double arrow

Введение христианства

В 988 году Князь Владимир ввел в своем государстве новую веру - христианство. К тому времени в Киевском государстве уже было немало христиан, в частности христианами были князь Аскольд и княгиня Ольга. по приказу князя Владимира киевлян крестили в днепровской воде, разрущили капища древних богов и стали возводить христианские церкви. Рядом со своим дворцом князь Владимир велел построить церковь.

· Княжение Ярослава Мудрого

После смерти Владимира его сыновья долго вели борьбу между собой за отцовское наследие. Киевским князем стал Ярослав, который был храбрым воином, разумным правителем и вошел в историю как Ярослав Мудрый. Он продолжил дело своего отца Владимира - восстановил границы на западе, отвоевывал земли у литовских племен. Разгромив печенегов, князь Ярослав отодвинул границы своего государства далеко в степь в направлении Черного моря. При Ярославе упрочились связи Киева с Византией и западными странами - Польшей, Венгрией, Германией, Францией. Ярослав Мудрый женил своих сыновей о отдавал замуж дочерей и таким образом породнился с князьями и королями европейских стран. Опираясь в своей деятельности на бояр (так назывались влиятельные богатые люди), князь Ярослав развил начатые Владимиром перемены в жизни государства. Так, все законы, которые существовали в княжестве на то время, были сведены о один сборник - "Русскую правду". пользовались этим документом не одно столетие, а в наше время "Русская правда" является ценнейшим источником сведений о жизни в Киевском гасударстве. Князь Ярослав постоянно заботился о расширении строительства Киева и других городов, о сооружении новых церквей. Так в честь победы над печенегами в начале 11 века был возведен Софийский собор в Киеве. Ярослав открывал школы, а при Софийском соборе основал первую в Киевском государстве библиотеку. В "Повести временных лет" о нем сказано, что Ярослав "насея книжными словесы сердца верных людей. Велика бо польза бывает человеку от учения книжного". После смерти Ярослава для Киевского государства наступили тяжелые времена. Князья воевали между собой за власть и, разобщенные не могли противостоять напору внешних врагов. Государство распалось на маленькие княжества.

· Строй

Вся власть в Киевском государстве принадлежала Великому князю. В мелких княжества, которые входили в состав Киевского государства правили посаженные Великим князем его родственники или верные бояре-посадники, платившие Киеву дань. У них были дружины, но меньшей численности, чем дружины Великого князя. Власть Великого князя постепенно усиливалась. Он советовался только с боярами, военной старшиной. Вече уже не обсуждало важнейших вопросов, как раньше. Великий князь сам судил и миловал по писанным законам. Он принимал решения о начале войны, о перемирии и так далее.

9.»Русская правда»

Представляет собой три, возникшие в разное время, но тесно связанные между собой свода обычаев, законов и судебных решений, которые принято называть редакциями Русской Правды: Краткая Правда, Пространная Правда и Сокращенная Правда. Древнейшей является Краткая Правда, состоящая из четырех частей.
Наиболее важными считаются две первые части: "Правда Ярослава" (статьи 1-18), составленная при киевском князе Ярославе Владимировиче Мудром, и "Правда Ярославичей" (сыновей Ярослава Мудрого) (статьи 19-41).
Пространная Правда делится на две части: "Суд Ярослава Владимировича" (статьи 1-52, и "Устав Владимира Всеволодовича" (статьи 53-121), созданный в 1113 г. при киевском князе Владимире Всеволодовиче Мономахе.
Третья (Сокращенная) редакция Русской Правды появилась в 14-17 вв., уже в московский период русской истории (единого мнения среди ученых о времени ее составления нет).
Правды Краткая и Пространная сообщают, что преступление в 11-12 вв. называлось на Руси "обидой". За его совершение перед судом отвечали только свободные люди. За кражу, совершенную рабом (челядином или холопом), нес ответственность его хозяин. Если было совершено убийство, то родственники убитого могли мстить убийце. Власти стремились ограничить кровную месть, предлагая возможным мстителям брать с убийцы деньги. Основным видом наказания был штраф ("вира" — в пользу пострадавшего или его семьи и "продажа" — в пользу князя, разбиравшего дело). Размер штрафа зависел от того, какое положение в обществе занимал пострадавший. Например, за убийство свободного человека преступник должен был уплатить 40 гривен, а за убийство княжеского дружинника — 80 гривен, за убийство смерда или холопа — 5 гривен. Самое тяжкое наказание — "поток и разграбление". Оно заключалось в обращении преступника и членов его семьи в рабство и в конфискации его имущества. Этому наказанию подвергались разбойники, поджигатели и конокрады.
Важное место в Русской Правде занимают отношения между людьми по поводу собственности. В "Уставе Владимира Всеволодовича" особое внимание уделялось процентам по долгу. До составления этой части Пространной Правды проценты были весьма велики. Они делились на годовые, третные и месячные (проценты, взимавшиеся при займе на год, на треть года и на месяц). Годовой процент составлял 50 %, а взимание процентов по долгу осуществлялось вплоть до погашения всей задолженности. Например, если человек брал в долг 6 гривен, он ежегодно вносил кредитору 3 гривны в счет процентов. Если же он не мог заплатить разом 9 гривен (долг и процент), то выплачивал проценты в течение многих лет, попадая в конце концов в полную зависимость от ростовщика, который мог продать неисправного должника в рабство. "Устав Владимира Всеволодовича", принятый после восстания в Киеве против ростовщиков, ограничил срок взимания процентов тремя годами, в течение которых должник выплачивал стоимость долга и один годовой процент.

10.Феодальная раздробленность: образование на территории Руси княжеств государств в 11-12 веках.

С 30-х годов XII века на Руси начинается процесс феодальной раздробленности. Феодальная раздробленность – это неизбежная ступень эволюции феодального общества, основой которого служит натуральное хозяйство с его замкнутостью и обособленностью.

РАЗДРОБЛЕННОСТИ РУССКИХ ЗЕМЕЛЬ
Можно выделить экономические и социально-политические причины феодальной раздробленности на Руси:

1. Экономические причины:

- рост и развитие феодального боярского землевладения, расширение вотчин путём захвата земель смердов-общинников, покупки земли и т.д.

- господство натурального хозяйства и отсутствие экономических связей способствовало созданию сравнительно небольших боярских мирков и сепаратизму местных боярских союзов.

- в XII веке торговые пути стали обходить Киев, «путь из варяг в греки», объединявший некогда вокруг себя славянские племена, постепенно терял своё прежнее значение, т.к. европейских купцов, а также новгородцев всё более привлекали Германия, Италия, Ближний Восток.

2. Социально-политические причины:

- усиление могущества отдельных князей;

- ослабление влияние великого киевского князя;

- княжеские усобицы;

- рост и укрепление городов как новых политических и культурных центров также можно считать причиной дальнейшего дробления Руси, хотя некоторые историки, напротив, расценивают развитие городов как следствие этого процесса.

- борьба с кочевниками также ослабляла Киевское княжество, замедляла его прогресс; в Новгороде и Суздале было гораздо спокойнее.

Подводя итог вышесказанному, следует отметить, что феодальная раздробленность на Руси XII-XIII веков была закономерным явлением, связанным с особенностями становления феодального строя. При всей прогрессивности этого процесса феодальная раздробленность имела существенный отрицательный момент: постоянные усобицы между князьями истощали силы русских земель, ослабляя их перед лицом внешней опасности, в частности перед приближающимся монголо-татарским нашествием.

В результате дробления образовались следующие княжества: Киевское, Переяславское, Черниговское, Муромское, Рязанское, Ростово–Суздальское, Смоленское, Галицкое, Владимиро–Волынское, Полоцкое, Турово–Пинское, Тьутаранское, Новгородское, поздне Псковская земля. В каждой из земель правила своя династия – одна из ветвей Рюриковичей. Наиболее крупными считались три следующие княжества Владимиро-Суздальское, Галицко-Волынское и Новгородская республика.

Северо-Восточная Русь - Владимиро-Суздальское или Ростово- Суздальское княжество (как оно называлось сначала) занимало территорию между Окой и Волгой. Этот район был богат плодородными почвами, благоприятен для земледелия. Сама территория была хорошо защищена от нападений благодаря лесам и рекам. Ее территорию называли Залесским краем. Экономическому подъему Залесского края способствовал постоянный приток населения. Люди перебирались сюда в поисках защиты от врагов и нормальных условий для ведения хозяйства. Стоит еще упомянуть о наличии выгодных торговых путей, проходивших по территории княжества. Важнейшим из них был Волжский торговый путь потому, что он связывал северо-восточную Русь со странами Востока.

Юго-Западная Русь – Галицко-Волынское княжество занимало северо-восточные склоны Карпат и территорию между реками Днепр и Прут. Здесь были плодородные земли, обширные лесные массивы, благодатные для промысловой деятельности и большие залежи каменной соли, которую вывозили в соседние страны. Удобное географическое расположение (соседство с Венгрией, Польшей, Чехией) позволяло вести успешную внешнюю торговлю. Как и во Владимиро-Суздальской Руси, здесь наблюдался значительный экономический подъем.

Одним из крупнейших политических центров периода феодальной раздробленности была Новгородская боярская республика. Новгородская земля (северо-западная Русь) занимала огромную территорию от Ледовитого океана до верховья Волги, от Прибалтики до Урала.

Новгород был богатым торгово-ремесленным центром, который одним из первых начал борьбу против власти Киева. Подъему Новгородской земли способствовало наличие громадного земельного фонда, попавшего в руки местного боярства. Хотя своего хлеба в Новгороде не хватало, но промысловые занятия – охота, рыболовство, солеварение, производство железа – получили большое развитие и давали Новгороду немалые доходы. Также у Новгорода было удачное географическое расположение: город находился на перекрестке торговых путей, связывавших Западную Европу с Русью, а через нее – с Востоком и Византией.

11. Причины и значение принятия Киевской Русью христианства.

Христианство в древней Руси существовало еще задолго до придания ему статуса официальной религии, но оно было слабо распространенным и, конечно, не могло конкурировать с язычеством.

В IX – X вв. в жизни восточных славян происходят серьезные изменения.

Русские писатели XI в. Илларион и Иаков Мних заявляли, что жители Киевского государства обязаны христианизацией только Владимиру Святославичу, на которого якобы сошла милость Бога и он сумел понять, что православная вера – единственная правильная. Иаков Мних заметил также, что на формирование христианского мировоззрения Владимира оказала влияние его бабка княгиня Ольга.

М.Д.Приселков считал, что главная причина принятия Русью христианства заключалась в отсутствии в Восточной Европе церковной иерархии византийского типа, в которой очень нуждалась страна. Поиски её привели Русь ко двору болгарских царей и к последующей затем христианизации русского народа, который принял крещение вовсе не от Византии, а от Болгарии. Действительно, Русь в X веке нуждалась в церковной организации, подобной византийской. Однако эта нужда была вызвана внутренними первопричинами, которые исследователь упустил из виду.

М.В.Левченко, С.А.Токарев, А.М.Сахаров высказали мнение, согласно которому христианская религия послужила прочной основой для объединения восточнославянских племен в единое государство.

Христианская религия – несомненно классовая религия. С этим невозможно не согласиться. Но это признание не решает полностью вопроса о причинах крещения Руси. Таких причин, конечно, было несколько, и на некоторые из них было указано историками в отечественной историографии.

Принятие православной веры на Руси имело огромное культурно – историческое значение. Русь получила толчок для перехода к более прогрессивному феодальному способу производства. Правовая система строилась по римскому и древнегреческому праву. Крепла русская государственность и самосознание древнерусской народности, как единой нации. Развивались ремесла и земледелие. Получило развитие каменное строительство. Культура Древней Руси наполнялась достижениями цивилизации Византии, Древней Греции и Ближнего Востока. Православие явилось тем цементом, благодаря которому крупицы древнерусской культуры, укрепленные и приумноженные, стали фундаментом великой Русской культуры, Русской нации и великого Русского государства, название которому – Россия. Крещение Руси ввело ее тесным образом не только в семью христианских славянских государств, но и в целом в систему христианских стран Европы с их культурными достижениями. Обогатилась русская культура и имеющими глубокие исторические традиции достижениями стран Ближнего Востока и, конечно культурными сокровищами Византии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: