Иметь представление об основных подходах к развитию науки в целом, об основных принципах современной истории и психологии и методах историко-психологического анализа

Формой итогового контроля является экзамен, к которому студент допускается при наличии качественно выполненного реферата по одной из тем, представленных ниже, либо избранной по согласованию с преподавателем. Промежуточный и текущий контроль по усмотрению преподавателя целесообразно осуществлять в форме контрольных работ или тестирования по ходу лекционных либо семинарских занятий.

Содержание дисциплины

Тема 1. История психологии как наука.

Предмет, задачи, методы истории психологии. Функции истории психологии в современной психологической науке. Основные подходы к анализу истории науки. История науки как развитие ее предмета, метода, объяснительных принципов. Специфика объекта и предмета психологии. Предмет, метод, объяснительный принцип в психологическоì знании различного типа. Общий очерк развития предмета психологии. Основные этапы развития психологии.

Тема 2. Развитие психологических представлений в рамках античного мировоззрения.

Основные особенности античного мировоззрения. Мифология и философия в античной культуре. Понятие “душа”, его содержание и отнесенность в мифологии и ранней философии. Проблема субстанции и античные психологические представления. Пифагор и мистико-символическая традиция в психологии; истоки психотерапии. Гераклит и идея закономерности в психологии. Анаксагор и идея строения. Демокрит и идея причинности; его представления о функции души и механизмах ее функционирования. Сократ и софисты: проблема человека; метод диалога и его влияние на способ психологического размышления и практики. Психологические воззрения Платона: проблема происхождения души, ее бытия и связи с телом. Аристотель и его трактат “О душе” как первое психологическое произведение; функции и виды души по Аристотелю. Проблемы типологии людей в античной науке и философии (Гиппократ, Теофраст). Прообразы психологических практик в античной медицине, педагогике.

Учение о душе в поздней античности.

Тема 3. Психологические воззрения в эпоху средневековья и Возрождения.

Общая характеристика психологических воззрений в Средние века. Психологические идеи в патристике. А. Августин, его влияние на развитие психологических представлений. Психологические проблемы познания в трудах схоластов. Спор об универсалиях. Психологические воззрения Фомы Аквинского. Мистико-эзотерические учения Средневековья и проблемы психологии. Психологические взгляды представителей Арабского Востока.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: