Конституция 1993 г.; история принятия, особенности

Новая Конституция была вынесена на всенародное обсужде­ние, а затем принята на референдуме 12 декабря 1993 г. В соответ­ствии с новой Конституцией осуществлялось полное разделение властей. Законодательная власть (парламент) — Федеральное Со­брание, состоящее из двух палат. Совет Федерации — высшая па­лата — формировался по принципу представительства субъектов Федерации. Регионы тогда представляли губернаторы и президен­ты республик, а также председатели местных законодательных собраний, которые избирались населением. Вторая палата — Госу­дарственная дума — избиралась населением. Первые выборы со­стоялись 12 декабря 1993 г. и проходили по мажоритарной систе­ме и по партийным спискам. Убедительную победу на выборах одержали коммунисты. «Выбор России» Гайдара (реформаторы) занял второе место, четверть голосов избирателей собрала ЛДПР во главе с В. Жириновским. Исполнительная власть была пред­ставлена правительством, глава которого теперь утверждался Го­сударственной думой по представлению Президента. По Консти­туции РФ 1993 г. Россия стала президентской республикой. В руках Президента как главы государства концентрировалась боль­шая власть. Президент имеет право распускать парламент, прини­мать указы, приобретающие силу нормативных актов, является Верховным главнокомандующим, ему подчиняются все силовые министерства, а также Совет Безопасности.

Ситуация в стране улучшалась медленно. Бедность и откро­венная нищета значительной части населения вызвали разочаро­вание в идеалах либеральной демократии. Росла зависимость от внешних заимствований, цен на нефть и газ на мировом рынке. 16 июня 1996 г. состоялись выборы Президента РФ— наиболее важное политическое событие в постсоветской России. Хотя под­держка Ельцина в обществе существенно снизилась, в результате двух туров выборов, используя все доступные средства, он сумел обойти основного конкурента, лидера компартии Г. А. Зюганова. Сильное влияние на ситуацию в стране оказывали события в Чеч­не. Опасность сепаратистских тенденций в этом регионе не была оценена в полной мере в начале 90-х годов и возникла угроза дальнейшего распада страны. Федеральные войска, которые были направлены «для восстановления действия Российской Конститу­ции на территории субъекта федерации» — Чеченской республи­ки, не смогли овладеть ситуацией. Секретарь Совета Безопасности А. И. Лебедь, стремясь стабилизировать обстановку в Чечне, под­писал 31 августа 1996 г. в Хасавюрте (Чечня) с А. Масхадовым, избранным президентом Ичкерии (Чечни), соглашение о прекращении конфликта. Это соглашение до сих пор вызывает споры и неоднозначные оценки. С одной стороны, война была остановлена, но с другой стороны, это соглашение означало фактическое при­знание самопровозглашенной Ичкерии. Эта двойственность поро­дила новые попытки решить проблему вооруженным путем, кото­рые затягивали узел, но не решали ее.

В течение второго срока активность президента в политике была невысокой (из-за проблем со здоровьем). Просчеты в приватизации, нарастание коррупции в госаппарате, острые социальные проблемы, сложная ситуация на Северном Кавказе обостряли политическую ситуацию. В высших эшелонах власти велась борьба, за кулисами которой стояли влиятельные группировки крупнейших промышленников и банкиров, лоббировавших свои интересы. Страну лихорадило от бесконечной смены премьер-министров. Обвал рубля в августе 1998 г., который вновь отбросил в нищету большинство населения, вызывал недовольство политикой власти, ее неспособностью решить проблемы страны. Ельцину ничего не оставалось делать, кроме как успокоить общество, объявив о своей скорой отставке. Премьер-министром был назначен В. В. Путин [2], который рассматривался Ельциным как преемник.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: