Так по их мнению преодолевалась зависимость от общества.

2. – Отрицание знания. Человеку внушалась мысль о необходимости отрицания знания, накопленного обществом. Неграмотность считалась достоинством.

3. – Презрение к общественному мнению. Человека приучали не обращать внимание на общественное мнение, на похвалу и порицание людей. Существовало специальное упражнение: ученик должен был просить подаяние у статуи, которую невозможно разжалобить. Ученик продолжал говорить, несмотря на каменное молчание статуи. Приучали не обращать внимание насмешки, оскорбления и угрозы, когда они появлялись в городе в грязной одежде. На самом деле, стремясь к независимости, циники демонстрировали не столько самодостаточность, сколько негативизм по отношению к обществу, при этом не достигая цели – обретение свободы и покоя.

Такое понимание этических норм не могло получить большого распространения. Более распространен был подход известного греческого философа Эпикура, который доказывал, что наиболее этически верный путь духовного саморазвития и самосовершенствования – это не негативизм, а уход от общества, отчуждение.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: