double arrow

Основы педагогики 16 страница


2. Организация деятельности уч-ся по освоению и закреплению учебного материала. Она включает разнообразные методики преподавания. В начальной школе используют три методики: «традиционная, Л.В.Занкова, и Д.Б.Эльконика-В.В.Давыдова.

3. Контроль усвоения материала. Технология уделяет больше внимания процессу контроля. Если при использовании методики основное внимание уделялось процессу организации деятельности уч-ся по освоению знаний, то технологии компоненты организации деятельности и контроля равнозначны. Это два взаимосвязанных и взаимодополняющих друг друга блока. коррекция

Организация деятельности учащихся Контроль

Блок организации деятельности учащихся

Блок контроля качества

Процесс обучения построенный на методическом принципе и процесс обучения построенный по технологическим принципам.

Выделение контроля в самостоятельный компонент позволяет более основательно разработать блок контроля: возможные уровни усвоения материала уч-ся, необходимые на каждом уровне приёмы и методы дальнейшей работы, а также все возможные последующие действия учителя. Если новый материал уч-ся усвоили удовлетворительно и лишь отдельные уч-ся испытывают трудности в его освоении, то учитель не переходит к закреплению материала, а индивидуально работает с отстающими.




4. Выбор приёмов и методов дополнительной работы с группой или отдельными уч-ся. Разработанные методики чаще всего перечисляют или описывают такие методы наряду с другими.

5. Диагностика причин отставания уч-ся. Он на сегодняшний день не разработан, созданы только тесты для отдельных классов, по различным дисциплинам. Диагностические средства включают в себя набор заданий, и потом делается вывод о проблемах.

6. Выбор методики, снимающей проблемы в знаниях и опыте и уч-ся всего класса. Необходимо, чтобы объяснение строилось на темах, хорошо усвоенных уч-ся.

4. Классификация педагогических технологий.

По философской основе:

- материалистические

- идеалистические

- диалектические

- метафизические

- научные

- религиозные

- гуманистические

- антигуманные

- прагматические

- экзистенциалистские (от лат. exsistentia – существование – философия существования; черты: пессимизм, отрицание познания и утверждение интуитивного постижения реальности)

- свободного воспитания

- принуждения.

По ориентации на личностные структуры:

1) информационные технологии (формирование школьных знаний, умений и навыков по предметам – ЗУН).

2) операционные (формирование способов умственных действий – СУД).

3) эмоционально-художественные и эмоционально-нравственные (формирование сферы эстетических и нравственных отношений – СЭН).



4) технологии саморазвития (формирование самоуправляющих механизмов личности – СУМ).

5) эвристические (развитие творческих способностей).

6) прикладные (формирование действенно-практической сферы – СДП).

По характеру содержания и структуры делятся:

1. обучающие и воспитывающие

2. светские и религиозные

3. общеобразовательные и профессионально-ориентированные

4. гуманитарные и технократические

5. отраслевые и частнопредметные

6. монотехнологии, комплексные (политехнологии), проникающие.

В монотехнологиях весь учебно-воспитательный процесс строится на какой-либо одной приоритетной, доминирующей идее, принципе, концепции, в комплексных – комбинируется из элементов различных монотехнологий. Технологии, элементы которых наиболее часто включаются в другие технологии, и играют для них роль катализаторов, активизаторов, называют проникающими.

По типу организации и управления познавательной деятельностью В.П.Беспалько предложена такая классификация ПС (технологий). Взаимодействие учителя с учеником (управление) может быть разомкнутым (неконтролируемая и некорректируемая деятельность учащихся), цикличным (с контролем, самоконтролем и взаимоконтролем), рассеянным (фронтальным) или направленным (индивидуальным) и, наконец, ручным (вербальным) или автоматизированным (с помощью учебных средств). Сочетание этих признаков определяет следующие виды технологий (по В.П.Беспалько – дидактических систем):



1. классическое лекционное обучение (управление – разомкнутое, рассеянное, ручное);

2. обучение с помощью аудиовизуальных технических средств (разомкнутое, рассеянное, автоматизированное);

3. система «консультант» (разомкнутое, направленное, ручное);

4. обучение с помощью учебной книги (разомкнутое, направленное, автоматизированное) – самостоятельная работа;

5. система «малых групп» (цикличное, рассеянное, ручное) – групповые, дифференцированные способы обучения;

6. компьютерное обучение (цикличное, рассеянное, автоматизированное);

7. система «репетитор» (цикличное, направленное, ручное) - индивидуальное обучение;

8. «программное обучение» (цикличное, направленное, автоматизированное), для которого имеется заранее составленная программа.

В практике обычно выступают различные комбинации этих «монодидактических» систем, самыми распространенными из которых являются:

- традиционная классическая классно-урочная система Я.А.Коменского, представляющая комбинацию лекционного способа изложения и самостоятельной работы с книгой (дидахография);

- современное традиционное обучение, использующее книгу в сочетании с техническими средствами;

- групповые и дифференцированные способы обучения, когда педагог имеет возможность обмениваться информацией со всей группой, а также уделять внимание отдельным учащимся в качестве репетитора;

- программированное обучение, основывающееся на адаптивном программном управлении с частичным использованием всех остальных видов.

Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребёнка в образовательном процессе, отношение к ребёнку со стороны взрослых. Здесь выявляется несколько типов технологий.

а) Авторитарные технологии, в которых педагог является единоличным субъектом учебно-воспитательного процесса, а ученик есть лишь «объект», «винтик».

б) Высокой степенью невнимания к личности ребёнка отличаются дидактоцентрические технологии, в которых также господствуют субъект-объектные отношения педагога и ученика, приоритет обучения над воспитанием, и самыми главными факторами формирования личности считаются дидактические средства.

в) Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей школьной образовательной системы личность ребёнка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий её развития, реализации её природных потенциалов. Личность ребёнка является целью образовательной системы, а не средством достижения какой-либо отвлечённой цели.

Таким образом, личностно-ориентированные технологии характеризуютсяантропоцентричностью, гуманистической и психотерапевтической направленностью и имеют целью разностороннее, свободное и творческое развитие ребёнка.

В рамках личностно-ориентированных технологий самостоятельными направлениями выделяются гуманно-личностные технологии, технологии сотрудничества и технологии свободного воспитания.

г) Гуманно-личностные технологии отличаются прежде всего своей гуманистической сущностью, психотерапевтической направленностью на поддержку личности.

д) Технологии сотрудничествареализуют демократизм, равенство, партнёрство в субъект-субъективных отношениях педагога и ребёнка. Учитель и учащиеся совместно вырабатывают цели, содержание, дают оценки, находясь в состоянии сотрудничества, сотворчества.

е) Технологии свободного воспитания делают акцент на предоставление ребёнку свободы выбора и самостоятельности в большей или меньшей сфере его жизнедеятельности.

ж) Эзотерические технологии основаны на учении об эзоте.

Воспитание - это целенаправленный процесс формирования у детей высоких гражданско-политических, морально-нравственных, психологических и физических качеств, привычек поведения и действий в соответствии с предъяв­ляемыми обществом социальными и педагогическими требованиями.

Воспитание всесторонне и гармонично развитой личности - это вос­питание человека, сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство, рационально проявляющего свои нравственные и психологические качества, способного решать любые проблемы и преодоле­вать трудности, встречающие на его пути.

Сущность воспитания:

1) в формировании главного признака и досто­инства человека как личности - его социальной полноценности, вы­раженной в:

· превращении в достойного члена человеческого сообщества ­человека мира, гражданина страны, созидателя;

· обретении цивилизованных социальных отношений к жизни, обществу, людям, труду и соответствующего поведения, харак­теризующихся нравственностью, любовью к Родине и своему народу, гражданственностью, трудолюбием, гуманностью, де­мократизмом, правомерностью, культурностью, гармонично развитыми потребностями и. соответствующим им образом жизни; ;

· возникновении целеустремленной активности в самоформировании для полной реализации индивидуальных возможностей в жизни и самоутверждении при безусловном соблюде­нии норм морали и права.

2) Воспитание всегда направлено на достижение определенной воспитанности человека, то есть оно связано со специфическим процессом формирования нравственных, эстетических, санитарно-гигиенических и других свойств личности.

Воспитанность - это вся совокупность личностных качеств, содержащая разнообразные черты и свойства, сформированные в процессе воспитания. Например, вежливость как элемент воспитанности формируется на основе интеграции вырабатываемых привычек здороваться, уступать место взрослым, благодарить за те или иные услуги.

Воспитуемость, определяемую как потребность и способность к самовоспитанию.

3) Самовоспитание - это деятельность человека, направленная на изменение своей личности в соответствии с сознательно поставленными целями, сложившимися идеала­ми и убеждениями. Самовоспитание предполагает определенный уровень развития самосознания, способности к анализу и сопоставлению своих поступков с поступками других людей.

Самовоспитание осуществляется на основе сформулированных человеком целей, программы действий, контроля за выполнением программы, оценки полученных результатов и самокоррекции.

Методы самовоспитания:

• Самопознание, включающее в себя самонаблюдение, самоанализ, самооценивание, самосравнение.

• Самообладание, опирающееся на самоубеждение, са­моконтроль, самоприказ, самовнушение, самоукрепление, самоисповедь, самопринуждение.

• Самостимулирование, предполагающее самоободрение, самопоощерение, самонаказание и самоограничение.

Подходы к воспитанию:

В современной педагогике существуют следующие под­ходы к воспитанию: системный, деятельностно-отношен­ческий, личностно-ориентированный и другие.

1) Системный подход к воспитанию заключается в том, что воспитательная деятельность рассматривается и организуется как система взаимосвязанных условий и факто­ров формирования личности. Целесообразность его применения объясняется следующим образом:

• Поскольку формирующаяся личность - это целостное образование, то и воспитываться она должна в ин­тегрированном педагогическом процессе, где целевой компонент, содержательный, организационнодеятельностный и оценочно-результативный в максимальной степени взаимосвязаны.

• При таком подходе специально моделируется система условий, необходимых и достаточных для самореализации, творческого самовыражения и личностного роста воспитанников

• Формируется неповторимый облик образовательно-вос­питательного учреждения за счет расширения природной и социальной среды жизнедеятельности воспитанников.

• Оптимально используются кадровые, финансовые и материально-технические ресурсы воспитательного заведения.

2) Деятельностно-отношенческий подход состоит в том, что включая воспитанника в разнообразные виды деятельности по овладению общественным опытом и умело стимулируя его активность или отношение к этой деятельности, можно осуществлять его эффективное воспи­тание.

Сторонники этого подхода (Харламов И.Ф. и др.) считают, что само по себе внешнее воспитательное воздействие не всегда ведет к желательному результату. Оно может вызывать у воспитываемого как положительную, так' и отрицательную реакцию, или может быть нейтральным. Только при условии, когда воспитательное воздействие вызывает у личности внутреннее эмоционально-чувст­венное переживание (отношение) и возбуждает ее собственную активность в работе над собой, оно оказывает на личность развивающее влияние. Закрепляясь и становясь привычными, такие отношения определяют устойчивое поведение человека в любых условиях, то есть становятся личностными качествами.

3) Личностно-ориентированный подход основан на идеях гуманистического направления в психологии и педагогике. Например, К. Роджерс, выражая свои педагогические взгляды, утверждал, что основой изменений в поведении человека является его способность расти, развиваться и обучаться, опираясь на собственный опыт. Нельзя кого- либо изменить, передавая ему готовый опыт. Можно создать атмосферу, способствующую развитию человека.

Личностно-ориентированный подход обеспечивает и поддерживает процессы самопознания, самосозидания, самореализации личности, развития ее .неповторимой ин­дивидуальности. Воспитатель в русле данного подхода побуждает воспитанников к нравственному выбору, представляя материал для анализа. При этом средствами воспитания являются дискуссии, ролевые игры, обсуждение ситуаций, анализ и разрешение моделируемых конфликтов.

Виды воспитания:

В системе воспитания существует взаимосвязанный комплекс видов воспитания: нравственного, патриотического, трудового, гражданского, гуманистического, демократического, экономического, экологиче­ского, эстетического, семейного, физического, в духе здорового об­раза жизни и др.

1.Конфессиональное (религиозное) воспитание - воспитание детей в духе веры в сверхъестественный мир и Бога, приобщения их к религиозным традициям и практике, выражающимся в богослужениях и проповедях, бого­послушном поведении, соблюдении религиозной морали и заповедей, церковных праздников.

2.Авторитарное - воспитание людей в духе преданности одному лицу, осуществляющему управление государством, беспрекословного исполнения его воли и наставлений.

3.Демократическое - воспитание в дyx~ демократии, равенства людей перед законами государства.

4.Идейно-политическое воспитание - формирование идейных убежде­ний и мировоззренческих позиций человека, позволяющих ему эффективно преодолевать трудности жизни и деятельности в обществе.

5.Нравственное воспитание - формирование нравственно цельной личности в единстве ее сознания, нравственных чувств, совести, нравственной воли, навыков и привычек общественно ценного поведения.

6.Эстетическое воспитание - целенаправленный процесс формирования творчески активной личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное, трагическое, комическое, безобразное в жизни и искусстве, жить и творить по законам красоты.

7.Экономическое воспитание - организованная педагогическая деятельность, специально продуманная система работы, направленная на формирова­ние экономического сознания учащихся.

8.Гражданское воспитание - формирование молодого человека как гражданина своей Родины, как человека, способного бороться за обеспечение морально-политического единства и дружбы народов нашей страны, осознающе­го перспективы сильной политики своего государства.

9.Интернациональное воспитание - целенаправленная деятельность по

формированию у детей всех народов России чувства свободы, равенства и братства, культуры межнационального общения, нетерпимости к проявлению национальной ограниченности и чванства.

10.Патриотическое воспитание - процесс формирования политически сознательного молодого человека, любящего свою Родину, землю, где он родился и вырос, гордящегося историческими свершениями своего народа.

11.Правовое воспитание - деятельность по формированию у подрастающего поколения уважения к закону, культуре, демократизму, активного и сознательного соблюдения им норм нравственности и морали, высокой гражданской ответственности и активности, развития у него правовой грамотности и культуры, нравственно-правовых чувств.

12.Экологическое воспитание - формирование у детей экологического сознания как совокупности знаний, мышления, чувств, воли и готовности к активной природоохранительной деятельности, помогающего понимать окружающую действительность как среду обитания и ориентирующее на бережное к ней отношение.

Формы воспитания:

Под формами воспитания понимаются внешне выраженные способы организации воспитательного процесса.

Классифицируются они по:

· числу участвующих в них лиц: индивидуальные, микрогрупповые, групповые (коллективные) и массовые;

· частным задачам: культурные, спортивные, правовые, патриотические и др.;

· особенностям способов проведения: лекции (вопросы воспитания), беседы, обсуждения, дискуссии, диспуты, общие собрания, встречи с опытными, знающими и авторитетными людьми, посещение культурных мероприятий (театры, кино­фильмы и пр.), индивидуальные поручения, коллективная ра­бота, участие в субботниках ив работе общественных формирований, товарищеская помощь, опека, шефство, кураторство, управление, благотворительность и др.;

· месту проведения: обучение, образование, труд,_ внешкольная работа, семья, занятия спортом и др.;

· времени проведения: плановые, профилактические, подведение итогов, отчет, групповая оценка (разбор, характеристика), исправительные и др.

Формы не по названию, не по внешним признакам становятся воспитывающими. Решающее значение имеет их педагогическая «на­чинка»: цель, задачи, содержание, организация, условия, методика и др. В противном случае они оказываются формальными, не затрагивающими умы и чувства их участников, а то и вызывающими внутренний протест, вредными.

Методы воспитания:

Методы воспитания - научно обоснованные способы педагогически целесообразного взаимодействия с детьми, организации и самоорганизации их жизни, психолого-педагогического воздействия на их сознание и поведение, стимулирования их деятельности и самовоспитания.

Методы воспитания: убеждение, пример, упражнение, одобрение, осуждение, требование, контроль за поведением и другие.

1.Метод убеждения - основной метод воспитания, представляющий собой воздействие учителя на рациональную сферу сознания учеников.

Он обеспечивает решение главной задачи воспитания школьников ­формирования их мировоззрения, высоких гражданских и политических ка­честв, сознательной убежденности. Особое значение убеждение приобретает в условиях преобразований всех сфер жизни нашего общества.

2.Под методом упражнения в воспитании обычно понимают такую систему организации повседневной жизни, процесс а обучения, деятельности, которая позволяет школьникам накапливать опыт правильного поведения, самостоятельности в решении задач, развивать их индивидуальные качества, чувства и волю, формировать положительные привычки, обеспечивать единство знаний, убеждений и поведения, слова и дела.

3.Метод nримера представляет собой целеустремленное и планомерное воздействие на сознание и поведение школьников системой положительных примеров, призванных служить им образцом для подражания, основой для формирования идеала коммуникативного поведения, стимулом и средством самовоспитания.

4.Поощрение - метод внешнего активного стимулирования, побуждения ребенка к положительной, инициативной, творческой деятельности.

Оно осуществляется с помощью общественного признания успехов ребят, награждения, поочередного удовлетворения их духовных и материальных по­требностей.

5.Прuнужденuе - это применение таких мер к воспитанникам, которые побуждают их выполнять свои обязанности вопреки нежеланию осознавать вину и исправлять свое поведение.

Средства воспитания:

Средства воспитания – это прежде всего предметы материальной и духовной культуры, которые используются для решения педагогических задач.

К ним также относятся: мероприятия или виды деятельности воспитанников (учебные занятия, беседы, соб­рания, вечера, экскурсии, соревнования, олимпиады, а также наглядные пособия, кино, видеофильмы и т.д.).

Адресатом воздействия «удивлять» – «предупреждать» является воображение человека. Продуктивное общение в такой ситуации разворачивается на эмоциональном фоне. При этом важно желание одного человека обогатить личность другого приятными и полезными приемами и средствами. Исключаются ложь, запугивание.

Словесные действия «упрекать» – «хвалить» адресуются эмоционально-нравственной сфере личности. Поэтому продуктивность общения зависит от общего тонуса и настроения участников общения. Слова похвалы, сказанные искренне и с желанием порадовать человека, способны изменить его настроение и поведение. Это же относится и к упрекам. Непродуктивным общение становится в тех случаях, когда человек не умеет искренне и по существу повысить настроение другому. Таким же непродуктивным оно становится и в тех случаях, когда другой не умеет правильно воспринять и оценить действия человека, стремящегося изменить в лучшую сторону самочувствие других.

Особняком стоит словесное воздействие «звать». Оно призвано привлечь и активизировать внимание другого (других) к зовущему. В обращении к другому содержится большое количество информации, задающей тон всему последующему общению. Обратившись к человеку, можно выразить недовольство или восхищение, настроить на предстоящее общение или охладить желание общаться.

Причины деструктивного, (лат. destructivus – разрушительный, неплодотворный) неплодотворного общения можно классифицировать по источнику его побуждения. Им может быть низкий уровень нравственной культуры личности, которая проявляется в грубости, дерзости, оскорбительных выражениях, незаинтересованном отношении к собеседнику, провокационных замечаниях в его адрес, в попрании достоинства, демонстрации превосходства и др.

Неплодотворным может оказаться общение и в том случае, когда человек, положительно относящийся к окружающим, не владеет техниками продуктивного общения. Это невладение обнаруживается в ограниченном речевом коде человека.

Существуют лингвистические технологии, которые позволяют людям изменить к лучшему стиль своих взаимоотношений с окружающими, ввести самоконтроль в процессе общения с другими людьми. Освоив особый язык, человек может начать не только говорить по-другому, но и видеть события по-другому, иначе их понимать и реагировать на них[19]. В основе таких продуктивных технологий лежит прием использования образов Волка и Жирафа, олицетворяющих противоположные жизненные стратегии.

Язык «Волка» – это язык агрессии, насилия, принуждения, требования. Он доминирует в среде, перенасыщенной стрессами, конфликтами, неуважением к собеседнику. Язык «Волка» используется теми, кто не осознает, что ему вообще надо. Поэтому он не может выразить свои пожелания, просьбы к окружающим. Как правило, эти просьбы не встречают отклика у людей. Поэтому «Волк» считает, что более результативна стратегия насилия, агрессии, приказа, команды типа: «ты должен», «ты обязан». «Волк» понимает, что в силу его агрессии, сосредоточенности на своих интересах и желаниях, он никому неинтересен. Его внутренний мир обеднен им же самим. Собственное творчество у него не развито, поэтому он заставляет выполнять требования, разработанные другими. Ограничив средства своего общения угрозами и приказами, «Волк» живет просто.

«Жираф» же, напротив, всегда имеет свою точку зрения. Он отвергает насилие над другими. Его способ самоутверждения – ненасильственное убеждение, предполагающее глубокое понимание собеседника. «Жираф» уверен, что «Волков» среди людей нет. Он стремится со всеми жить в мире, уверен, что есть слова, которые надо говорить, и слова, которых говорить не надо. Он взвешивает каждое слово, размышляет над своими словами и анализирует реакцию на каждое из них своего собеседника.

Различны не только язык «Волка» и «Жирафа». Различны их жизненные стратегии. Цель «Волка» – достижение цели кратчайшим путем, любыми средствами. Для «Жирафа» цель не может быть оправданием средство ее достижения. Овладеть языком «Жирафа» можно каждому. Для этого важно научиться находить новые стороны и качества в отношениях с близкими и друзьями, коллегами и одноклассниками, однокурсниками, видеть новые системы ценностей в повседневной жизни и отражать их в своей речи.

Игра как механизм развития личности; типология игр.

Выше отмечалось, что гармоничное развитие растущей личности в школьные и студенческие годы невозможно вне ведущих типов деятельности – познания, игры, творческой и трудовой деятельности общения.

Управление процессом воспитания личности предполагает включение ее в различную деятельность, сущность которой может определяться по параметрам «повседневности» – «событийности».

В философии «повседневность» рассматривается как своего рода критерий, который определяет границы добра и зла, истины и лжи, прекрасного и безобразного. Именно повседневность профессиональной и школьной (вузовской) жизни, включая работу транспорта, магазинов и других объектов социальной сферы, а также средств массовой информации составляют основу правопорядка, познания, жизнедеятельности учащейся молодежи в целом. Осваивая системы повседневности, личность включается в жизнедеятельность, развивает познавательные и ценностные аспекты самосознания. Однако повседневность школьной (вузовской) жизни может вызвать у учащегося (студента) эффект отчуждения от школы (вуза), познания или образования в целом.

Уровень повседневности задается содержанием деятельности всех подструктур школы (вуза): учебных классов, различных секций, кружков, студий, общественных организаций, трудовых объединений. Участие в деятельности каждой из них обогащает самосознание и актуализирует взаимодействие субъектов этих деятельностей. Организация повседневной жизнедеятельности обучающихся в школе (вузе) должны являться по своей сути практикумом обогащения культуры жизнедеятельности, здорового образа жизни растущей личности.

Событийность отражает наиболее значимые, запоминающиеся события в жизни человека, семьи, народа, государства. Эмоциональная насыщенность жизни человека через включение в значимые события, праздничность, романтика, мажор, юмор, игра – это необходимые составляющие полноценной самореализации человека.

Можно заключить, что педагогика это наука о мере, т.к. эффективное управление развитием личности в школе (вузе) требует определения меры в повседневных воспитательных воздействиях и событийных делах учреждения образования.

Полноценное развитие личности невозможно как без упорядоченности ее жизнедеятельности, так и без «зон неупорядоченности», дающих личности простор для неожиданностей, непредсказуемых ситуаций, творческих находок. Это противоречие в реальной жизнедеятельности школы (вуза) разрешается на уровне диалектики традиционных (форм, временных промежутков) и инновационных решений (содержание, методы проведения).

К традиционным формам воспитательной работы можно отнести такие мероприятия, как «День знаний», «Вечер встречи выпускников» и др., которые выполняют в школе (вузе) функции «ключевых дел», «воспитательных комплексов», создающих реальные возможности для включения каждого учащегося (студента) в их подготовку и проведение, обеспечивают возможность личного взаимодействия на творческом уровне.







Сейчас читают про: