Тема: Арабоязычная наука (продолжение) (2 часа)
1. Физиологические механизмы психических функций. Надындивидуальный (чистый) разум. Идеалистическая трактовка независимости понятийного мышления
2. Психофизиология ощущений и органов чувств. Пять основных видов ощущений, признаки ощущений. Интенсивность ощущений. Время восприятия. Животный уровень психических актов
Авиценна расходился с Аристотелем в вопросе о локализации психических функций. В этой части Авиценна в большей степени следует за Галеном. Известно, что Аристотель локализовал душу в области сердца, а головной мозг рассматривал как резервуар для охлаждения крови. Авиценна же, подобно Галену, относил растительные способности к печени, связывая их с движением венозной крови. Эмоциональные состояния, оживляющие деятельность души, локализовались в области сердца, и связывались они с движением более чистой артериальной крови. Собственно психические процессы — ощущения, восприятия, память, воображение и рассудок локализуются в головном мозге. Их материальным носителем являются парообразные элементы, образующиеся из артериальной крови в результате ее очищения и испарения.
|
|
Физиологические механизмы психических функций описывались Авиценной также по схеме Галена. Венозная кровь от печени направляется к сердцу, в нем она очищается и затем растекается по всему телу. На пути к мозгу артериальная кровь, еще более очищаясь, превращается в парообразное состояние. Парообразования, достигая головного мозга, наполняют его желудочки, а оттуда по нервам подходят к органам чувств и движения, побуждая те и другие к деятельности. Анатомо-физиологическую основу и телесную зависимость имеют почти все функции души, включая разум чувственного уровня, или образное мышление. Однако, помимо образного мышления, человеку свойственны чистые разумные акты, обладающие самостоятельностью и независимостью от тела. Поводом для выделения надиндивидуального разума послужили следующие обратившие внимание Авиценны факты.
Первый из них связан с наличием некоторой несовместимости чувственных и разумных проявлений души. Так, при ощущениях и восприятиях, считал медик, разум, по существу, не включается в работу.
При размышлении же участие чувств выступает лишь помехой, ведущей к искажению истины, постигаемой в результате умственной деятельности. Таким образом, чувства и разум являются актами разобщенными, противостоящими друг другу. Они самостоятельны по отношению друг к другу и природа их различна.
Вторым аргументом в пользу независимости мышления от тела служило положение о том, что тело после длительной работы и органы чувств после продолжительного восприятия устают и утомляются, тогда как при мышлении мы такой усталости и утомления не замечаем.
|
|
Наконец, третье положение, приводимое Авиценной в защиту независимости мышления, состоит в том, что те психические функции, которые тесно связаны с телом, по мере старения организма постепенно разрушаются и к 40 годам заметно снижаются и слабеют.
Разум же в этом возрасте не только сохраняется, но больше того — он развертывается во всем объеме и находится в расцвете сил. Опираясь на приведенные факты, Авиценна, т.о., пришел к идеалистической трактовке понятийного мышления.
Чистый, или родовой, разум имеет дело с универсалиями, т.е. с наиболее общими понятиями, которые могут быть раскрыты при условии, если будет постигнута их тройственная природа. Чистый разум не имеет телесной примеси. Он нигде не локализован и существует до человека в Боге.
Универсалии — это не только разум Бога, но они есть подлинная глубокая первооснова и сущность всех видимых вещей и явлений природы. Универсалии могут стать идеями индивидуального разума. Освещая индивидуальный рассудок своей божественной частью, чистый разум, или универсалии, позволяв человеку видеть мир в целом, понять его первооснову. Мы видим т.о., что в интерпретации понятийного мышления
Авиценна, подобно Аристотелю, идет за Платоном. Однако эта уступка идеализму не является ведущей и характерной чертой психологических взглядов Авиценны.