Нововведение – как объект инновационного менеджмента

Понятие «нововведение» является русским вариантом английского слова «innovation», буквальный перевод, которого означает «введение новаций». То есть, с момента принятия к внедрению новшество (novation) приобретает новое качество – становится нововведением (инновацией).

Впервые понятие «инновация» появилось в научных исследованиях культурологов в XIX веке и означало введение некоторых элементов одной культуры в другую. Обычно речь шла об инфильтрации Европейских обычаев и способов организации в традиционные азиатские и африканские общества.

Но понимание (точнее, буквальный перевод) инновации как ново­введения отнюдь не снимает проблему ее определения, а вызывает другие вопросы, в частности вопрос о том, что мы можем называть но­вым. Под новым принято понимать нечто впервые созданное, никогда ранее не существовавшее, не имеющее аналогов. Но большинство продуктов социального, научного, технического творчества включают в себя какие-то традиционные («неновые») элементы, и абсолютная новизна — явление крайне редкое. С уровнем новизны связан и уро­вень изменения объекта инновационных процессов. Возможно, на­пример, радикальное обновление, преобразующее систему, значитель­но изменяющее правила и механизмы ее функционирования, а возможно введение лишь отдельных новых элементов, не нарушаю­щих существующее функционирование системы, возможно также не­значительное изменение уже существующих элементов или изделий и т.д. С новизной какого уровня мы должны связывать инновацию? Неотчетливость понятия новизны затрудняет понимание инновации, поэтому инновацией часто называют любое, самое незначительное и мелкое нововведение.

Следовательно, при определении инновации через критерий но­визны возникает ряд вопросов:

о классификации новизны,

об основа­ниях такой классификации, об уровнях новизны, о «предельном » уровне, на котором нечто новое становится инновацией,

о способах оценки и критериях, определяющих этот уровень.

Экономическая природа инновации обуславливает главенство рыночной новизны над научно-технической потому, что именно на рынке инновация доказывает собственное преимущество.

Во-первых новизна рыночная – применения данной потребительской стоимости для удовлетворения некой общей потребности, во-вторых новизну научной идеи или технического решения, лежащих в основе инновации.

Таким образом, на основе критерия новизны инновация определя­ется через то, что в свою очередь тоже требует определения и анализа, поэтому новизна не может служить единственным и универсальным критерием инновации. Наряду с новизной в определение инновации необходимо включать и другие характеристики.

Особое значение имеет реализационный аспект технического, эко­номического, управленческого, социального нововведения. Рыночная реализация возможна, во-первых, при представлении новшества в то­варном виде, во-вторых, при востребованности этого новшества рын­ком, поэтому следующими важнейшими смыслообразующими крите­риями инновации становятся, на наш взгляд, товарность и рыночная востребованность (в той или иной форме на это указывается в ряде вышеприведенных определений понятия инновации).

На основе критериев новизны, товарности, рыночной востребо­ванности и положительного эффекта может быть построено следую­щее определение:

Инновация — это результат реализации новшества в любой сфере жизни и деятельности человека в товарном виде, спо­собствующий удовлетворению существующей потребности на рынке и приносящий положительный эффект.

Отметим, что такое понима­ние подразумевает невозможность заранее придать новшеству статус инновации, поскольку прогнозировать и оценивать рыночную вос­требованность и эффективность новшества достаточно сложно, осо­бенно в случае значительных новшеств, которые чаще всего направле­ны не на удовлетворение существующих потребностей, а на создание новых.

Кроме того, очевидно, что внедряемое или реализуемое новшество должно быть эффективным, и априори быть ориентировано на поло­жительный эффект. С учетом этого необходимо при определении ин­новации дополнить вышеназванные критерии критерием «положи­тельный эффект».

На основе критериев новизны, товарности, рыночной востребо­ванности и положительного эффекта может быть построено следую­щее определение: инновация — это результат реализации новшества в любой сфере жизни и деятельности человека в товарном виде, спо­собствующий удовлетворению существующей потребности на рынке и приносящий положительный эффект. Отметим, что такое понима­ние подразумевает невозможность заранее придать новшеству статус инновации, поскольку прогнозировать и оценивать рыночную вос­требованность и эффективность новшества достаточно сложно, осо­бенно в случае значительных новшеств, которые чаще всего направле­ны не на удовлетворение существующих потребностей, а на создание новых.

На наш взгляд, следующим смыслообразующим критерием в опре­делении инновации должна быть наукоемкость (направленность на реализацию накопленных научных и технических достижений — знаний, технологий — с целью обеспечения долгосрочных конкурент­ных преимуществ). С учетом этого критерия инновация может быть определена как результат реализации новшества в любой сфере жизни и деятельности человека в наукоемком товарном виде, востребован­ный рынком и приносящий положительный эффект.

Критерий наукоемкости неразрывно связан с интеллектуальной собственностью, статус которой распространяется не только на откры­тия и изобретения в области естественных наук и техники, но и на но­вые методы обучения, организации производства и управления и т.д.

Таким образом, современное понимание и определение инновации должно основываться на шести критериях:

- новизна;

- товарность;

- рыночная востребованность;

- наукоемкость;

- статус интеллектуальной собственности;

- положительный эффект.

Исходя из этих критериев сегодня можно определить феномен инновации.

Инновация это результат реализации новшества в любой сфере жизни и деятельности человека в наукоемком товарном виде, востре­бованный рынком, имеющий статус интеллектуальной собственно­сти, ориентированный на положительный эффект.

На основе смыслового поля, образуемого таким подходом к инновации, могут быть определены производные от нее понятия.

Инновационная деятельность — это деятельность, в результате ко­торой новый и наукоемкий продукт приобретает статус интеллекту­альной собственности и товарность.

Инновационное предпринимательство — это деятельность, направ­ленная на мониторинг потребностей рынка в инновациях и иннова­ционных изменениях, на освоение и формирование рынка для резуль­татов, полученных в процессе инновационной деятельности.

Инновационный климат — комплекс экономических, организаци­онных, социальных, политических, исторических и культурных усло­вий для осуществления инновационной деятельности и инновацион­ного предпринимательства.

Таким образом, переход от новшеств к инновациям осуществляется в процессе инновационной деятельности и инновационного предпри­нимательства в благоприятном инновационном климате.

Иницииро­вать инновационные процессы могут как социальные и экономиче­ские потребности, стимулирующие креативную деятельность, направленную на их удовлетворение, так и творческая активность уче­ных, разрабатывающих новшества, которые впоследствии могут пре­вратиться в инновации.

П. Дракер выделяет семь источников инновационных возможностей. Первые четыре находятся в самом предприятии, а оставшиеся три включают изменения вне предприятия и отрасли. Этими источни­ками являются:

1. Неожиданный успех, неудача или какое либо внешнее событие;

2. Несоответствие между объективной действительностью и ранее спрогнозированным ходом событий;

3. Потребности предприятия;

4. Негативные изменения в структуре отрасли или рынка;

5. Демографические изменения;

6. Изменения в восприятии и настрое;

7. Новое знание, как научное, так и ненаучное.

Не следует смешивать понятия «открытие», «изобретение», и «нововведение» (инновация). Отличия состоят в следующем:

- изобретение и открытие делаются, как правило, на фундамен­тальном уровне, а инновация - на уровне прикладного порядка;

- открытие может быть сделано изобретателем-одиночкой или кустарем, а инновация, как правило, разрабатывается комплексными промышленными лабораториями;

- открытие по своей сущности является бескорыстным актом, а инновация имеет целью повышение производительности в результате применения ее в процессе производства или управления;

- открытие может произойти случайно, а инновация является результатом комплексного использования элементов систематических технических разработок, научно-исследовательских программ и т.д.

Для систематизации нововведений рассмотрим несколько классификационных признаков: тип инноваций, инновационный потенциал; особенности инновационного процесса; источник возникновения; роль в производственном процессе.

По типу нововведения классифицируются на:

-продуктовые (product innovation) - новая продукция, потребляемая в сфере производства (в качестве средств производства) или в сфере потребления (как предмет потребления или труда);

-технологические (technological innovation) - новые технологии (способы) производства выпускаемой или новой продукции;

-организационно-управленческие (organizational - managerial innovation) – новые методы организации работ и управления производством.

По инновационному потенциалу нововведения делятся на:

радикальные (базовые) - принципиально новые изделия, технология методы организации и управления;

комбинаторные - использование различных сочетаний конструктивного соединения элементов;

модифицирующие – улучшения, дополнения исходных конструкций, форм, принципов.

По особенностям инновационного процесса выделяют нововведения:

- внутриорганизационные;

- межорганизационные.

По источнику возникновения нововведения классифицируются на:

-нововведения, вызванные развитием науки и техники;

-нововведения, вызванные потребностями рынка;

-нововведения, вызванные потребностями производства.

По роли в воспроизводственном процессе нововведения делятся на:

- инвестиционные;

- потребительские.

С общих позиций под интенсификацией экономического развития следует понимать получение наибольшего полезного результата с единицы производственных ресурсов. При этом просматривается два направления интенсификации экономики:

- интенсификация текущей производственной деятельности;

- интенсификация воспроизводства.

Первое направление характеризуется тем, что основной упор делается на использовании существующего потенциала и получении максимальной отдачи от уже созданных элементов производства: от имеющихся средств и предметов труда, существующей рабочей силы.

Второе направление интенсификации состоит в том, что в ходе каждого воспроизводственного цикла должна происходить замена устаревших элементов производительных сил на более эффективные. В этом случае интенсификация производства обусловливается и совпадает с научно-техниче­ским прогрессом. Фактически оба эти направления существуют одновременно и тесно переплетаются между собой. Но все же надо подчеркнуть, что главным в интенсификации экономического развития, как бы его скелетом, несущей конструкцией является НТП.

В настоящее время важным, все более возрастающим по своему значению фактором становится условие эффективной организации взаимодействия науки и производства в интересах всемерной интенсификации последнего. Это определяется тем, что наука становится исходной позицией интенсификации.

В общем виде процесс внедрения нового научного знания в производство состоит из следующих пяти стадий:

1. Научная подготовка интенсификации производства.

2. Создание специальных или диверсификация существующих предприятий для изготовления новых средств и предметов труда.

3. Внедрение новой техники и технологии на основе перевооружения предприятий и строительства новых.

4. Организация выпуска новой продукции этими предприятиями.

5. Широкое использование (потребление) производимой продукции.

Теперь рассмотрим, из каких этапов должна состоять исходная стадия - “научная подготовка интенсификации”.

Анализ свидетельствует, что она состоит из следующих этапов, которым мы дадим обозначения:

- ФИ - фундаментальные исследования;

- ПИ - прикладные исследования;

- Р - инженерные разработки (конструкторские, технологические, экспериментальные);

- О - освоение производства новой техники;

- ШР - широкое распространение в народном хозяйстве.

В мировой экономической литературе "инновация" интерпретируется как превращение потенциального научно-технического прогресса в реальный, воплощающийся в новых продуктах и технологиях.

Термин "инновация" стал активно использоваться в как самостоятельно, так и для обозначения ряда родственных понятий: "инновационная деятельность", "инновационный процесс", "инновационное решение" и т. п.

В литературе насчитываются сотни определений. Например, по признаку содержания или внутренней структуры выделяют инновации технические, экономические, организационные, управленческие и др.

Международные стандарты в статистике науки, техники и инноваций – рекомендации международных организаций в области статистики науки и инноваций, обеспечивающие их системное описание в условиях рыночной экономики. В соответствии с этими стандартами

Инновация – конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам.

Таким образом, инновация является следствием инновационной деятельности.

Специфическое содержание инновации составляют изменения, а главной функцией инновационной деятельности является функция изменения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: