double arrow

Три подхода в этнопсихологическом исследовании

В XX веке возникли как бы две этнопсихологии:

1. этнопсихологическая –психологическая антропология и

2. – сравнительно-культурная или кросскультурная. Но вне зависимости от того в русле какой из «родительских» дисциплин проводились исследования, все они осуществлялись с точки зрения одного из трех подходов: релятивизма, абсолютизма, универсализма.

РЕЛЯТИВИЗМ заключался подчеркивании различий между культурами, максимализации межкультурных различий в содержании и структуре психических процессов. Все культуры равные, но разные. Задачей исследования было выяснение как индивид действует, мыслит,чувствует в условиях данного культурного окружения. Прежде всего интересовало вхождение ребенка в культуру. А.Кардинер Выдвинул идею о наличии в каждой культуре базовой личности, те. основной личностной структуры, формируемой культурой в процессе воспитания ее членов в раннем детстве. Базовая личность –это все, что делает индивида максимально восприимчивым к определенной культуре и позволяет ему достичь удовлетворенности и устойчивости в рамках существующего порядка.

АБСОЛЮТИЗМ заключается в максимализации сходства между культурами. Отрицается любая специфика. Различия интерпретируются как количественные, т.е. осуществляются оценочные сравнения. В результате культуры рассматриваются как одинаковые, но неравные. Использование тестов Бине не по назначению, при обследовании прибывающих в США иммигрантов, требующих знаний языка и культуры привело исследователей к ошибочному выводу о признании многих испытуемых умственно отсталыми.

УНИВЕРСАЛИЗМ отстаивал единство психики, с возможно существенными различиями. Полагали, что базовые психологические процессы являются общими для людей по всюду на Земле, но на их проявление серьезное влияние оказывает культура. Сравнения проводятся с большими предосторожностями, со стремлением избежать оценок и предпочтения своей культуры. Исследователей в первую очередь интересуют не особенные черты, а общечеловеческие. За внешними различиями существуют внутренние универсальные структуры, в том числе и универсальные структуры человеческого мышления. Универсальная человеческая потребность –проявляется в жажде объективного познания. В любом обществе мир является объектом мысли, как и средством удовлетворения потребностей. Общей функцией мышления так же является категоризация и классификация мира, так называемые бинарные оппозиции: день-ночь, свет-тьма, жизнь-смерть, небо-земля, животное-человек. В этнопсихологии в целом наблюдалось стремление к универсализму.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: