Чье поведение изучает этика?

1. Крутецкий В. А. Психология. – М.: Просвещение, 1986.

2. Маклаков А. Г. Общая психология. - СПб.: Питер, 2001.

3. Общая психология. Под редакцией В. В. Богословского. – М.: Просвещение, 1973.

4. Столяренко Л. Д. Основы психологии. – Ростов н/Д: Феникс, 1999.

Глава 2. Современные теории происхождения этики

1. Чье поведение изучает этика?

2. Расизм

3. Сомнительные «достижения» современной науки об обезьянах

4. «Модель себя»

5. Поведение обезьян и этика человека

6. Ш. Летурно о происхождении нравственности

- Заключение

Чье поведение изучает этика?

Среди современных теорий происхождения этики в последние десятилетия особую активность проявляют сторонники биологической концепции, которые утверждают, что она своими корнями уходит в царство животных, из которого выделился человек. По этой причине ими созданы новые отрасли науки, изучающие поведение животных и экстраполирующее его на людей, такие как этология, биопсихология и др. В таком научном поиске не было бы ничего плохого, если бы сторонники подобных теорий не отвергали поведение человека, обусловленного не только его биопсихологической природой, данной ему генетикой и эволюцией, но и духовностью, являющейся продуктом культурного развития людей. Человека нельзя рассматривать в разрыве его биологической и духовной составляющих, потому что понятия этики родилось в результате его культурного, а не биологического развития.

Энциклопедический словарь сообщает, что «этика (от др.-греч. — этос, «нрав, обычай») — философское исследование морали и нравственности. Первоначально смыслом слова этос было совместное жилище и правила, порождённые совместным общежитием, нормы, сплачивающие общество, преодоление индивидуализма и агрессивности. По мере развития общества к этому смыслу добавляется изучение совести, сострадания, дружбы, смысла жизни, самопожертвования и т. д.»

Как будто бы все ясно. Этика это наука о поведении человека при его совместном проживании с другими людьми, которая изучает мораль и нравственность. Ее создатель греческий философ Аристотель в своей классификации наук определял этику практической философией. Более двух тысяч лет этикой занимались философы, богословы, педагоги. Однако во второй половине XIX века Ч. Дарвин выдвинул положение, что нравственность присуща и животным, поэтому корни этики уходят в животный мир. Эту идею с громадным воодушевлением подхватили сторонники позитивизма - материалистического направления в философии. Возникло целое движение, изучающее зачатки нравственного поведения животных, получившее название - эволюционная этика, которое толкует происхождение и природу нравственности с позиций биологического эволюционизма. Это означает, что нравственное развитие людей шло по линии передачи генной информации и эволюции инстинктов. С этого момента в конце 19 столетия господство гуманитариев в изучении этики закончилось. Оно перешло к представителям естественных наук биологам и психологам, первым из которых был естествоиспытатель, как тогда говорили, Чарльз Дарвин. Он протянул логическую нить от поведения обезьяны к этике человека. За ним последовало множество других ученых, бывших специалистами в разных областях кроме философии и педагогики. Одним из них был наш русский ученый П.А. Кропоткин, который доказывал, ссылаясь на Дарвина: «Любое животное, обладающее определенными общественными инстинктами, включая сюда родительские и сыновьи привязанности, неизбежно приобретает нравственное чувство или совесть, как только его умственные способности будут в такой же степени развиты, как у человека». [18] Из этого следует, что появление этики у животных ограничено только временными рамками. И совсем вне поля зрения этих естествоиспытателей остается дарвиновская теория эволюции, согласно которой человек одно из самых молодых существ на планете, а известные нам животные появились гораздо раньше его, но так и не смогли «развить свои умственные способности как у человека». Таким эволюционистам, видимо, очень хочется упростить ситуацию, сделать происхождение и сущность человека ясной и понятной, поэтому они идут на всевозможные упрощения, делая его рядовым представителем животного мира. Из приведенных фактов явствует, что первые предположения о том, что этика человека коренится в повадках животных, были сделаны не специалистами по этике. Естествоиспытатели или натуралисты, как их тогда звали, прекрасно знали физиологию человека, но были весьма далеки от знания истории развития духовной сущности человека. Только в первой половине ХХ века к изучению человека приступают психологи, которых сразу же объявляют философами. Первым и самым знаменитым из них был З. Фрейд, который шел в фарватере эволюционистской теории и поведение людей объяснял действием «либидо» - полового инстинкта. Но опять неувязка. Широко известный знаменитый британский нейрофизиолог Крис Фрит говорит о Фрейде следующее: «Может быть, Фрейд и оказал большое влияние на литературную критику, но он не был настоящим ученым. Он не интересовался фактами». [19] Так мы заходим тупик недоверия, как верить ученым, которые или не были специалистами, или же их компетентность ставится под сомнение коллегами. А почему можно доверять сегодняшним ученым, которое рассматривают человека как животное?

Интернет разъясняет, что «при всех различиях теорий морали, относящихся к данному направлению, их объединяет общий методологический принцип: нравственность рассматривается не как специфически общественное явление, а как проявление процесса биологической эволюции. Человек с этой точки зрения – высокоразвитое и социализированное животное, а мораль – система условных рефлексов, вырабатываемых обществом в ходе его эволюции и служащих для человека орудием приспособления к среде. Ее сторонники отрицают общественный характер морали. Понятия добра и долга, с их точки зрения, – это средства ориентации человека в природной действительности; они якобы помогают людям осуществить в своем поведении требования органической эволюции, привести поступки в соответствие с внешней средой.

В целом такого типа теории относят к вульгарно-механистическим, хотя в них часто имеются также элементы объективного идеализма, фрейдизма и бихевиоризма, Ненаучность данного направления нередко совмещается с проповедью индивидуализма и эгоизма». Нужно признать, что это очень объективное суждение.

В ХХ столетии возникла еще одна новая наука - этоло́гия — обратим внимание на то, что это раздел зоологии, изучающий генетически обусловленное поведение (инстинкты) животных, в том числе людей. Основоположник этологии, лауреат Нобелевской премии Конрад Лоренц, называл этологию «морфологией поведения животного». Главной особенностью этой науки является то, что она рассматривает человека как животное в ряду животных. Подобными вопросами занимается и сравнительная психология. Наверное, в этом нет ничего плохого, так как человек существо телесное и своим биологическим строением неразрывно связан с миром животных. Наука имеет право вторгаться во все сферы материального мира, но на основе поведения крыс или дрожжевых бактерий делать выводы об этической эволюции людей и их сегодняшнем поведении очень опасно.

Расизм

Современные ученые, которые, опираясь на теорию эволюции, стремятся доказать, что человек это животное, словно не знают, к чему привели подобные изыскания более ста лет назад. Тогда они подвели «научную базу» под расизм – самое страшное явление в истории европейских народов. Родился он после начала Великих географических открытий, когда мореплаватели, открывая для европейских государств новые земли, обнаруживали там людей совершенно на них не похожих. Эти земли были богаты, но для извлечения богатств были нужны работники, которыми сделали аборигенов. И сразу же встал этический вопрос, далекий от биологии и генов, неизвестных в то время. Он заключался в следующем: как обращаться с аборигенами, такие же это люди как европейцы или нет. Ответ был отрицательным. Они дикари, которые подобны животным. Для Кортеса и конкистадоров, ограбивших Мезоамерику, решающим доводом оказался жесточайший религиозный культ ацтеков и инков. Испанцы разрушили великую цивилизацию индейцев, а самих жителей уничтожали как диких животных.

Цивилизованные европейцы в начале Нового времени осваивают все новые и новые земли. Начинается продажа черных рабов в Америку, куда из Африки за несколько столетий было перевезено 20 000 000 человек. Алчные авантюристы не хотят ломать голову над вопросом, как нужно обращаться с жителями открываемых земель? За них это делают ученые.

С XVIII века к разработке расистской теории подключаются три вполне «благопристойные» науки: антропология, биология и лингвистика, как и в наши дни. В 1738 году К. Линней опубликовал "Систему природы", в которой разделил человечество на четыре расы, описав их физические и нравственные черты. Британский врач У.Ф. Эдвардс произвел научную революцию, разделив расы по телосложению; в 1829 году он опубликовал знаменитую книгу "О физиологических свойствах человеческих рас в связи с их историей". Эдвардс не сомневался, что самым достоверным признаком расы является размер и форма черепа. В 1893 году французский философ Альфред Фуйе предсказал - не осознавая в полной мере силу своего предвидения: "Люди еще будут убивать друг друга из-за разницы в один балл между их черепами". Поиск доказательств животной принадлежности человека шел в том же направлении, что и сегодня. Череп - вместилище мозга, поэтому ученые того времени считали, что могут судить о человеке по строению его черепа, так как для изучения самого мозга у них не было соответствующих приборов.

В это время науки начинают придавать абсолютное значение своим открытиям и самостоятельно интерпретировать их социальное значение. То есть биологи и антропологи берут на себя функции философов. Так был сделан решающий шаг к расизму.

В 19 веке появилась биологически обоснованная теория эволюции природы. Одним из первых эволюционистов стал французский биолог Жан-Пьер Ламарк, предположивший, что разнообразие видов, форм, оттенков живых существ есть результат их приспособления к окружающей среде. Несколько позже в Англии нашлось множество сторонников теорий социолога Герберта Спенсера, обосновавшего в 50-х годах свои социологические гипотезы именно новейшими биологическими открытиями. Окончательно сформулировал и доказал теорию эволюции знаменитый англичанин Чарльз Дарвин: его "Происхождение видов", впервые опубликованное в 1859 году, переиздавалось бесчисленное множество раз на всех языках Европы. Биолог обосновал процесс эволюции в природе и сформулировал его главнейшие законы: закон естественного отбора и закон борьбы за существование.

На научные гипотезы Дарвина жадно набросились люди, решившие использовать их для разработки социальных тем, возник термин - "социальный дарвинизм". Вот главные тезисы "социал-дарвинистов":

- природа построена на эволюции, и самая высшая ступень эволюции - млекопитающие, среди которых первенствуют приматы, а венчает пирамиду человек - хомо сапиенс;

- эволюция не знает границ, следовательно, среди людей и поныне тоже протекает процесс эволюции; внутри современного человечества можно и нужно искать различные виды, а среди них - самый высший.

Взяв за основу уже существующие расистские взгляды, социал-дарвинисты создали расистский дарвинизм. Чтобы обосновать свои претензии на господство над другими народами, расисты начали утверждать, что белая арийская или нордическая раса является высшей по следующим причинам:

- в войнах белый человек завоевал мир и создал повсюду свои колонии, духовно поработив все народы;

- в сфере духа породил величайших философов-европейцев;

- в музыке - создал классику;

- в архитектуре белыми созданы величайшие творения, например, - готические соборы;

- в технологии - паровозы и пароходы - изобретения белого человека, заставившего природу работать на себя и т.д.

К концу 19 века сложился подходящий общественный климат для внедрения расизма в духовную жизнь общества. Все его составляющие оказались объединены в книге французского аристократа-дипломата графа Артура де Гобино "О неравенстве человеческих рас" (1853-55 гг.), т.е. еще до "Происхождения видов" Дарвина - это доказывает, что идеи расизма витали в воздухе). Кроме постулатов о том, что "ключ к пониманию истории таится в расовых особенностях ее субъектов" и "критериев величия белой расы" творение Гобино отличалось также крайним историческим пессимизмом. Из-за недооценки миром важности расового фактора все расы, мол, перемешались, и потому в будущем нельзя будет отыскать силу, которая поведет человечество к прогрессу.

Во Франции, на родине автора, его книга не пользовалась популярностью, но в Германии, благодаря его близкой дружбе с великим композитором Рихардом Вагнером, сочинение Гобино пало на благодатную почву, так как немцы из-за былой раздробленности германских государств позднее других приступили к колониальным захватам. Созданная в 1871 году Германская империя нуждалась в идеологии, которая позволила бы ей приступить к войне за передел колониального мира в свою пользу. По этой причине расовая теория Гобино появилась для немцев как раз вовремя. В сочетании с поздней философией Ф. Ницше, ставившего войну «сверхчеловека» с человеческим «стадом» основой для выведения новой расы господ, эти идеи сыграли свою роль в становлении немецкого фашизма.

Расизм основывается на делении людей на низшие и высшие расы и признании низших рас неполноценными. Свой вклад внес в расовую теорию немецкий философ Ф. Ницше, который всех людей разделил на человеческое стадо, недочеловеков и касту сверхчеловека, которая должна уничтожать человеческое стадо. С образованием фашистской партии Германии расовая теория становится ее официальной идеологией. Как только фашисты убедили немцев, что они высшая раса, а остальные люди - недочеловеки, задымили печи крематориев, в которых было сожжено одних евреев 6 миллионов. На недочеловеках стали проводить изуверские опыты и делать из их кожи абажуры и перчатки.

О кровной связи эволюционной теории Дарвина, расизма и немецкого фашизма свидетельствуют сами расисты. Современный российский расолог В. Авдеев в своей книге «Расология» пишет: «Известный немецкий антрополог-эволюционист Герхард Хеберер в период расцвета своей творческой деятельности возглавлял Институт общей биологии и антропологии в Йене». (Установить годы работы не удалось, но можно полагать, что они выпадают на период расцвета III Рейха). «В работе «Теория происхождения видов и современная биология» (1942) Г. Хеберер подчеркивал: «Общая история организмов переходит в историю человеческих рас. Теория происхождения видов является одновременно той почвой, в которую уходит корнями расовая теория». [20] А вот что писал об идеологии фашизма пророк современного либерализма К. Поппер: «Фашизм добавил к своей официальной идеологии, по крайней мере на ранних этапах своего развития, некоторую долю эволюционистского материализма девятнадцатого века. Формула фашистского варева была одной и той же во всех странах: Гегель плюс чуточку материализма девятнадцатого века (в частности, дарвинизма в его огрубленной форме, приданной ему Э. Геккелем). [21]

Очень опасную игру ведут современные этологи, биопсихологи и другие ученые, а самое главное с неизвестным концом, разрушая тысячелетние этические традиции, ставя человека в один ряд с животными. Вера в высшее предназначение человека это не «примитивные сказки и страшные призраки, и чрезмерно раздутое чувство собственной важности», как написал биолог А. Марков – это этический порог, сдерживающий безнаказанные посягательства на жизнь и свободу людей. Попытаемся представить, что Максим Горький, сказавший, что «человек – это звучит гордо», перефразировал эту фразу следующим образом: «обезьяна – это звучит гордо». Между человеком и обезьяной лежит непреодолимая со стороны животных пропасть – культура. Животное может чувствовать эмоции человека, но осознавать его духовно-интеллектуальные состояния, ему не дано, поэтому оно способно угадывать наши чувства и даже по-своему разделять их, но не может осознавать наш духовный мир и стать равным, поэтому они всегда останутся «братьями меньшими». А вот человек легко скатывается к животному образу жизни и теряет человеческое обличие, как только отказывается от своей культурной составляющей. Об этом ярко свидетельствует поведение не только алкоголиков и наркоманов, но и людей, сознательно проповедующих аморализм и пренебрежение правилами приличий.

Биопсихологи явно недооценивают историю или просто не знают, что в первобытные времена существовало религиозное верование - тотемизм, когда люди верили, что произошли от животных, поэтому и сами являются такими же животными. Они со спокойной совестью поедали друг друга, снимали скальпы и кожу, изобрели множество изуверских пыток, а затем стали делать других рабами. Только христианская вера в то, что человек образ и подобие Бога поставила каннибализму не только правовую, но и этическую преграду. Наше атеистическое время эту преграду нарушило и все чаще сообщается о случаях поедания людей каннибалами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: