П. Я. Гальперин (1902—1988) в своих научных исследованиях разрабатывал другой аспект теории деятельности Леонтьева — содержание деятельности как процесса. Он развивал учение о поэтапном формировании умственных действий и способностей. Гальперин выдвигал следующие психологические идеи.
1. Введение понятия ориентировочного рефлекса, который определяется как система физиологических компонентов ориентировки.
2. Ориентировочная деятельность — это обследование обстановки, которое не ограничивается только интеллектуальными функциями и включает в себя:
— потребности, выполняющие задачу исходного и основного начала ориентировки в ситуации;
— чувства, выступающие как средства переориентировки в ситуации;
— переживания, которые являются особым способом ориентировки в жизненных условиях;
— воля как особая форма душевной жизни.
3. Таким образом, если все формы душевной жизни представляют собой разные формы ориентировочной деятельности, то психология изучает именно эту ориентировочную сторону.
4. Психология изучает не просто мышление, не все его аспекты, а только процесс ориентировки субъекта при решении задач.
5. Психология изучает ориентировку субъекта в интеллектуальных задачах на основе того, как их содержание открывается субъекту и какими средствами может воспользоваться субъект для обеспечения продуктивной ориентировки в такого рода задачах.
В теории поэтапного формирования умственных действий и способностей выделяются основные уровни действия живого организма:
а) уровень физического действия;
б) уровень физиологического действия: здесь организмы не только выполняют действия во внешней среде, но и заинтересованы в определенных результатах этих действий;
в) уровень действий субъекта, при этом воспроизведение действия в том виде, в каком оно было успешно реализовано в прошлом, может привести к неудаче в новой ситуации; поэтому здесь необходимо приспосабливать действие и до начала, и по ходу его;
г) уровень действия личности. Здесь учитывается не только собственное восприятие предметов, но и накопленные обществом знания о нем.
Таким образом, эти уровни намечают основную линию развития материи: от ее неорганических форм — к живым организмам, затем — к животным, наделенным психикой, а от них — к человеку с его общественным сознанием.
Идеи поэтапного формирования умственных действий Гальперина, являясь логическим продолжением теории деятельности Леонтьева, и сами стали основой для разработки и решения многих проблем и задач в таких областях психологии, как школьное и вузовское обучение, спортивная и военная подготовка. В теории В. В. Давыдова разрабатывался выдвинутый Гальпериным метод формирующего эксперимента, используемый в решении задач обучения и воспитания.






