Киевская Русь была раннефеодальной монархией во главе с великим князем киевским. Отдельные земли и области страны управлялись наместниками князя, назначаемыми либо из числа родственников князя, либо из числа его дружинников.
Княжеская дружина была постоянной военной силой и частью аппарата управления в древней Руси. Она делилась на старшую и младшую. Из старших дружинников (они именовались боярами, мужами) назначались воеводы, члены совета при князе (боярской думы) и наместники земель. Старшие дружинники могли иметь и свою дружину. Младшие дружинники (отроки, гриди) в мирное время исполняли обязанности сборщиков штрафов и судебных исполнителей, а во время походов были воинами. Князь делился с ними военной добычей и собираемой данью.
Значительную роль в жизни Киевской Руси играло народное собрание – вече. В некоторых городах оно собиралось постоянно (Новгород), в других – только в чрезвычайных случаях.
Все население страны облагалось данью, которую собирали двумя способами: или подвластные племена привозили ее в Киев (повоз), или князья сами ездили за нею по землям покоренных племен (полюдье). Попытки киевских князей увеличить дань встречали сопротивление населения. В 945 г. князь Игорь при попытке вторичного сбора дани был убит восставшими древлянами. Вдова Игоря княгиня Ольга, жестоко отомстив за убийство мужа, установила постоянный размер дани; ею же были определены места сбора подати – становища и погосты.
Для политики первых киевских князей – Олега (882–912 гг.), Игоря (912–945 гг.), Святослава (965–972 гг.), Владимира (980–1015 гг.) – были характерны следующие направления:
1. Установление и усиление власти киевских князей над племенными союзами славян. Князья объединяли славянские земли как с помощью насилия, так и с согласия. Князь Олег присоединил насильно древлян, князь Владимир – радимичей и вятичей. Северяне же присоединились к Киеву добровольно.
2. Прокладывание и охрана торговых путей; создание благоприятных условий для русской торговли. Особо выгодной была торговля с Византией, и русские князья неоднократно совершали свои походы на Царьград (Константинополь): поход князя Олега и заключение торгового договора в 911 г.; походы князя Игоря в 941 и 943 гг.; походы князя Святослава в Болгарию в 968 и 969 гг.
3. Охрана русских земель от грабительских нападений соседей. Хорошо известны походы князя Святослава и его военные победы над Волжской Булгарией (964 г.) и Хазарией (965 г.).
Значительных успехов Киевская Русь добилась во время правления Владимира Святославича (980 - 1015 гг.). С именем этого князя связывают завершение объединения всех славянских земель под властью Киева; разгром кочевников-печенегов, ставших в конце X в. бедствием для южной части страны; постройку городов-крепостей по рекам Суле, Десне и Стугне. Однако самым значительным из деяний князя Владимира стало крещение Руси летом 988 г. и провозглашение православия государственной религией. Принятие христианства имело важные последствия. Была обретена идейная основа для единства древнерусского государства. Крещение укрепило связи Руси с Европой. Быстрое развитие получила письменность.
Своего расцвета Киевская Русь достигла при Ярославе Мудром (1019–1054 гг.), превратившись в одно из сильнейших государств Европы. С именем Ярослава Мудрого связано укрепление государства путем массового строительства городов на востоке и западе страны, издания первого свода законов «Русская Правда», строительство церквей и общественных зданий.
После его смерти древняя Русь вступила в период княжеских усобиц, которые на время были приостановлены в годы правления Владимира Мономаха (1113–1125 гг.). Наступило время феодальной раздробленности на Руси.
Крупнейшим событием в политической и духовной жизни Древней Руси стало принятие христианства. Утверждение новой религии было обусловлено ходом исторического развития.
Причины, которые обусловили приятие Русью христианства:
ü во-первых, язычество приводило к изоляции Руси от христианского мира Европы, тормозило развитие международных связей и торговли;
ü во-вторых, язычество мешало стабилизации и укреплению феодального строя на Руси;
ü в-третьих, требовалась новая идеология, которая помогала бы утверждению в стране новых отношений — господства и подчинения;
ü в-четвертых, монотеизм христианской религии укреплял авторитет княжеской власти, способствовал единению Руси;
ü в-пятых, появляющееся социальное неравенство на Руси требовало новой идеологии, которая могла бы оправдать богатство одних и бедность
Распространению знаний о византийской культуре и религиозных представлениях среди славян-язычников способствовали постоянно расширявшиеся внешнеторговые связи. Другие духовные верования - иудейское, мусульманское, западное христианское (католическое) - были знакомы русскому населению благодаря близости Хазарского каганата, Волжской Болгарии и проповедникам из Западной Европы. Однако все они были отвергнуты князем Владимиром Святославовичем, а православный (византийский) вариант христианства в 988 - 989 гг. стал государственной религией в Киевской Руси.
Существует несколько преданий о крещении Руси.
1. По рассказу летописца Нестора, князь Владимир беседовал с представителями различных монотеистических религий, а для большей объективности разослал своих послов в разные страны, чтобы удостовериться в преимуществах той или иной веры. Пышный обряд богослужения, нравственные нормы и философская глубина религиозного убедили его в преимуществах восточного христианства. Из многих религий князь Владимир выбрал лучшую и истинную веру. Летопись запечатлела вполне реальную ситуацию выбора цивилизационной альтернативы, стоявшей перед русским государством, поскольку вера как духовная основа жизни общества определяет общее направление развития культуры, а также особенности политического и экономического строя той или иной страны.
2. Князь Владимир преследовал личные интересы, собираясь жениться на сестре византийских императоров Анне. Но христианка не могла выйти замуж за язычника. С этим браком были связаны и другие исторические события. Владимир помог византийскому императору подавить мятеж, однако этого оказалось недостаточно для соединения Владимира и Анны. Тогда киевский князь осадил один из главных византийских городов в Крыму - Корсунь (Херсонес), после чего императоры доставили невесту в Корсунь, где были совершены сразу два обряда - крещения Владимира и бракосочетания его с греческой принцессой. В основе этого летописного свидетельства лежат реальные исторические события, которые подтверждаются византийскими хрониками и источниками.
3. По церковной версии, крещение Владимира стало следствием глубокого нравственного переворота в воззрениях и жизни киевского князя, погрязшего в разврате и многочисленных злодеяниях. Он запятнал себя убийством полоцкого князя Рогволда и его сыновей, которые не воевали с ним, а его дочь, княжну Рогнеду (мать Ярослава Мудрого), взял силой, без ее согласия (известно, что Рогнеда даже хотела убить Владимира, мстя за смерть отца и братьев). Не менее страшным преступлением Владимира стало убийство его собственного брата Ярополка, в результате чего он получил киевский престол и жену Ярополка, гречанку по происхождению. На его репутацию тяжким грузом легла корсунская авантюра. Кроме того, по словам летописца, у Владимира было пять жен и огромный гарем, где содержалось 800 наложниц. Именно этот грешник, услышав глас божий, принял новую веру и нравственно переменился. Согласно этой версии, князь Владимир крестился в 987 г. в Васильеве, под Киевом.
4. И, наконец, легенда об апостоле Христа Андрее Первозванном, который во время одного их своих путешествий из Византии в Балтийское море оказался у Днепра на том самом месте, где позднее был основан Киев. Он проповедовал среди местных жителей новую веру и в качестве памятного знака поставил на этом месте деревянный крест. В XVIII в. по проекту архитектора В.В.Растрелли здесь была построена церковь Андрея Первозванного. Широкое распространение легенда о Христовом апостоле получила в XV - XVI вв., в период упрочения Московского самодержавия. Царь Иван IV уверял посланника папы римского, что Русь приняла веру из рук брата апостола Петра Андрея Первозванного, когда тот приходил на эти земли по пути в Рим. Таким образом, пытались доказать, что православие возникло раньше католичества и шло от самого Христа.
Принятие христианства имело для Руси огромное значение, оказало влияние на экономическую, политическую, духовную и культурную жизнь русского народа:
ü во-первых, церковь оказывала значительное воздействие на политическую жизнь, поддерживала усилия князей в борьбе за единство Руси, стояла во главе общерусского патриотического движения (Куликовская битва);
ü во-вторых, принятие христианства коренным образом изменило международное положение Киевской Руси, уравняло се с остальными европейскими государствами, привело к установлению более тесных связей с соседними христианизированными странами;
ü в-третьих, церковь способствовала формированию и развитию княжеских и боярских вотчин, а также появлению крупного церковного и монастырского землевладения;
ü в-четвертых, принятие христианства способствовало широкому проникновению византийской культуры и искусства, повлияло на развитие ремесла: кладка каменных стен, возведение куполов, мозаика были переданы /реками русским мастерам. Иконопись, фресковая живопись возникли на Руси благодаря христианству;
ü в-пятых, церковь способствовала распространению на Руси письменности, появлению первых рукописных книг, летописных сводов и философских трактатов, при монастырях открывались школы, библиотеки;
ü в-шестых, христианство укрепляло моногамную семью, устраняло ряд жестоких, варварских обычаев: принесение плененных врагов в жертву языческим богам, убийство жен, рабынь, слуг на похоронах мужей и господ, что способствовало увеличению населения.
Отрицательное влияние крещение и как следствия создания института церкви. Церковь:
ü отстаивала интересы господствующего класса,
ü помогала закабалению свободных общинников
ü жестоко преследовала инакомыслие,
ü осуждала все формы протеста угнетенных,
ü прикрывала темные дела отдельных феодалов,
ü регламентировала внутрисемейную жизнь,
ü требовала беспрекословного подчинения жены мужу, а детей — отцу.