Основы педагогики 13 страница

• образование — одна из социальных областей, которая функционирует относительно стабильно в отличие от экономики, сельского хозяйства, материального производства и др.;

• результаты международных социологических исследований свидетельствуют, что республика имеет достаточно высокие показатели по уровню образованности населения среди развитых стран. Этот вывод подтверждают итоги участия школьников, студентов в предметных международных олимпиадах и турнирах.

Однако большинство исследователей указывают на существование как позитивных, так и негативных тенденций в развитии образования за последнее десятилетие; некоторые из них называют современное состояние образования кризисным.

Выделим позитивные тенденции в развитии системы образования:

• гуманизация и гуманитаризация образовательного процесса, направленные на переход к гуманным, демократическим отношениям между педагогами и учащимися;

• вариативность и разноуровневость содержания образования, введение новых специальностей и специализаций, учебных дисциплин, востребованных изменившимися социально-экономическими условиями (право, основы экономики, основы психологии и педагогики, информатика и др.);

• разработка новых образовательных стандартов, учебных планов и программ, учебно-методических комплексов по предметам;

• дифференциация сети учреждений образования, становление негосударственных образовательных учреждений; учет социального заказа на образование;

• переход вузов на двухступенчатую подготовку специалистов (включая бакалавров и магистров), отвечающую международным требованиям;

• разработка и внедрение в образовательный процесс систем обеспечения и управления качеством образования;

• использование учреждениями образования дополнительных источников финансирования, таких как доходы от собственной коммерческой деятельности, средства спонсоров, благотворительные средства.

Негативные тенденции в образовании

Отрицательное влияние современной школы на здоровье учащихся. В последние годы фиксируется тенденция ухудшения здоровья детей. Врачи связывают ухудшение физического состояния детей и подростков с осуществлением нездорового образа жизни, нервно-психическими дисфункциями, дидактогенными неврозами. Можно выделить следующие факторы, способствующие возникновению у учащихся психических и физических расстройств:

• неспособность детей справиться с учебной программой;

• усложненные и перегруженные учебные программы и учебники;

• чрезмерная учебная нагрузка учащихся (старшеклассники имеют в неделю более 40—42 рабочих часов, не считая домашних заданий, а учебная нагрузка школьников за последние пятьдесят лет увеличилась почти вдвое).

Авторитарный стиль преподавания и руководства учебным заведением. Управление учебным заведением без учета мировых образовательных тенденций и передового международного опыта реформирования образования, национально-культурных особенностей, без опоры на орган школьного или вузовского самоуправления не может обеспечить качественных результатов обучения и воспитания молодежи. В классах с авторитарными, жесткими учителями школьники болеют в три раза чаще, а нарушений психического здоровья у них в пять раз больше.

Унификация образовательного процесса в учебных заведениях, ограничивающая вариативность и гибкость учебных планов и программ. Унифицирующее воздействие современной школы выражается в существующей ориентации учебного процесса на «среднего ученика» без должного учета интересов и способностей каждого школьника; в преобладании вербальных, объяснительно-иллюстративных методов обучения, направленных на запоминание и воспроизведение учащимися «готовых», «завершенных» знаний, умений и навыков в ущерб эффективному развитию у них способов мышления и действий.

Бюрократизм и формализм в системе образования. Эти характеристики образовательного кризиса проявляются в дидактоцентризме и предметоцентризме.

Дидактоцентризм определяется как результат превращения урока в центральное звено учебно-воспитательного процесса школы. Действительно, в массовой школе преобладающей формой обучения продолжает выступать урок с его традиционными обязательными элементами: запоминанием и воспроизведением формальных знаний, проверкой, контролем, оценкой. Такой урок с жесткой структурой и ориентированный, в основном, на строгую реализацию учебных планов и формальное выполнение программ, достижение запрограммированных результатов в виде знаний, умений, навыков, не способствует эффективному развитию у школьников критического мышления, плюралистического мировоззрения и формированию рефлексивных умений, обобщенных способов выполнения различных видов учебно-поисковой деятельности, а поэтому выступает тормозящим фактором в становлении личности школьника.

Предметоцентризмом обозначается набор недостаточно связанных между собой предметов как «слепков» основ наук. Содержание учебных дисциплин; носит, в основном, информативный характер и не отражает межпредметные связи; оно недостаточно служит целям самопознания личности и познания постоянно меняющегося окружающего мира; изучение этих предметов оторвано от нужд и потребностей развивающейся личности.

Дидактоцентризм и предметоцентризм приводят к «угасанию» личности ученика в традиционных формах обучения; росту отчуждения школьников от знаний, учения, школы; «разбуханию» учебных планов; отставанию школьных учебных дисциплин от достижений в соответствующих научных областях. Между тем, еще в Древней Греции во времена Сократа, Платона, Аристотеля функционировали не просто школы с ритуальными уроками, а так называемые парк-школы Досуга с открытыми студиями. В таких школах ученики не закреплялись по фиксированным классам, курсам, педагогам и специальностям. Они постоянно совершали свой собственный и ответственный выбор предмета, студии, педагога, самой школы как способа организации личного творческого досуга. После завершения обучения в открытых студиях главным результатом было не получение стандартных аттестатов, а эффективное развитие личности, ее творческих способностей и готовность к постоянному самообразованию.

Недостаточный уровень качества подготовки выпускников средней школы. Падает процент выпускников средней школы, способных выдержать экзамены в вузы без дополнительной подготовки, что служит показателем снижения уровня школьного образования.

Продолжающийся отток преподавательских кадров из системы образования, феминизация и старение педагогического корпуса. В учреждениях образования работает значительное число пенсионеров, в школах — менее 15 % учителей-мужчин. Слабым является приток молодых педагогов из-за больших перегрузок, невысокой оплаты труда и низкого социального престижа педагогической профессии. В общеобразовательных школах (особенно сельских) не хватает учителей иностранного языка, физкультуры, математики.

Кризис воспитания, обострившийся в связи с политическими и социально-экономическими изменениями в стране, распадом традиционных массовых общественных детско-юношеских и молодежных организаций, изменением функции семьи, распадом ближайшего социального окружения.

Наметился кризис дополнительного образования и системы организации досуга детей: сокращаются секции и кружки научно-технического творчества, туризма, спорта. Большинство учреждений дополнительного образования, за исключением учреждений Министерства образования Республики Беларусь, практически полностью платные. Низкий уровень доходов большинства населения значительно снизил доступность этого вида образования.

В условиях кризиса воспитания формируются негативные черты растущей личности: социальная зависть; агрессивность; нетерпимость по отношению к противоположным взглядам, мнениям, позициям, другим культурам и религиям; низкий уровень эстетического восприятия действительности; склонность к самооправданию и перекладыванию вины на других; покорность перед более «сильными» и презрение к тем, кто «слабее» в социальном, психологическом и физическом смысле; формализм и безответственность; принятие формальных конъюнктурно детерминированных ценностей (слава, власть, богатство); низкий уровень культуры общения.

Приведенные характеристики состояния современной системы образования свидетельствуют о нарастающем противоречии между новыми социальными тенденциями в обществе и образовательной практикой. Этот вывод позволяет заключить, что в Республике Беларусь, как и в странах СНГ, во многих развитых странах мира, имеет место кризис образования, который носит глубинный характер.

Большинство аналитиков и исследователей отмечают, что выход из этого образовательного кризиса требует пересмотра теоретических, экономических, правовых оснований функционирования системы образования в обществе и разработки новой образовательной парадигмы. Целевыми установками такой парадигмы должны выступать:

• разработка и реализация деятельностного содержания обучения, способствующего не только усвоению школьниками или студентами готовых знаний, но и способов мышления и деятельности; развитию способностей к работе и жизни в условиях быстро меняющегося окружения; формированию готовности к постоянному самообразованию и самосовершенствованию; создание и внедрение развивающих технологий, направленных на эффективное личностное развитие каждого учащегося и превращение его в субъект учебно-исследовательской, общественно-созидательной деятельности, а также собственной жизнедеятельности.

Вопросы и задания для самопроверки и обсуждения

1. Назовите основные цели функционирования системы образования в современном обществе.

2. Определите основные направления развития образования в современных условиях. За счет чего обеспечивается индивидуализация образовательного процесса в школе и вузе?

3. Раскройте позитивные тенденции развития образования.

4. Выделите и обоснуйте негативные тенденции функционирования современной системы образования.

5. Какова направленность новой образовательной парадигмы?

Основные положения новой образовательной парадигмы

Многообразие и изменчивость окружающего мира побуждают личность к его осмыслению и освоению, структурированию, упорядочению и преобразованию. Динамизм и многоукладность социальной жизни делают этот процесс непрерывным (постоянно продолжающимся). И современная система образования должна быть ориентирована на формирование новых природо-социокультурных отношений охранно-созидательного типа между человеком, обществом, природой. Главной целью образования сегодня выступает развитие творческой, самостоятельной, ответственной личности, способной к освоению и преобразованию мира, созданию новых форм общественной жизни, культуры в целом. Именно эта деятельность и готовность к ней должны воспроизводиться и формироваться новым образованием. Современная ситуация такова, что от ответственности и деятельности каждого человека зависит благосостояние окружающих людей, природного мира, судьба планеты. Поэтому каждый человек должен обладать критическим мышлением, иметь плюралистическое мировоззрение, мыслить глобально, совершая локальное действие в многообразном, постоянно меняющемся мире. В этой связи основными положениями новой образовательной парадигмы могут выступать:

• ориентация учебных планов и программ, содержания обучения на формирование современной функциональной грамотности, развитие умений к поиску новых знаний, их критическому анализу и интеграции;

• изменение роли педагога в образовательном процессе (от транслятора знаний, умений, навыков к посреднику между учеником (студентом) и учебным предметом как элементом культуры, консультанту, помощнику в самостоятельном, активном освоении нового содержания образования).

Действительно, роль педагога в процессе обучения уже не должна сводиться только к подаче обучающимся системы готовых знаний, умений, навыков. Педагог призван оказать учащимся помощь в познании себя, окружающего мира в усвоении и принятии общечеловеческих и культурных ценностей и норм, личностном и профессиональном развитии. При этом учебный предмет, наука рассматриваются как часть культуры, а научные способы познания — одними из форм человеческой жизнедеятельности. Обращение к культуре в целом предполагает выделение в содержании обучения объема современных научных знаний, соответствующих достижениям и открытиям в науке; определение общекультурного значения учебных дисциплин и культурологической составляющей в их содержании. Другими важными положениями новой парадигмы образования являются:

• ориентация образования на развитие у обучающихся мыследеятельностных (аналитических, рефлексивных, самоопределенческих и др.) способностей, составляющих основу теоретического мышления;

• установка на детоцентризм как направленность педагогического процесса на утверждение в обществе идеологии самобытности и самоценности детства (ребенок — ключ к познанию человека, отношение к ребенку в социуме — как показатель культуры общества).

Действительно, образование должно готовить обучающихся к жизни в разнообразном, динамичном и противоречивом мире. В этих условиях перед человеком постоянно возникают нестандартные задачи, решение которых предполагает наличие умений строить и рефлексировать собственные действия, осуществлять выбор и самоопределяться в новой ситуации. При этом деятельность по известному образцу чаще всего неприемлема. Однако в школе не получили широкого распространения способы и технологии анализа и понимания разных ситуаций (исторических и современных, в мире и в стране, в школе и в классе, в семье и на улице, и т. д.), а также пути и технологии построения нешаблонного поведения в новых условиях. Вместо этих умений, необходимых человеку в самостоятельной жизни, у учащихся чаще формируются навыки-автоматизмы, связанные с выполнением несложных операций и ограничивающие понимание новых ситуаций и освоение обобщенных способов выполнения различных видов деятельности.

Выход видится в переходе от «школы памяти» к «школе мышления и действия», т. е. к новой педагогической парадигме. Это предполагает включение в содержание образования способов анализа ситуаций и разрешения проблем в новых условиях. Установка на формирование у обучающихся умений рефлексии, критического мышления, системно-ситуационного анализа в условиях изменчивого современного мира предполагает наличие у ученика (студента) развитой системы мыследеятельностных способностей.

Таким образом, важнейшая задача современного образования заключается в изменении его направленности, переносе акцентов с традиционного освоения обучающимися предшествующего социокультурного опыта в виде знаний, умений и навыков на стимулирование их к разрешению возникающих перед отдельными людьми, обществом в целом проблемных ситуаций; формирование у молодежи готовности к жизни и деятельности в динамически меняющемся обществе, творческое обогащение личностного социального опыта, внесение собственного вклада в развитие культуры общества.

Вопросы и задания для самопроверки и обсуждения

1. Назовите и обоснуйте основные положения новой образовательной парадигмы.

2. Почему позиция педагога в образовательном процессе как носителя абсолютной истины в современных условиях выступает тормозящим фактором в развитии образования?

3. Как Вы понимаете целевую установку в реформировании школы: переход от «школы памяти» к «школе мышления и действия»?

2.Структура и принципы развития образования в РБ.

Образование – процесс обучения и воспитания в интересах человека, общества, государства, направленный на сохранение, приумножение и передачу знаний новым поколениям, удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном, нравственном, физическом развитии, на подготовку квалифицированных кадров для отраслей экономики.

В соответствии с Законом «Об образовании» РБ(1991, 2002) государственная политика ориентирована на построение общеобразовательной системы, обеспечивающей развитие каждой личности с учётом её потребностей и интересов, склонностей и способностей, всемерное поощрение таланта и образованности.

На основе Закона «Об общем среднем образовании» государственная политика в сфере общего образования направлена на:

· Обеспечение прав граждан на доступность и бесплатность общего среднего образования;

· Всеобщность и обязательность общего базового образования;

· Осуществление перехода к обязательному общему среднему образованию;

· Доступности дошкольного, профессионально-технического и на конкурсной основе среднего специального и высшего образования;

· Обеспечение преемственности и непрерывности уровней и ступеней образования;

· Определение содержания общего среднего образования на основе приоритета национальных и общечеловеческих ценностей, потребностей личности, общества и государства;

· Обеспечение качества общего базового, общего среднего образования;

· Обеспечение гуманистического характера обучения и воспитания, защиту прав детей.

Под системой образования понимают общую её организацию, совокупность и структуру уч.-восп. заведений и культурно-просветительских учреждений различных типов, призванных решать образовательно-воспитательную работу среди детей, молодёжи и взрослых.

Перед отечественным образованием стоят три основных задачи:

· преобразовать современную модель образования, сохранив её преимущества и достижения, избавившись от негативных сторон унифицированности, идеологизированности, перегрузки учащихся зачастую устаревшими знаниями;

· развернуть универсальную систему образования, базирующуюся на нац.-культ. основе, обеспечивающую образовательные потребности государства, общества и отдельных граждан;

· сформировать белорусскую модель государства, соответствующую мировым стандартам и конкурентноспособную на мировом уровне.

Национальная система образования в РБ в структурном отношении включает в себя образовательно-воспитательные учреждения, которые осуществляют:

· дошкольное воспитание (ясли, детсад, ясли-сад, дошкольный центр развития ребёнка, детский сад-школа);

· общее среднее образование (начальная школа, базовая школа, средняя школа, вечерняя школа, гимназия, лицей, школа-интернат, специальная школа закрытого типа, санаторная школа-интернат и учебно-педагогический комплекс, например, детский сад-школа);

· внешкольное обучение и воспитание призвано обеспечить детям и молодёжи равный доступ к различным областям творческой деятельности, возможность реализации потребностей в нравственном, интеллектуальном и физическом развитии, профессиональном самоопределении, формирование здорового образа жизни (кружок, секция, студия, клуб, ансамбль, театр и др.);

· профессионально-техническое образование;

· среднее специальное образование;

· высшее образование;

· подготовку научных и научно-педагогических кадров;

· повышение квалификации и переподготовку кадров;

· самостоятельное образование граждан

В систему образования входят также образовательные стандарты общего среднего образования, разработанные на их основе учебные планы и учебные программы; органы управления и исполнительные и распорядительные органы руководства им (Министерство образования и науки РБ и ведомства, органы управления народным образованием на местах) и научно-исследовательские учреждения, занимающиеся изучением вопросов обучения и воспитания, участников образовательного процесса.

Дошкольное образование призвано обеспечить полноценное развитие ребёнка с учётом его возрастных и индивидуальных особенностей, подготовку к получению основного образования на последующих уровнях.

Общее среднее образование призвано обеспечить духовное и физическое становление личности, подготовку молодого поколения к полноценной жизни в обществе, воспитание гражданина РБ, овладение им основами наук, государственными языками РБ, навыками умственного и физического труда, формирование у него нравственных убеждений, культуры поведения, эстетического вкуса и здорового образа жизни.

Структура средней общеобразовательной школы соответствует трём этапам развития ребёнка:

детство – 1 ступень(1-4 классы);

отрочество – 2 ступень (5-9 классы);

юность – 3 ступень (10-11 классы).

Начальная школа обеспечивает развитие личности ученика, формирование его первоначальных взглядов на природу, человека, общество. Учащиеся начальной школы приобретают необходимые умения учебной деятельности, обучаются письму, счёту, овладевают элементами теоретического мышления, культуры языка и поведения, основами личной гигиены, здорового образа жизни.

Функция следующей ступени основной школы (5-9 классы) – дальнейшее обеспечение развития личности ребёнка, усвоения им основ наук и формирования научного мировоззрения, овладения основными социокультурными правилами и моральными нормами. Этот школьный период должен дать такую подготовку, которой будет достаточно для активного включения в общественную жизнь, для приобретения профессии.

Школа третьей ступени (10-11 классы) завершает общеобразовательную подготовку учащихся. Учебно-воспитательный процесс строится на основе дифференциации, которая учитывает способности, склонности и желания учащихся и их родителей и обеспечивает реализацию общеобразовательных запросов ученика. На этом этапе формируется система жизнедеятельности (стиля жизни) и стиля учебной деятельности, соответствующие способностям учащегося и условиям жизни, готовность к активному участию в общественной жизни; готовность к непрерывному образованию и выбору профессии.

Профессионально-техническое образование призвано осуществлять подготовку лиц к профессиональной деятельности в соответствии с призванием, способностями, с учётом общественных потребностей и обеспечивает приобретение ими проф. ЗУНов, необходимых для присвоения квалификации рабочих и служащих.

Среднее специальное образование обеспечивает развитие творческого потенциала личности, получение специальной теоретической и практической подготовки, решает задачи обеспечение отраслей хозяйства республики квалифицированными специалистами.

В положении о средней образовательной школе Беларуси сформулированы основные принципы построения системы образования в РБ:

- доступность,

- открытость;

- свободное развитие личности;

- научность,

- бесплатность общего образования;

- единство национального и общечеловеческого в обучении и воспитании,

- демократичность,

- гуманность,

-вариативность типов школ по содержанию образования и организации уч.-восп. процесса,

-преемственность и непрерывность образования,

- единство обучения, духовного и физического совершенствования,

- светский характер образования,

- поощрение и всемерное содействие талантов и способностей,

- обязательное базовое 9-летнее образование.

Структура средней общеобразовательной школы соответствует трём этапам развития ребёнка:

детство – 1 ступень(1-4 классы);

отрочество – 2 ступень (5-9 классы);

юность – 3 ступень (10-11 классы).

Начальная школа обеспечивает развитие личности ученика, формирование его первоначальных взглядов на природу, человека, общество. Учащиеся начальной школы приобретают необходимые умения учебной деятельности, обучаются письму, счёту, овладевают элементами теоретического мышления, культуры языка и поведения, основами личной гигиены, здорового образа жизни.

Функция следующей ступени основной школы (5-9 классы) – дальнейшее обеспечение развития личности ребёнка, усвоения им основ наук и формирования научного мировоззрения, овладения основными социокультурными правилами и моральными нормами. Этот школьный период должен дать такую подготовку, которой будет достаточно для активного включения в общественную жизнь, для приобретения профессии.

Школа третьей ступени (10-11 классы) завершает общеобразовательную подготовку учащихся. Учебно-воспитательный процесс строится на основе дифференциации, которая учитывает способности, склонности и желания учащихся и их родителей и обеспечивает реализацию общеобразовательных запросов ученика. На этом этапе формируется система жизнедеятельности (стиля жизни) и стиля учебной деятельности, соответствующие способностям учащегося и условиям жизни, готовность к активному участию в общественной жизни; готовность к непрерывному образованию и выбору профессии.

Новыми типами учебных заведений для РБ являются гимназия, лицей, колледж, высшее проф. училище. Они призваны обеспечивать повышенный уровень общего среднего и проф. образования. Содержание образования в этих уч. заведениях более насыщенное, направлено как на получение фундаментальной общеобразовательной подготовки, так и на удовлетворение запросов учащихся. В них делается ставка на энциклопедизм образования и на углубленное специальное образование различного профиля. Это первый признак учебных заведений нового типа: интеллектуальная насыщенность содержания образования. Второй признак – высокий уровень методики обучения. В уч. заведениях нового типа работают лучшие учителя, преподаватели вузов, социологи и психологи. Третий признак – единая психолого-пед. направленность при всей их многопрофильности (наличие различных отделений, кафедр, секций). Четвёртый признак – новая система пед. отношений между воспитателями и воспитанниками.

Основная цель и задачи, которые призваны решать уч. заведения нового типа, обуславливаются потребностями совр.. общ. развития. Это существенное улучшение качества общего образования, повышение уровня проф. подготовки и создание условий для непрерывного образования.

Гимназия, являясь старшей ступенью общеобразовательной школы, призвана обеспечить реализацию гос. требований к образованию в сочетании с повышенным его уровнем, широкой гуманитарной и общекультурной подготовкой учащихся. Современная гимназия ориентирована также на формирование у учащихся широкого научного кругозора, общекультурных интересов, утверждение в сознании приоритетов общечеловеческих ценностей.

Лицей определяется как профессионально ориентированное уч. заведение, обеспечивающее повышенный уровень общего среднего образования в сочетании с профильной подготовкой учащихся по направлениям и специальностям высшей школы. Основной целью лицея является «создание благоприятных условий для развития творческого, интеллектуального потенциала учащихся, освоение общекультурных ценностей наследия бел. народа, подготовка способных юношей и девушек для продолжения образования в высших учебных заведениях.

Новым типом уч. заведения является колледж – уч. заведение в системе непрерывного образования, обеспечивающее углубленное среднее образование, интегрированное с общим средним и высшим.

Главные задачи колледжа:

· удовлетворение потребностей личности в приобретении специального образования и квалификации в избранной области проф. деятельности с учётом нац.-культ. традиций РБ и международного уровня и опыта образования;

· подготовка специалистов со средним специальным образованием пр сложным специальностям и профессиям;

· повышение квалификации и переподготовка специалистов среднего звена по новым направлениям развития производства, техники, технологии и соц.-культ. сферы.

Профессиональное училище обеспечивает углубленное проф.-техн. образование, интегрированное со средним специальным.

Профессиональный лицей призван обеспечивать не только проф.-техн., но и полноценное, профессионально ориентированное общее среднее образование, дающее возможность поступать в высшие учебные заведения.

Государственная «Концепция развития профессионально-технического образования в РБ» (2000) предполагает формирование доступной, открытой, гибкой системы проф. обучения, учитывающей требования рынка труда и запросы личности, обеспечивающей бесплатное получение профессии, а также общего среднего образования, позволяющего продолжить обучение в системе среднего специального образования или высшего образования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: