Централизация власти и управления на рубеже XV-XVI вв. Эпоха Ивана III

Захватывая силой, покупая, наследуя после умерших родствен­ников русские земли и тем самым расширяя пределы Московского княжества, Иван III выстуцал как продолжатель дела, начатого его предками в начале XIV в. Однако чем крупнее становилось это политическое образование, тем меньше оно было гарантировано от распада. Требовались серьезные меры, направленные на скрепле­ние этих территорий и превращение их в единое целое. Цементи­рующей силой складывающегося государства стало его центральное ядро. Присоединив Новгород, Иван III начал процесс унификации политических порядков в Московском княжестве. В Новгороде ликвидируется вечевой строй со всеми его институтами (посад­ник, тысяцкий и т. д.), своих политических функций лишается архиепископ. Упраздняется вся система политических связей Новгорода с подвластными ему пригородами, которые теперь были подчинены непосредственно Москве. На присоединенной террито­рии создавалась принципиально новая система управления. Те­перь Новгородом и Новгородской землей управляли наместники великого князя, которые вместе с их аппаратом управления под­чинялись московскому правительству. Таким образом, на Новгород распространялась власть московских политических институ­тов. Аналогичный процесс происходил и в других присоединен­ных к Москве землях. В 1497 г. был издан общерусский Судебник. Теперь правовые нормы, сложившиеся в Московском княжестве, распространялись на все государство. Иными словами, формирова­лись единые, общерусские судебно-административные порядки. С введением единых законов и созданием единого центра управле­ния возникала необходимость в аппарате управления и в слое го­сударственных чиновников, подчиненных высшим властям. При Иване III общегосударственные функции приобретают Казна и Дворец. Постепенно превращаясь из органов вотчинного управле­ния в общегосударственные, Дворец и Казна ведают теперь сбором налогов, оборотом земель в государстве, системой «кормлений», регулируют военную службу дворянства. Казна играет роль госу­дарственной канцелярии. Ее дьяки перестают быть личными сек­ретарями-холопами князя и играют все более важную роль в госу­дарственном управлении. В их руки постепенно переходит практическое управление государством, бывшее ранее исключи­тельной прерогативой высокопоставленных бояр. Первыми госу­дарственными ведомствами функционального типа стали дипло­матическое и военное, что нашло отражение в появлении нового вида государственной документации — Посольских книг и Раз­рядных записей.

Таблица 1. Органы власти и управления Московского княжества

Глава государства «Божией милостью государь всея Руси, великий князь Владимирский и Мос­ковский, Новгородский и Псковский, и Тверской, и Югорский, и Пермский, и Болгарский, и иных земель»; «царь»; «самодержец». Являлся верховным соб­ственником всех земель в государстве; обладал высшей судебной и админи­стративной властью.
Боярская дума Высший совет при князе с законосовещательными функциями. Состав: бояре (5-12 человек), окольничие, князья присоединенных земель. Состав Думы оп­ределялся на основе местничества (системы, при которой распределение слу­жебных мест совершалось с учетом происхождения того или иного лица, слу­жебного положения его предков и личных заслуг)
Дворец Первоначально резиденция властите­лей, высшей знати. С конца XVI в. также название органов государствен­ной власти (Большой Дворец, Дмит ровский, Нижегородский и др.). Двор­цы возглавлялись дворецкими, управ­ляли поземельными отношениями феодалов, повинностями тяглого насе­ления и др. Ряд функций Дворцов унаследовали приказы Казна (княжеская, царская) В XIV-XVI вв. канцелярия, архив и хранилище ценностей великих и удельных князей; в середине XV-XVI вв. центральное ведомство по финансовым вопросам, центральный орган государственного делопроизвод­ства, управлял рядом областей (Нов­городской землей, Пермской землей и др.) и некоторыми категориями на­селения. С сер. XVI в. отдельные фун­кции казны постепенно переходят к приказам
Местное управление Бояре получали какую-то территорию в «корм» в награду за прежнюю служ­бу, т. е. исполняя судебно-административные функции, брали себе судебные пошлины и часть налогов, собираемых с подвластных земель. Эта система управления получила название кормление Наместники Функции — административная, финансовая, судебная; возглавляемая админи­стративная единица — город Волостели Функции — административная, финансовая, судебная; возглавляемая админи­стративная единица — волость

С присоединением к Москве русских земель в них менялся не только политический порядок, но и социально-экономическая структура. Иным становится статус удельных князей: они пре­вращаются в служилых людей великого князя — дворянство. По­лучая поместье[1] из рук великого князя за государственную служ­бу, дворяне зависели от него и служили ему социальной опорой. Шло формирование поместной системы.

Одновременно в государстве идет процесс постепенного закре­пощения крестьянства. Судебник 1497 г. ограничил время пере­хода крестьян от одного феодала к другому двумя неделями в году: неделей до и неделей после осеннего Юрьева дня. Крестьянин мог уйти не раньше, чем будет внесено пожилое, т.е. плата за проживание на земле помещика.

Итак, в конце XV в. изменилось политическое значение Моск­вы и великих князей московских. Москва из центрального города княжества превратилась в столицу Русского государства, а вели­кий князь московский — в государя всея Руси, огромной, незави­симой державы.

Формирование единого централизованного государства вызвало к жизни ряд серьезных проблем, и в их числе — проблему места и роли в нем православной церкви, принципов взаимоотношений и пределов светской и духовной властей. Как и раньше, в полити­ческих процессах, протекавших на Руси во второй половине XV — начале XVI в., деятельное участие принимала церковь, ратовавшая за объединение русских земель. За время монголо-татарского гос­подства на Руси, благодаря льготам, полученным от завоевателей, весьма упрочилось материальное положение церкви. Доходы и богатства ее росли, увеличивалось церковное и монастырское зем­левладение, что не могло не вызывать беспокойства у светской власти и стремления к ограничению этих владений. Первый шаг в этом направлении был сделан Иваном III в результате присое­динения Новгорода: у местных монастырей и архиепископской кафедры было конфисковано почти 50% принадлежавших им зе­мель.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: