double arrow

Классификации мотивационной сферы личности


Одними из первых ученых, выделивших потребности человека, были З.Фрейд и У.Макдауголл (начало ХХ в). Они попытались свести все формы человеческого поведения к врожденным инстинктам. В теории З.Фрейда таких инстинктов было 3: инстинкт жизни, смерти и агрессивности. У.Макдауголл предложил набор из 10 инстинктов: инстинкт изобретательства, строительства, любопытства, бегства, стадности, драчливости, репродуктивный (родительский) инстинкт, инстинкт отвращения, самоунижения, самоутверждения. В более поздних работах он добавил еще 8 инстинктов, в основном относящихся к органическим потребностям. Американский исследователь мотивации Г.Маррей наряду с перечнем органических, или первичных, потребностей, идентичных основным инстинктам, выделенным У.Макдауголлом, предложил список вторичных (психогенных) потребностей. Это потребности достижения успехов, аффиляция, агрессия, потребности независимости, уважения, унижения, защиты, доминирования, привлечения внимания, избегания неудач, покровительства, порядка, игры, неприятия, сексуальных отношений, помощи, взаимопонимания.

Иная, самая известная классификация человеческих потребностей, была предложена А.Маслоу. Она выстроена иерархически, по группам. Последовательность этих групп указывает на порядок появления потребностей в процессе индивидуального развития и к тому же еще и на развитость в целом мотивационной сферы личности.




По мнению А.Маслоу у человека 7 классов потребностей.

1. Физиологические (или органические потребности голод, жажда, половое влечение и т.д. По мере их удовлетворения у человека актуализируется следующая потребность.

2. В безопасности чувствовать себя защищенным, избавиться от страха и неудач, от агрессивности.

3. Потребность в принадлежности и любви т.е. принадлежать к общности, находиться рядом с людьми, быть признанным и принятым ими. Вот уже появились и социальные потребности.

4. Потребность уважения (почитания) компетентность, достижение успехов, одобрение, признание, авторитет.

5. Познавательные потребности знать, уметь, понимать, исследовать.

6. Эстетические потребности гармония, симметрия, красота.

7. Потребность в самоактуализации реализация своих целей, способностей, развитие собственной личности, потребности личного усовершенствования.

Мотивационно-потребностную сферу оценивают по следующим параметрам: широта, гибкость и иерархизированность. Иерархизированность это характеристика строение каждого из уровней организации мотивационной сферы, взятого в отдельности, а не только иерархия уровней. Под широтой мотивационной сферы понимается качественное разнообразие мотивационных факторов мотивов, потребностей, целей на каждом уровне. Гибкость характеризует процесс мотивации. Более гибкой считается такая мотивационная сфера, в которой для удовлетворения мотивов более общего характера (более высокого уровня) может быть использовано большее разнообразие мотивационных побудителей более низкого уровня.







Сейчас читают про: