double arrow

Лекция 17. Тема: Арабоязычная наука (продолжение)(2 часа)


Тема: Арабоязычная наука (продолжение)(2 часа)

1. Физиологические механизмы психических функций. Надындивидуальный (чистый) разум. Идеалистическая трактовка независимости понятийного мышления

2. Психофизиология ощущений и органов чувств. Пять основных видов ощущений, признаки ощущений. Интенсивность ощущений. Время восприятия. Животный уровень психических актов

Авиценна расходился с Аристотелем в вопросе о локализации пси­хических функций. В этой части Авиценна в большей степени следу­ет за Галеном. Известно, что Аристотель локализовал душу в области сердца, а головной мозг рассматривал как резервуар для охлаждения крови. Авиценна же, подобно Галену, относил растительные способ­ности к печени, связывая их с движением венозной крови. Эмоцио­нальные состояния, оживляющие деятельность души, локализовались в области сердца, и связывались они с движением более чистой арте­риальной крови. Собственно психические процессы — ощущения, восприятия, память, воображение и рассудок локализуются в голов­ном мозге. Их материальным носителем являются парообразные эле­менты, образующиеся из артериальной крови в результате ее очище­ния и испарения.




Физиологические механизмы психических функций описыва­лись Авиценной также по схеме Галена. Венозная кровь от печени направляется к сердцу, в нем она очищается и затем растекается по всему телу. На пути к мозгу артериальная кровь, еще более очища­ясь, превращается в парообразное состояние. Парообразования, достигая головного мозга, наполняют его желудочки, а оттуда по нервам подходят к органам чувств и движения, побуждая те и другие к деятельности. Анатомо-физиологическую основу и телесную зависимость имеют почти все функции души, включая разум чувственного уровня, или образное мышление. Однако, помимо образного мышления, человеку свойственны чистые разумные акты, обладающие самостоятельностью инезависимостью от тела. Поводом для выделения надиндивидуального разума послужили следующие обратившие внимание Авиценны факты.

Первый из них связан с наличием некоторой несовместимости чувственных и разумных проявлений души. Так, при ощущениях и восприятиях, считал медик, разум, по существу, не включается в работу.

При размышлении же участие чувств выступает лишь помехой, ведущей к искажению истины, постигаемой в результате умственной деятельности. Таким образом, чувства и разум являются актами разобщенными, противостоящими друг другу. Они самостоятельны по отношению друг к другу и природа их различна.

Вторым аргументом в пользу независимости мышления от тела служило положение о том, что тело после длительной работы и органы чувств после продолжительного восприятия устают и утомляются, тогда как при мышлении мы такой устало­сти и утомления не замечаем.



Наконец, третье положение, приводимое Авиценной в защиту независимости мышления, состоит в том, что те психические функции, которые тесно связаны с телом, по мере старения орга­низма постепенно разрушаются и к 40 годам заметно снижают­ся и слабеют.

Разум же в этом возрасте не только сохраняется, но больше того — он развертывается во всем объеме и находится в расцве­те сил. Опираясь на приведенные факты, Авиценна, т.о., при­шел к идеалистической трактовке понятийного мышления.

Чистый, или родовой, разум имеет дело с универсалиями, т.е. с наиболее общими понятиями, которые могут быть раскрыты при условии, если будет постигнута их тройственная природа. Чистый разум не имеет телесной примеси. Он нигде не локали­зован и существует до человека в Боге.

Универсалии — это не только разум Бога, но они есть подлинная глубокая первооснова и сущность всех видимых вещей и явлений природы. Универсалии могут стать идеями индивидуального разума. Освещая индивидуальный рассудок своей божественной частью, чистый разум, или универсалии, позволяв человеку видеть мир в целом, понять егопервооснову. Мы видим т.о., что в интерпретации понятийного мышления
Авиценна, подобно Аристотелю, идет за Платоном. Однако эта уступка идеализму не является ведущей и характерной чертой психологических взглядов Авиценны.







Сейчас читают про: