Значение работ по изучению функций глаза для понимания природы психических явлений

Характеристика арабской средневековой психологии оказалась бы далеко не полной без упоминания двух других видных арабских ученых Средневековья—Ибн аль-Хайсама, или Альгазена (965-103 8), и Ибн Рушда, известного под именем Аверроэса (1126-1198). Альгазену принадлежит заслуга в выдвижении новой точки зрения на механизм ощущений и восприятий, в частности механизм построения зрительного образа. Альгазен впервые, опираясь на эксперимент, показал, что глаз представляет собой точнейший оптический прибор, и что причиной возникновения чувственного образа являются не истечения, как предполагали греки, а законы отражения и преломления света. Но одни оптические законы не исчерпывают всех необходимых условий построения чувственного изображения ибо с их только помощью было трудно объяснить, например, такой факт, как отнесенность образа к внешнему предмету. Напомним, что в античное время этот феномен пытались объяснить также с помощью истечений, только идущих не от объекта восприятия, a наоборот, от воспринимающего органа к воспринимаемому предмету. Альгазен, целиком отказавшись от гипотезы истечений, принял в качестве второго дополнительного условия формирования чувственного впечатления участие в непосредственном акте восприятия умственных актов. Именно умственная деятельность, которая, по мнению Альгазена, обычно не осознается человеком, позволяет воспринимать форму и натуральный объем предмета, находить в воспринимае­мых объектах их сходство и различие.

Альгазеном были изучены такие важные феномены, как биноку­лярное зрение, смешение цветов, контраст и т.д. Он указывал, что для полного восприятия объектов необходимо движение глаз — пе­ремещение зрительных осей.

Альгазен подверг анализу зависимость зрительного восприятия от его длительности, введя, т.о., время в качестве существенного фактора. При кратковременном предъявлении могут быть правиль­но восприняты лишь знакомые объекты. Это он связывал с тем, что условием возникновения зрительного образа служат не только не­посредственные воздействия световых раздражителей, но и сохра­няющиеся в нервной системе следы прежних впечатлений.

Схема Альгазена не только разрушала несовершенные теории зрения, доставшиеся арабам от античных авторов, но и вводила новое объяснительное начало. Исходная сенсорная структура зри­тельного восприятия рассматривалась как производное от имею­щих опытное и математическое основание законов оптики и от свойств нервной системы. Это направление противостояло одному из главных догматов (как мусульманской, так и христианской схоластики) — учений о том, что душа во всех ее проявлениях есть особого рода сущность, причастная к надприродному миру.

Изучением функций глаза занимался и другой ученый той эпохи - Аверроэс. Он установил, что чувствующей (воспринимающей) частью органа зрения является не хрусталик, как предполагалось прежде, а сетчатая оболочка. Значение работ по изучению оптических функций глаза представляло не только и не столько психофизиологический интерес. За этими исследованиями стояли решающие сдвиги теоретико-методологического характера. Дело в том, что рассмотрение глаза как оптического прибора несло с собой новое понимание природы психических процессов вообще. Объяснение процесса построения психического изображения в терминах оптики означало распространение физических законов на психические явления.

Опыты, проведенные арабскими учеными, показали, что нет необходимости объяснять работу глаза участием души как управляю­щей по отношению к нему силы или способности. Зрение есть естественный процесс преломления света в физической среде. Это был первый поворотный шаг к тому, чтобы подчинить физическим законам природы и другие психические явления. Литература к теме:

1.Лучинин А.С. История психологии: Учебное пособие, - М.: «Экзамен», 2005

2.Галустова О.В. История психологии в вопросах и ответах: Учебное пособие, - М.: «Проспект», 2005


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: