Психологическая концепция П.Я. Гальперина

П. Я. Гальперин (1902—1988) в своих научных исследовани­ях разрабатывал другой аспект теории деятельности Ле­онтьева — содержание деятельности как процесса. Он разви­вал учение о поэтапном формировании умственных действий и способностей. Гальперин выдвигал следующие психологи­ческие идеи.

1. Введение понятия ориентировочного рефлекса, который определяется как система физиологических компонентов ори­ентировки.

2. Ориентировочная деятельность — это обследование обста­новки, которое не ограничивается только интеллектуальными функциями и включает в себя:

— потребности, выполняющие задачу исходного и основного начала ориентировки в ситуации;

— чувства, выступающие как средства переориентировки в ситуации;

— переживания, которые являются особым способом ориен­тировки в жизненных условиях;

— воля как особая форма душевной жизни.

3. Таким образом, если все формы душевной жизни представ­ляют собой разные формы ориентировочной деятельности, то психология изучает именно эту ориентировочную сторону.

4. Психология изучает не просто мышление, не все его аспек­ты, а только процесс ориентировки субъекта при решении задач.

5. Психология изучает ориентировку субъекта в интеллек­туальных задачах на основе того, как их содержание открывается субъекту и какими средствами может воспользоваться субъект для обеспечения продуктивной ориентировки в тако­го рода задачах.

В теории поэтапного формирования умственных действий и способностей выделяются основные уровни действия живо­го организма:

а) уровень физического действия;

б) уровень физиологического действия: здесь организмы не только выполняют действия во внешней среде, но и заинтересо­ваны в определенных результатах этих действий;

в) уровень действий субъекта, при этом воспроизведение действия в том виде, в каком оно было успешно реализовано в прошлом, может привести к неудаче в новой ситуации; поэто­му здесь необходимо приспосабливать действие и до начала, и по ходу его;

г) уровень действия личности. Здесь учитывается не только собственное восприятие предметов, но и накопленные общест­вом знания о нем.

Таким образом, эти уровни намечают основную линию разви­тия материи: от ее неорганических форм — к живым организмам, затем — к животным, наделенным психикой, а от них — к чело­веку с его общественным сознанием.

Идеи поэтапного формирования умственных действий Галь­перина, являясь логическим продолжением теории деятельности Леонтьева, и сами стали основой для разработки и решения мно­гих проблем и задач в таких областях психологии, как школьное и вузовское обучение, спортивная и военная подготовка. В тео­рии В. В. Давыдова разрабатывался выдвинутый Гальпериным метод формирующего эксперимента, используемый в решении задач обучения и воспитания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: