Все виды решений, принимаемых в процессе управления, можно классифицировать по многочисленным признакам:
– по объекту решения (ориентированные на цели или средства, основополагающие структурные или ситуационные);
– надежности исходной информации (па основе надежной информации, рисковые и ненадежные);
– в соответствии со временем реализации (долго-, средне-,краткосрочные);
– степени влияния на будущее организации (стратегические, тактические, оперативные);
– частоте повторяемости (случайные, повторяющиеся, рутинные);
– производственному охвату (для всей фирмы, узкоспециализированные);
– числу решений в процессе их принятия (статические, динамические, одно- и многоступенчатые);
– числу лиц, принимающих решения (единоличные, групповые, со стороны менеджеров, со стороны исполнителей);
– учету изменения данных (жесткие, гибкие);
– независимости (автономные, дополняющие друг друга);
– сложности (простые и сложные).
Наиболее типичные решения, принимаемые менеджерами фирм, можно классифицировать следующим образом:
|
|
– ситуационные, рутинные, ведомственные решения;
– решения средней сложности (текущие уточнения области деятельности, решения под стрессом и при давлении сроков, решения в исключительных случаях);
– инновационные и определяющие решения.
К управленческим решениям предъявляются требования, основными из которых являются: законность, своевременность, эффективность, достижимость, ясность, четкость, конкретность, гибкость, проверяемость, совместимость.
Принятие решения представляет собой сознательный выбор среди имеющихся вариантов или альтернатив направления действий, сокращающих разрыв между настоящим и будущим желаемым состоянием организации.
Таким образом, данный процесс включает много разных элементов, но непременно в нем присутствуют такие элементы, как проблемы, цели, альтернативы и решения – как выбор альтернативы.