Переменные, или заменители лидерства | Когда не требуется обращать больше внимания на отношения с подчиненными | Когда не требуется обращать больше внимания на структуру отношений и работу |
На уровне качеств подчиненных: 1. Способность, опыт, подготовка, знания 2. Независимость, самостоятельность 3. Профессионализм 4. Отсутствие реакции на вознаграждение | X X X | X X X X |
На уровне содержания работы: 5. Ясность, честность и рутинность 6. Отсутствие альтернативных методов 7 Получение обратной связи в работе 8. Внутренне удовлетворяющая работа | X | Ч X X |
На уровне организационного окружения: 9. Процессы формализованы 10. Невозможность гибкости отношений 11. Высокоспециализированная поддержка 12. Групповой подход, тесная взаимосвязь 1 3. У лидера нет прав вознаграждать 14 Нет непосредственного контакта с подчиненным | X X X | Ч X X X X X |
Рассмотренные концепции еще раз достаточно ясно свидетельствуют о том, что лидерами становятся, а не рождаются. Лидерское поведение может быть развито и улучшено посредством обучения и специальной подготовки. Знание этого, в свою очередь, помогает разработать и провести такие программы подготовки менеджеров, которые развивают определенные лидерские навыки и умения.
|
|
Вместе с тем поведенческие концепции лидерства основаны на очень широком спектре измерений лидерского поведения, которое получает многочисленные трактования, что резко усложняет их практическую апробацию. По этим причинам, в частности, концепции лидерского поведения не дали ответа на вопрос о связи лидерства с такими важными показателями выполнения работы, как эффективность, производительность и удовлетворенность.