Экономическая классификация расходов бюджета является группировкой расходов по их экономическому содержанию.
Экономическая классификация расходов бюджета является единой для бюджетов всех уровней бюджетной системы Республики Беларусь, а также бюджетов государственных внебюджетных фондов.
Экономическая классификация расходов бюджета состоит из четырех уровней:
1) категория расходов (текущие расходы, капитальные расходы, кредитование минус погашение и финансовый резерв);
2) статья (закупки товаров и оплата услуг, обслуживание государственного долга, текущие бюджетные трансферты, капитальные вложения в основные фонды, создание государственных запасов и резервов, приобретение земли и нематериальных активов, капитальные бюджетные трансферты, кредитование минус погашение и финансовый резерв);
3) подстатья, детализирующая расходы в пределах статьи (заработная плата рабочих и служащих, приобретение оборудования и предметов длительного пользования, предоставление бюджетных кредитов, ссуд, займов внутри страны и др.);
|
|
4) элемент расходов, детализирующий при необходимости расходы в пределах подстатьи (расходы на приобретение лекарственных средств и изделий медицинского назначения, продуктов питания и др.).
Код экономической классификации расходов бюджета занимает 7 знаков, в том числе: категория – 1 знак, статья – 2 знака, подстатья – 2 знака, элемент – 2 знака (при отсутствии уровня используется нулевая позиция). Например, в категории текущие расходы: основной оклад гражданских служащих имеет код – 1100101, приобретение медикаментов и перевязочных средств – 1100302, приобретение продуктов питания – 1100304; в категории капитальные расходы: приобретение непроизводственного оборудования и предметов длительного пользования для государственных организаций – 2400102, капитальный ремонт жилищного фонда – 2400301.
Классификация текущих и капитальных расходов и кредитования за вычетом погашения в соответствии с экономическими характеристиками этих трех категорий показывает те виды экономических операций, которые проводятся органами государственного управления для выполнения ими своих функций, а также их воздействие на функционирование рынка товаров и услуг, финансовых рынков и на распределение доходов.
Расходы определяются как государственные платежи, не подлежащие возврату, которые не вызывают и не погашают финансовых требований. Расходы могут быть как на текущие цели, так и на осуществление капитальных затрат. Расходы могут быть как возмездные (при покупке товаров, выполнении работ, оказании услуг), так и безвозмездные, т.е. односторонние (все виды бюджетных трансфертов).
|
|
При отнесении расходов на отдельные уровни классификационной структуры следует руководствоваться указаниями главы 6 Инструкции о порядке применения бюджетной классификации Республики Беларусь. В главе имеется подробная информация о содержании каждой категории, статьи, подстатьи и элемента расходов.
В разрезе категорий, статей, подстатей, элементов расходов соответствующего бюджета организации составляют бюджетные сметы, ведут учет кассовых и фактических расходов и составляют отчетность по средствам бюджетов. Имеются также бланки бюджетных смет.