Предмет и содержание дисциплины. Основные понятия

ЛЕКЦИЯ 1. ВВЕДЕНИЕ. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИННОВАТИКИ

Современный этап развития науки, техники, экономики и всего общества характеризуется наличием огромных объемов накопленных знаний. С одной стороны, отдельно взятый человек не в состоянии охватить всю массу существующих знаний, с другой же, человечество постоянно их пополняет. Появляется потребность в формировании специальных методов, которые позволили бы вести поиск новых знаний с меньшими эвристическими (творческими) затратами и соответственно потребность в управлении творческим потенциалом создателей новых знаний, нацеленного на ускорение их реализации.

Новые решения, полученные в технике, экономике или в других областях, подлежит внедрить в практику. Но далеко не всякую идею можно претворить в данном направлении. Многие плодотворные решения вообще не используются; зачастую же насильно внедряются идеи бесперспективные. Управление внедрением новшеств становится более чем актуальным.

Внедрение чего-то нового практически всегда сопровождается противоречиями со старым, что приводит к социальным и психологическим проблемам реализации нововведений. Поэтому возникает необходимость в управлении социальными и психологическими аспектами нововведений.

Исторически понятие «инновация» имеет весьма отдаленное отно­шение к экономике. Оно впервые появилось в культурологии и обо­значало перенос некоторых элементов одной культуры в другую, затем это понятие закрепилось в лингвистике (для обозначения новых явле­ний в языке), а в начале XX в. стало использоваться для обозначения технических нововведений.

Обычно указывается, что первое наиболее полное описание инно­вационных процессов ввел в экономическую науку Й. Шумпетер в ра­боте «Теория экономического развития» (1911). В то время еще не го­ворилось об инновациях, а речь шла о «новых комбинациях» изменений в развитии.

Шумпетер выделил пять типичных изменений:

- использование новой техники, новых технологических процес­сов, или нового рыночного обеспечения производства (купля-продажа);

- внедрение продукции с новыми свойствами;

- использование нового сырья;

- изменения в организации производства и его материально-тех­ническом обеспечении;

- появление новых рынков сбыта.

Шумпетер сосредоточил свой анализ на условиях предпринима­тельства, при которых капиталист заинтересован или в состоянии осу­ществить «новую комбинацию».

Позднее, в 30-х гг. XX в., Шумпетер уже использовал понятие «инновация», подразумевая под этим изменение с целью внедрения и использования новых видов потребительских товаров, новых произ­водственных и транспортных средств, рынков и форм организации в промышленности.

Первое, специфически инновационное наблюдение было сделано в 20-х гг. XX в. советским экономистом Н.Д. Кондратьевым, дирек­тором московского Института конъюнктуры. С помощью анализа избранных экономических данных он показал наличие в рамках 50—60-летнего периода повторяющихся циклов развития, «длинных волн». Кондратьев установил, что перед началом роста волны каждого большого цикла в технике и технологии производства происходят глу­бокие изменения на основе новых открытий, изобретений, радикаль­ных нововведений, которые характеризуют этапы смены поколений базовых технологий в производстве. Такие волны образуются от базо­вого нововведения и представляют собой множество вторичных, со­вершенствующих нововведений. Инновации появляются группами (кластерами) и изменяют тенденцию хозяйственной конъюнктуры с понижения на повышение, вызывая волнообразование.

В своих более поздних работах Шумпетер, исследовав причины и продолжительность длинных волн, выводил теорию длинных волн из технических изменений, придавая именно им первостепенное значе­ние в своем сценарии развития. Шумпетер явился родоначальником теории инновационных процессов в современной ее трактовке.

Среди ученых-экономистов, исследующих проблемы нововведе­ний, важное место занимает Герхард Менш, который увязывал темпы экономического роста и цикличность с появлением базисных ново­введений. По его мнению, когда базисные нововведения исчерпывают свой потенциал, возникает ситуация технологического пата, характе­ризующая застой в экономическом развитии.

Процесс движения от одного технологического пата к другому происходит посредством перехода от базисных нововведений к улучшающим и далее к псевдо-нововведениям. Г. Менш отмечает, что технологический пат прихо­дится на фазу рецессии длинной волны. В стадии депрессии экономика готова для перехода к новым базисным нововведениям, и именно на данной стадии образуются кластеры базисных нововведений.

Первые работы на эту тему носили преи­мущественно социологический характер, причем в основном применялся термин «нововведение», а не «инновация».

Почти десятилетие проблемы инноваций рассматривались в контексте «научно-техни­ческого прогресса», «интенсификации экономического развития», «активизации изобретательской и рационализаторской деятельности», что приводило к отождествлению понятия «инновация» с техниче­ским творчеством и изобретением

Лишь в конце 80-х гг. XX в. в нашей стране заметно возрастает ин­терес к проблемам инноваций и активизируются исследования в этой области. Наиболее заметной работой этого периода стала книга соци­олога А.И. Пригожина «Нововведения: стимулы и препятствия» (1989). Под инновацией Пригожин понимает обновление механизмов экономического развития. В его трактовке инновационное развитие является противоположностью монотонного (экстенсивного) разви­тия. В данном контексте инновацию можно определить как вводимое в некоторую систему новшество, качественно меняющее состояние и уровень этой системы (процесса) в противоположность количе­ственному увеличению.

Инновация — это целенаправленное измене­ние, которое вносит в среду внедрения (организацию, общество и т.д.) новые относительно стабильные элементы.

Это процесс перехода или перевода некоторой системы из одного состояния в другое. На основе такого представления делается вывод о социальной и экономической конфликтности инноваций. Инновационное развитие противополож­но социальному и экономическому функционированию, т.е. циклич­ному воспроизводству каких-то действий, результатов. Функциони­рование лишь тогда эффективно, когда оно регулярно, инновация же на определенное время нарушает функционирование, требует его из­менения. Вследствие этого нормально функционирующая система противодействует и подавляет инновационные тенденции и процессы (этот феномен именуется в науке термином «сопротивление изме­нениям»).

Р.А. Фатхутдинов отмечает неидентичность понятий «инновация» и «новшество».

Новшество — это оформленный результат фундамен­тальных, прикладных исследований, разработок или эксперименталь­ных работ в какой-либо сфере деятельности по повышению ее эффек­тивности (открытие, изобретение, рационализаторское предложение, ноу-хау, документ в виде стандарта, методики, документация на новый или усовершенствованный продукт, технологию и т.д.).

Инновация определяется им как конечный результат внедрения новшества с це­лью изменения объекта управления и получения экономического, со­циального, экологического, научно-технического или другого вида эффекта.

Кроме того, в отличие от ряда авторов, рассматривающих инновацию как процесс (Б. Твисс, Б. Санто и др.), Р.А. Фатхутдинов определяет ее как результат и в понятие «инновация» не включает раз­работку инновации, создание, внедрение и диффузию, относя эти эта­пы к инновационной деятельности как процессу, результатом которо­го могут быть новшества, или инновации.

Исходя из всего вышесказанного, инновационный менеджмент можно представить как процесс управления созданием новых знаний, творческим потенциалом создателей новых знаний, внедрением новшеств, социальными и психологическими аспектами нововведений.

Данный процесс можно рассматривать в трех аспектах:

-как науку управления инновациями, базирующуюся на теоретических положениях традиционного менеджмента, работах, посвященных проблемам управления НТП, научными исследованиями и разработками;

-как вид деятельности с принятием соответствующих управленческих решений, включающей совокупность процедур по реализации функций управления инновациями: планирования, организации, контроля и прогнозирования;

-как аппарат управления инновациями, представляющий собой структурное оформление инновационной сферы и включающий систему специализированных органов управления инновациями и руководителей различных уровней.

Однако в каком бы аспекте не рассматривался инновационный менеджмент, как и любое иное направление менеджмента, он связан с реализацией функции управления, главным образом, на уровне отдельного предприятия.

Вместе с тем инновационный менеджмент трудно понять вне ана­лиза современных направлений государственной научно-технической политики. Влияние этого фактора на поведение фирм, корпораций, инновационных предпринимателей столь велико, что не принимать его во внимание нельзя. Поэтому, переходя к предмету изучения иннова­ционного менеджмента, под ним следует понимать систему управления инновационной деятельностью, охватывающую вопросы регулирования инновационных процессов, как на макро -, так и на микроуровне.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: