Сердцевину учения Авиценны составляет его психофизиология. Психофизиологию Авиценны отличает две особенности. Первая состоит в том, что почти все жизненные акты, от растительных до образного мышления, ставились им в зависимость от телесных изменений, происходящих в различных системах организма.
Своеобразие другой важной особенности, вытекающей из первой, заключается в том, что Авиценна пытался рассматривать в качестве свойственных самому телу не только растительные отправления организма, но и животнообразные, к числу которых относились ощущения, восприятия, аффекты, побуждения и движения. Это значит, что область чувственности выходила из-под зависимости особого духовного начала или формы и на эти психические феномены распространялись общие законы природы. Поскольку названные психические явления выступали как частные модификации природных сил, то, подобно другим явлениям природы, они могут изучаться объективными приемами, сходными с теми, которые применяются в естественных науках, т.е. опытным путем. Именно у Авиценны мы впервые встречаемся с началом опытного, экспериментального проникновения в мир психических явлений.
В наиболее развитом виде у Авиценны представлена психофизиология чувствительности и эмоций. Врачом выделялось пять основных видов ощущений: зрение, слух, обоняние, вкус и осязание, которое в свою очередь включает чувствительность к гладкому — шероховатому, теплому — холодному, влажному — сухому. Ко всем органам чувств подходят нервные окончания, по которым движутся парообразные элементы, служащие материальным носителем чувствительности.
Все ощущения характеризуются тремя основными признаками; чувственным тоном, интенсивностью и длительностью. Авиценной было замечено, что выбор тех или иных объектов зависит не только от ощущений и восприятий самих по себе и от эмоционального переживания, которым сопровождаются чувственные образы. Так, например, ребенок из двух яблок выбирает самое красивое. Следовательно, в рамках ощущений и восприятий чувствительность всегда обладает эмоциональным тоном. Интенсивность как одна из ведущих характеристик ощущений раскрывается во взаимоотношении различных видов чувствительности и их влияния друг на друга. Если, например, какое-либо одно из ощущений предваряется сильным раздражителем, то последующее ощущение воспринимается человеком как менее яркое и отчетливое. Длительность психических актов впервые была определена экспериментально. Опыты Авиценны были связаны с изучением эффекта смешения цветов, для чего им был специально создан раскрашенный в разные цвета диск. При его вращении с различной скоростью было установлено, что при низкой скорости цвета воспринимаются как раздельные, тогда как при увеличении скорости происходит смешение цветов.
От ощущений как «сил, постигающих вовне», Авиценна переходит к анализу сил, «постигающих внутри», названных им внутренним чувством. К этим внутренним силам относились обобщенные чувства, или представления, и воображение, память как сохраняющая и воспроизводящая сила и чувственный рассудок, или образное мышление. Все эти слагаемые общего внутреннего чувства вырастают из ощущений. Переход от ощущений к мысли осуществляется постепенно от большего представительства предметности к меньшему.
Память, воображение, представления и чувственный рассудок— все они являются психическими актами животного уровня. К этому же уровню относятся также побудительные и аффективные состояния, находящиеся, как уже указывалось, в тесной связи с чувственными образами. Аффектам Авиценна придавал особое значений, рассматривая их как силы, оживляющие душевную жизнь человека и определяющие его реальные действия и поступки. Подобно познавательным процессам, аффекты находятся в полной зависимости от тела. Вместе с тем, находясь в зависимости от тела, эмоции в свою очередь могут оказывать обратное влияние, вызывая в организмеизвестные телесные перемены и изменения. Придавая аффектам и страстям большое значение в оживлении душевной деятельности и в организации поведения человека, Авиценна считал возможным через воздействие на аффективную сферу управлять поступками и деятельностью человека в целом, формировать его «натуру».
Особая роль в развитии «натуры» человека принадлежит социальному окружению, поскольку характер взаимоотношений человека с другими людьми накладывает отпечаток на содержание и общий строй его чувств. А набор чувств и их соотношение обусловливают в конечном итоге поведение человека, его общее душевное и физическое состояние. «Гнев, — писал Авиценна, — горячит тело, печаль сильно высушивает его, апатия ослабляет душевную силу и склоняет натуру к слизистости».
Подчеркивая в целом значение психофизиологического учения Авиценны, можно не без основания утверждать, что оно представляло собой самое значительное после Галена учение, которое, с одной стороны, отразило успехи развития естествознания того периода, с другой — оказало определяющее влияние на развитие психологической и естественнонаучной мысли в Европе Нового времени.
Лекция 18. Арабоязычная наука (продолжение) (2 часа)