Тема 2.5 Принципы статического состояния организации

План

1. Принцип приоритета цели.

2. Принцип приоритета функций над структурой.

3. Принцип приоритета субъекта управления над объектом.

В литературе приводится различная классификация принципов организации. Одни авторы подразделяют их на общие, частные и ситуационные [Беляев], другие выделяют разделяют на группы (структурные принципы – разделение труда, единство цели и руководства, соотношение централизации и децентрализации, власть и ответственность; принципы процесса – справедливость, дисциплина, вознаграждение персонала, корпоративный дух, единство команд, подчинение главному интересу; принципы конечного результата – порядок, стабильность, инициатива) [Парахина]. Приведем классификацию Э.А. Смирнова, который выделяет принципы статического и динамического состояния организации, а также общие принципы для всех организаций (принципы соответствия и принципы оптимальности) [Смирнов].

Любая компания проходит часть этапов или все этапы жизнен­ного цикла, которые можно объединить в две группы: статическую и динамическую.

Статическая группа включает этапы нечувствительности и лик­видации (утилизации). Эти этапы характеризуются решением внут­ренних проблем в компании, причем, внутренние и внешние отно­шения рассматриваются в отдельности.

Динамическая группа включает этапы внедрения, роста, зре­лости, насыщения, спада и краха. Эти этапы характеризуются решением внешних и внутренних проблем компании во взаимо­связи.

К принципам статического состояния организации относятся: принцип приоритета цели, принцип приоритета функций над струк­турой и принцип приоритета субъекта управления над объектом.

1. Принцип приоритета цели. В системе «цель—задача—функция-структура—персонал» наивысший приоритет должна иметь цель, за­тем задача и далее функция, структура и персонал.

При создании, сокращении, объединении, реструктуризации или ликвидации компании наиболее хорошо должна быть разра­ботана общая цель («семь раз отмерь - один раз отрежь»). Общая цель должна быть представлена более мелкими целями по облас­тям деятельности (экономическими, организационными, техноло­гическими и т.д.) или по видам выпускаемой продукции (услугам, товарам, информации). Каждая цель полученного набора должна быть конкретизирована в виде задач с указанием объемов, сроков, ресурсов и т.п. Для решения набора задач формируются функции управления и производства с указанием трудоемкости, сложности и схожести. На их базе создается организационная структура наи­более приемлемого вида. Полученная структура служит основанием для формирования контингента работников компании. Таким образом, основное внимание должно быть уделено целям компа­нии, затем набору задач и функций, организационной структуре и персоналу. Разный объем внимания не означает, что к формированию цели нужно относиться очень профессионально, а к персоналу можно подходить непрофес­сионально. Каждый элемент являет­ся важным для эффективной деятельности будущей компании.

2. Принцип приоритета функций над структурой. При создании ком­паний в системе «функция—структура» наивысший приоритет долж­ны иметь функции.

Компанию можно создать двумя вариантам. По первому вари­анту руководитель может полностью скопировать структуру ка­кой-либо однотипной образцовой на его взгляд компании с набо­ром уже выполняемых функций — это метод «бенчмаркинг». По второму варианту руководитель должен сначала сформировать пол­ный набор необходимых функций и затем по этому набору созда­вать организационную структуру. Этот вариант может учесть теку­щие (а не прошлые) потребности в наборе функций, отражающие реальный момент. Практика показывает, что 60—80% учредителей компаний, облегчая себе труд, предпочитают копировать сущест­вующие структуры. Результаты такого облегчения проявляются достаточно быстро и весьма негативно.

3. Принцип приоритета субъекта управления над объектом. При создании компании или структурного подразделения приоритет дол­жен отдаваться руководителю относительно будущих работников.

Обычно новое подразделение или компания создается с целью удовлетворения каких-то важных потребностей или интересов. Сначала подбирается руководитель или специалист, который мо­жет профессионально реализовать поставленную, цель. А затем новый руководитель или специалист подбирает команду, которая по профессиональным и личностным качествам может вместе с ним эффективно работать над конкретными задачами.

Основная литература:

1. Виханский, О. С., Наумов, А. И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс: учебник. / М.: Изд-во МГУ, 2010. – 528 c.

2. Веснин В.Г. Основы менеджмента. - М.: Проспект, 2011.

3. Коротков, Э.М. Менеджмент: учебник для бакалавров / Э.М. Коротков – 2-е изд., испр. И доп. – М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2013. – 640 с. – Серия: Бакалавр. Углубленный курс.

Дополнительная литература:

4. Основы менеджмента / Под ред. И.Ю. Солдатовой. – М.: Дашков и К, 2006. – 256 с.

5. Котлер Ф. Маркетинг, менеджмент. – СПб.: Питер, 2006. – 816 с.: ил.

6. Огарков А.А. Управление организацией: учебник. – М.: Эксмо, 2008.

7. Поршнев А.Г. Управление организацией: учебник / Поршнев А.Г., Румянцева З.П., Саломатин Н.А. – М.: ИНФРА-М, 2008.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: