П. Я. Гальперин (1902—1988) в своих научных исследованиях разрабатывал другой аспект теории деятельности Леонтьева — содержание деятельности как процесса. Он развивал учение о поэтапном формировании умственных действий и способностей. Гальперин выдвигал следующие психологические идеи.
1. Введение понятия ориентировочного рефлекса, который определяется как система физиологических компонентов ориентировки.
2. Ориентировочная деятельность — это обследование обстановки, которое не ограничивается только интеллектуальными функциями и включает в себя:
— потребности, выполняющие задачу исходного и основного начала ориентировки в ситуации;
— чувства, выступающие как средства переориентировки в ситуации;
— переживания, которые являются особым способом ориентировки в жизненных условиях;
— воля как особая форма душевной жизни.
3. Таким образом, если все формы душевной жизни представляют собой разные формы ориентировочной деятельности, то психология изучает именно эту ориентировочную сторону.
|
|
4. Психология изучает не просто мышление, не все его аспекты, а только процесс ориентировки субъекта при решении задач.
5. Психология изучает ориентировку субъекта в интеллектуальных задачах на основе того, как их содержание открывается субъекту и какими средствами может воспользоваться субъект для обеспечения продуктивной ориентировки в такого рода задачах.
В теории поэтапного формирования умственных действий и способностей выделяются основные уровни действия живого организма:
а) уровень физического действия;
б) уровень физиологического действия: здесь организмы не только выполняют действия во внешней среде, но и заинтересованы в определенных результатах этих действий;
в) уровень действий субъекта, при этом воспроизведение действия в том виде, в каком оно было успешно реализовано в прошлом, может привести к неудаче в новой ситуации; поэтому здесь необходимо приспосабливать действие и до начала, и по ходу его;
г) уровень действия личности. Здесь учитывается не только собственное восприятие предметов, но и накопленные обществом знания о нем.
Таким образом, эти уровни намечают основную линию развития материи: от ее неорганических форм — к живым организмам, затем — к животным, наделенным психикой, а от них — к человеку с его общественным сознанием.
Идеи поэтапного формирования умственных действий Гальперина, являясь логическим продолжением теории деятельности Леонтьева, и сами стали основой для разработки и решения многих проблем и задач в таких областях психологии, как школьное и вузовское обучение, спортивная и военная подготовка. В теории В. В. Давыдова разрабатывался выдвинутый Гальпериным метод формирующего эксперимента, используемый в решении задач обучения и воспитания.