Стратегия государственной экономической безопасности

Важной частью стратегии экономической безопасности является определение экономического механизма реализации как совокупности методов и средств воздействия на экономические процессы, на развитие «точек роста».

По своему характеру воздействия все методы подразделяются на прямые и косвенные.

К прямым методам относятся следующие:

- совершенствование законодательной базы по улучшению инвестиционного климата, инновационной деятельности и т. д.;

- создание различных структур и органов управления;

- создание и развитие особых экономических зон различных типов;

- разработка краевых целевых программ: продовольственной (по каждому виду сельхозпродукции от производства до глубокой переработки), внедрению НИОКР, энергосбережения, развития краевой потребкооперации;

- создание технопарков, сети бизнес-инкубаторов;

- образование залогового фонда;

- оценка инновационных возможностей для реализации крупных инвестиционных проектов в муниципальных образованиях;

- оценка реализации целевых программ;

- создания единого краевого маркетингового центра;

- образование единого информационного центра высоких технологий;

- мониторинг изменения условий и качества труда в промышленности, роста социальных гарантий.

- организация конкурсов инновационно-инвестиционных проектов;

- предоставление грантов на научные исследования и на публикации результатов проведенных исследований;

- создание и поддержка местной информационной системы.

Косвенные методы управления могут заключаться в следующем:

- предоставление инвестиционного налогового кредита с последующим выделением субсидии, компенсирующей его получателю расходы на уплату процентов;

- предоставление бюджетных ссуд для работ по проектам в рамках выработанных краевых приоритетов;

- компенсация части процентных платежей по кредитам, предоставленным банками для указанной категории предприятий и видов работ;

- гарантирование кредитов, предоставленных банками экономическим агентам, работающим в соответствующих программах.

- меры по стимулированию развития заводской и вузовской науки, производству экспортоориентированной и импортозамещающей продукции.

По характеру воздействия все методы можно разделить на правовые, организационно-финансовые и информационные.

В системе правовых методов реализации стратегии экономической безопасности можно выделить совершенствование законодательной базы по улучшению инвестиционного климата, например:

1) инициирование изменения в Федеральном Законе № 131 по вопросу разграничения полномочий в вопросах развития промышленности между уровнями государственной власти и местного самоуправления.

2) подготовка законодательной базы по следующим предложениям:

- освобождение от налога на прибыль сроком на 5 лет предприятий лёгкой промышленности в части местного бюджета;

- снижение налогов на имущество, землю и арендной платы за землю для предприятий лёгкой промышленности;

- освобождение в течение двух лет от налога на прибыль, полученную от внедрения инновационной, экспорто-ориентированной и импортозамещающей продукции в части местного бюджета;

- освобождение от налога на прибыль вновь создаваемые пищевые и перерабатывающие производства сроком на 2 года.

В системе организационно-финансовых методов можно выделить:

- создание единой структуры управления промышленным комплексом края в лице министерства промышленности и энергетики;

- создание единого органа (агентства) в вопросах инвестиционной политики и развития региона;

- разработка мер по стимулированию развития заводской и вузовской науки, производству экспорто-ориентированной и импортозамещающей продукции;

- создание и развитие особой экономической зоны туристко – рекреационного типа;

- образование особой экономической зоны регионального значения;

- разработка целевых программ: продовольственной (по каждому виду сельхозпродукции от производства до глубокой переработки), внедрению НИОКР, энергосбережения, развития потребкооперации;

- создание технопарков, сети бизнес-инкубаторов;

- образование краевого залогового фонда.

В системе информационных методов реализации стратегии экономической безопасности края выделяются следующие:

- оценка инновационных возможностей для реализации крупных инвестиционных проектов в муниципальных образованиях;

- оценка реализации региональных целевых программ;

- создания единого регионального маркетингового центра;

- образование единого информационного центра высоких технологий;

- мониторинг изменения условий и качества труда в промышленности, роста социальных гарантий.[15, c. 44]

В настоящее время, когда экономика России функционирует в условиях глобализации и ужесточения конкуренции на мировом рынке, по мнению ведущих специалистов, в целях обеспечения экономической безопасности Российской Федерации необходимо акцентировать внимание на повышении конкурентоспособности отечественных предприятий в рамках реализации следующих направлений:

- разработка государственной научной политики с увязкой с инновационной и промышленной политикой, политикой нового этапа приватизации и политикой в отношении малого бизнеса;

- ускорение научно-технического прогресса и повышение конкурентоспособности, ключ к которым лежит в свободном предпринимательстве, рыночных механизмах;

- последовательное проведение политики по укреплению российской науки на базе укрепления фундамента реального сектора российской экономики, прежде всего в части сельского хозяйства и промышленных отраслей, производящих предметы народного потребления;

- инновационный путь развития отечественного промышленного производства.

В современных рыночных условиях главным фактором обеспечения экономической безопасности России является повышение конкурентоспособности российской экономики при активизации инвестиционного процесса, а также сохранении науки и перевода ее на приоритетное финансирование.

В свою очередь, содержанием экономической политики региональной власти в среднесрочной перспективе является содействие развитию экономически эффективных производств, укрепление промышленного потенциала области с целью обеспечения основы для реализации социальных программ и выполнения государственных функций в социальной сфере. Экономический рост региона, его социальная устойчивость непосредственно зависят от повышения уровня конкурентоспособности региональных субъектов рыночных отношений, социальной защищенности и благополучия населения, финансирования приоритетных направлений развития научно-технического и производственного потенциала, что в результате будет способствовать обеспечению экономической безопасности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: