ПЛАН:
1. Новая историческая школа в Германии.
2. Австрийская школа. Маржинализм.
3. Англо-американская школа.
4. Теории монополии и конкуренции.
5. Математическое направление в экономической науке.
6. Реформизм.
-1-
Конец 19 - начало 20 веков - сравнительно небольшой исторический период, но он был насыщен экономическими и политическими событиями огромной важности, что позволяет выделить его как особый исторический период - период империализма. В экономическом отношении главной особенностью этого периода является завершение эпохи свободной конкуренции и формирование монополий, в области мировой экономики - усиление неравномерности экономического развития стран и борьбы за передел уже поделенного мира.
В экономической науке в этот период начинается новый подъем, происходит окончательный разрыв с классической буржуазной политэкономией. Усиливается практический характер науки, складывается субъективно-психологический подход к анализу экономический явлений, широко используются математические методы исследования. Для этого периода характерен научный плюрализм, формирование различных научных школ и направлений; сохраняется раскол науки на пролетарскую и буржуазную и усиливается борьба между ними. Основными проблемами экономической науки в это время были: проблема монополизации и конкуренции, экономической динамики и кризисов, особенности современного капитализма и мировой экономики.
Новая Историческая школа сложилась в 70-х годах 19 века на базе старой Исторической школы и полностью сохранила ее специфические особенности (эмпиризм, внимание к факторам неэкономического характера в хозяйственном развитии, признание огромной роли государства и др.). Но это было уже другое время, на кафедры пришли новые люди, изменилась Германия - все это отразилось на характере Исторической школы. Идеи этой школы вскоре стали популярны во всем мире, появились единомышленники и последователи.
В рамках новой Исторической школы сформировались два направления:
Консервативное направление. Его возглавил Генрих Шмоллер (1838 - 1917), профессор Галльского, Страсбургского и Берлинского университетов. Для этого направления была характерна защита всех общественных основ, пережитков феодализма, интересов.юнкерства, чиновников и монархии.
Буржуазно-либеральное направление. Его возглавлял Луи Брентано (1844 - 1931), ученый итальянского происхождения, доцент Берлинского, профессор Мюнхенского университетов. Ученые этого направление понимали, что необходимо изменение положения рабочих, сокращение неравенства в обществе (в Германии было особенно мощное рабочее движение, сильные рабочие партии и сформировавшиеся социалистические и марксистские теории). Буржуазные либералы отрицают марксизм и идею революции и выдвигают идею классового мира. Улучшение положение трудящихся они связывали с реформами, профсоюзной деятельностью, фабричным законодательством и развитием кооперативного движения.
Другими видными учеными этой школы были Карл Бюхер (1847 -1930) и Вильгельм Зомбарт (1863 - 1941). В целом для новой Исторической школы характерны были эмпиризм, отказ от абстрактного метода. Экономическая теория фактически уступила место истории народного хозяйства. Ученых этой школы отличает защита национализма, милитаризма и реваншизма (их идеи в дальнейшем питали идеологию фашизма). В их работах психология господствует над материальным производством (надо менять не экономику, а человека, считали они).
Германские ученые стояли на позициях идеализма, считали, что первоосновой общественного развития является движение духа, жизнь общества подчинена случаю, общественные законы непознаваемы. Будущее общество они видели как социальный плюрализм, смешанное хозяйство, где капитализм будет трансформироваться, становиться устойчивее и разумнее, классовая борьба уступит место классовому миру. Экономику современной Германии они рассматривали как пример «государственного социализма».
В 90-е годы на базе Исторической школы сформировалось «социальное направление». Оно развивало идеи «классовой гармонии», ограничения эксплуатации, улучшения положения трудящихся. Его крупнейшими представителями были Р. Штольцман (1852 - 1930) и Р. Штаммлер (1856 - 1938). В их работах нашли отражение усиление вмешательства государства в экономику и экспансия германского капитализма. Они рассматривали экономические категории как правовые отношения, а основой экономических процессов считали право и религию.
-2-
Для буржуазной науки конца 19 века были характерны окончательный разрыв с классической школой и категорическое неприятие марксизма, в частности, его методологической основы - трудовой теории стоимости. Начинается поиск новой методологической базы экономической науки. Свой ответ на вопрос: «что лежит в основе цены товара» дали представители Австрийской школы, положив начало «неоклассическому» направлению в экономической науке.
Эта школа сложилась в 70-е годы 19 века в стенах Венского университета. Ее основоположники и крупнейшие представители - Карл Менгер (1840 - 1921), Фридрих фон Визер (1851 - 1926) и Ойген фон Бем-Баверк (1851 - 1914).
Ученые Австрийской школы используют субъективно-психологический метод: они исходят из психологической мотивации хозяйственной деятельности субъектов, потребление для них превалирует над производством.
В основу цены товаров (благ) они положили их субъективно понимаемую полезность: чем полезнее благо для субъекта, тем оно дороже для него. Они сформулировали закон убывающей предельной полезности: чем больше благ данного ряда, тем ниже полезность каждой последней (предельной) единицы, а, следовательно, и ее ценность. Анализ по предельным величинам (маржинальный, или маргинальный анализ - от английского «marginal», предельный, последний) получил широкое развитие в экономической науке конца 19 и 20 века.
Австрийцы сконцентрировали внимание на микроэкономике, занимались разработкой теоретических основ экономической политики фирмы и домохозяйства. Широко использовали метод «робинзонад», исследуя поведение отдельно взятого экономического субъекта. Маржиналистская теория стала новым взлетом экономической науки, положила начало новой эпохе в экономической науке.
-3-
Непосредственным продолжением и развитием идей маржинализма стала экономическая теория, разрабатываемая представителями Английской (Кембриджской) и Американской школы. Они широко используют метод анализа по предельным величинам, исследуют микроэкономику, подчеркивают практический характер своих исследований - помощь фирмам и домохозяйствам в выработке верной экономической политики, верного поведения в условиях ограниченности ресурсов и конкуренции на рынке.
Главой Английской школы стал величайший английский ученый, профессор Кембриджского университета Альфред Маршалл (1842 -1924). Центральное место в его теории заняли проблемы ценообразования. Причем его интересовали не столько источники, сколько количественные соотношения и факторы ценообразования.
Маршалл создал синтетическую, комплексную теорию ценообразования, включив в нее все предшествующие теории (трудовую теорию стоимости, теорию издержек производства, теорию трех факторов Сэя, теорию предельной полезности и др.). Цена - есть результат взаимодействия спроса и предложения (Маршалл подробно рассматривает факторы, влияющие на спрос и предложение). Цена спроса (по которой готовы купить товар потребители) определяется прежде всего его предельной полезностью, цена предложения (по которой готовы продавать товар продавцы) - величиной издержек производства и реализации. Механизм ценообразования - это механизм саморегуляции рыночной экономики, механизм гибкого приспособления ко всем изменения на рынке и восстановления нарушенных пропорций. Маршалл широко использует математические методы исследования, графики, формулы, схемы (знаменитый «крест Маршалла» - график взаимодействия спроса и предложения - сегодня включается в любой учебник экономической теории).
В методологическом плане Маршалл - сторонник социального дарвинизма и эволюционизма. Он рассматривает экономику подобно биологии, полагая, что эволюция - единственно приемлемая форма развития, категорически отрицает революционные формы.
В отличие от классиков, уделявших главное внимание теории стоимости, неоклассическая школа выдвинула в центр исследования законы ценообразования, анализ взаимосвязей спроса и предложения. С дискуссий о стоимости переносятся в сферу изучения условий и факторов формирования цены, ее составляющих.
А. Маршалл предложил «компромиссную» теорию цены, переработав и соединив трудовую теорию стоимости и теорию предельной полезности. Так была создана двухфакторная теория цены, основанная на анализе взаимных связей спроса (полезности) и предложения (затрат).
Экономисты, которых принято относить к неоклассикам, представляют далеко не однородную школу. Они отличаются сферой интересов, занимаются различными проблемами. Имеются особенности в используемых ими методах, подходах к анализу экономической действительности. Это также отличает их от классической школы, которая в принципе более однородна по взглядам и выводам, разделяемым ее основными представителями.
Одна из особенностей неоклассической школы — широкое использование графиков, схем, экономических моделей. Это не только иллюстративный материал, но и инструмент теоретического анализа.
Принцип экономического равновесия является одним из определяющих положений неоклассической школы. Равновесие в экономике — это соответствие между спросом и предложением, между ресурсами и потребностями. Через ценовой механизм равновесие устанавливается путем либо ограничения потребительского спроса, либо увеличения объема производства (и предложения).
Обосновывая принцип равновесности, А. Маршалл ввел в экономическую науку категорию «равновесной цены», которая представляет собой точку пересечения кривой спроса (предельной полезности) и кривой предложения (предельных издержек). Оба эти фактора — слагаемые цены; полезность и издержки одинаково значимы.
Равновесная цена не есть раз и навсегда данная и неизменная цена. Она меняется, поскольку меняются ее составляющие: спрос — под влиянием убывающей или возрастающей предельной полезности товара; предложение — в результате возрастания или убывания предельных издержек. Изменения происходят под воздействием многих факторов: доходы, время, перемены в экономической ситуации.
Равновесие, по Маршаллу, — это равновесие только рынка товаров. Оно достигается при наличии определенных условий, прежде всего, свободной конкуренции.
Англичанина Альфреда Маршалла считают основателем национальной школы экономической науки («Экономикса»), получившей признание прежде всего в англосаксонских странах, фактически занимающей преобладающее положение на Западе.
Экономическую теорию Маршалла можно представить в виде следующей логической цепочки.
Определяющую роль в его концепции играет цена, которая формируется на основе взаимодействия спроса и предложения. Каждая из двух составляющих представляет отдельный, специфический раздел. Рассматриваются факторы, под воздействием которых формируются эти параметры. Рыночное равновесие Маршалл рассматривает как равенство цен предложения и спроса. Теория цены и принцип равновесия положены в основу всего последующего анализа: выявление сути отдельных категорий, определение функциональных взаимосвязей, обоснование тенденций развития и выводов.
Анализ хозяйственной деятельности и соответствующих взаимосвязей проводился Маршаллом, главным образом, применительно к условиям конкурентного рынка с использованием кривых спроса и предложения.
Маршалл расширил категорийный аппарат, предложил ряд новых подходов, обогатил методологию. Один из приемов анализа состоит в том, что все элементы, кроме одного, принимаются в качестве постоянных, затем тщательно изучаются последствия происходящих изменений. Основной принцип — учет взаимодействия спроса и предложения как важнейших слагаемых, определяющих рыночные процессы и явления.
Спрос и предложение формируются на основе взаимодействия многих факторов в сферах производства и потребления, таких как общественное устройство, условия жизни, способности, наклонности, вкусы, трудолюбие, мода.
А. Маршалл обосновал понятие «эластичности спроса» (отношение динамики спроса к динамике цены). Предложил рассматривать взаимодействие спроса и предложения с учетом фактора времени. В краткосрочном периоде решающая роль отводится полезности и спросу. В долгосрочном периоде преобладающее значение приобретают издержки. Фактор времени Маршалл называл источником наибольших затруднений в экономической теории.
Важную роль Маршалл отводил понятиям внутренней и внешней экономии. По существу, в этих понятиях нашло отражение различие между индивидуальными (частными) и общественными затратами в производстве товаров.
По Маршаллу, распределение представляет собой один из аспектов теории стоимости. Из этой теории вытекает вывод о том, что служит действительным источником доходов в обществе. Создание стоимости есть результат функционирования всех факторов, включая фактор организации, введенный Маршаллом в качестве самостоятельного.
Концептуальный подход и теоретические разработки Маршалла служат и в настоящее время общей основой западной экономической науки, прежде всего, ее микроэкономического раздела.
В США идеи маржинализма развивает профессор Колумбийского университета Джон Бейтс Кларк (1847 - 1938). Он создает теорию «предельной производительности факторов производства», основываясь на теории предельной полезности австрийцев, теорию убывающего плодородия почвы Мальтуса, теорию трех факторов Сэя. При возрастании одного отдельно взятого фактора его предельная производительность будет снижаться (производительность предельной, последней единицы вводимого фактора). Однако факторы применяются не в отдельности, а комплексно («в пакете»). Практическое значение теории Кларка - в создании теоретической основы повышения эффективности производства, минимизации затрат и выбора из набора факторов их оптимального сочетания.
Кларк также широко использует математические методы. Он делит экономическую теорию на статику и динамику: статика, полагал он, изучает законы организации хозяйства, а динамика выявляет причины нарушения равновесия и изучает переходы от одного состояния равновесия к другому.
При решении вопроса о том, как определить долю каждого фактора (труда и капитала) в готовом продукте, Кларк рассматривает соотношение этих двух факторов и делает следующие выводы.
· С количественным увеличением одного фактора (при неизменности другого) его отдача постепенно уменьшается.
· Рыночная цена, а значит, и доля каждого фактора устанавливаются в соответствии с предельным продуктом, который создается с помощью этого фактора.
Согласно концепции, выдвинутой Кларком, заработная плата наемных работников совпадает с размером продукта, который следует «приписать» (вменить) предельному труду. При найме рабочих предприниматель не будет превышать границу, за которой дополнительные работники не приносят ему дополнительного дохода. Продукт, создаваемый «предельными» работниками, и соответствует оплате их труда.
Иначе говоря, предельный продукт равен предельному доходу.
Весь фонд заработной платы представляет собой предельный продукт, умноженный на число работников. Продукт труда дополнительных работников устанавливает уровень оплаты всех занятых на данном предприятии.
Доход предпринимателя есть разница, которая образуется между величиной созданного продукта и той частью, которая представляет собой фонд заработной платы. Если заработная плата определяется предельной производительностью труда, то доход предпринимателя — предельной производительностью капитала (его последней, добавленной единицей).
По теории Кларка, доход предпринимателя как владельца средств производства представляет собой процент от вложенного капитала. Прибыль же — результат предпринимательской функции владельца капитала. Она образуется в случае, когда предприниматель выступает в качестве новатора, внедряет усовершенствования, новые комбинации производства.
Особенность распределительной концепции Кларка состоит в том, что она опирается не на принцип затрат, а на принцип результативности производственных факторов, их вклада в создание продукта.
Производительность факторов определяется в соответствии с принципом «вменения». Каждой дополнительной единице фактора «вменяется» весь дополнительный (предельный) продукт без учета участия в этом процессе других факторов. Предельная производительность каждого фактора производства соответствует величине созданного им предельного продукта.
«Вменение»— это принцип, согласно которому принято считать, что предельный продукт является не результатом комбинирования факторов, а итогом, получаемым вследствие функционирования одного из факторов.
Идеи маржинализма и англо-американской школы легли в основу современной экономической теории (ее неоклассического направления).
-4-
К концу 19 века закончилась эпоха свободной конкуренции, началась монополизация экономики. Эти проблемы не могли не найти отражение в экономической теории, как и, в целом, понимание современной экономической ситуации, особенностей современного капитализма.
Ученые по-разному оценивают и определяют монополию, по-разному определяют особенности экономики конца 19 века.
Так, В. И. Ленин определяет современный ему капитализм как империализм, высшую и последнюю стадию в развитии капитализма. Главной чертой империализма он считает господство монополий. Монополия, контроль над рынком - это альтернатива конкуренции, это однозначное экономическое зло, монополизация экономики ведет к росту цен, снижению качества производства и обслуживания, искусственному дефициту и т. д.
Более глубокую теорию монополии и конкуренции дает англичанка Джоан Вайолет Робинсон (1903 - 1983) - профессор Кембриджского университета, продолжатель учения А. Маршалла. Ее наиболее известная работа - «Экономическая теория несовершенной конкуренции», ее основной вклад в науку - теорию несовершенной конкуренции. Конкуренция может быть совершенной, когда ни одна из фирм не может изменить ситуацию на рынке, и несовершенной, когда кто-либо может влиять на рынок. Формами несовершенной конкуренции являются: монополия -ситуация, когда на рынке один производитель (или монопсония - один покупатель) - крайне редкая, но существующая ситуация на рынке, дающая возможность полного контроля над рынком, и олигополия -ситуация, когда на рынке несколько производителей (или олигопсония -несколько покупателей) - более типичная ситуация, когда контроль над рынком возможен в результате сговора и раздела рынков.
Робинсон начинала свой путь в науке как последовательница А. Маршалла, но уже с первых шагов предприняла пересмотр исходных постулатов неоклассики.
Она утверждала, в частности, что если конкуренты производят различные товары и каждый обладает монополией на свое изделие, конкуренция становится несовершенной. В этих условиях прежние представления о закономерностях ценообразования должны быть изменены.
Робинсон была далека от того, чтобы подобно ряду теоретиков социал-демократии увязывать влияние монополий с наступлением особой, качественно новой стадии в развитии капитализма. Английскую экономистку интересовал в первую очередь внешний механизм монополистического ценообразования. Более того, решающим условием «монопольного обладания продуктом» Робинсон, как и ее американский коллега, считала «дифференциацию продукта», т.е. такие изменения, которые не могут быть полностью компенсированы товарами-субститутами (заменителями). Но «дифференциация продукта» не является, по Робинсон, единственным условием монополии. В ряде мест своей книги она дает понять, что монополия связана еще и с крупным производством, ибо только таким путем образуются организации, контролирующие цены.
Для Робинсон монополия представляет собой явление не только рынка, но и концентрированного производства. Ее интересуют в первую очередь новые условия в динамике издержек и спроса, благодаря которым монополия удерживает повышенную прибыль, т. е. преимущественно внешние проявления несовершенной конкуренции.
В этой области крупнейшим достижением Дж. Робинсон является учение о дискриминации в ценах, показывающее, что в условиях совершенной конкуренции спрос обладает абсолютной эластичностью: малейшее отклонение цены от точки равновесия приводит либо к полному прекращению покупок, либо к их резкому нарастанию, причем в любом случае конкуренция немедленно вернет цену к равновесному уровню. Иное дело — состояние несовершенной конкуренции. Здесь эластичность спроса резко ограничивается. Монополист обретает возможность разбить рынок своего товара на отдельные сегменты и для каждого из них назначить особую цену, так, чтобы общая прибыль оказалась максимальной.
Почему же монополист не может назначить на всех рынках одинаково высокую цену? Это невозможно потому, что в условиях несовершенной конкуренции эластичность спроса по цене, хотя и не является абсолютной, представляет реальную величину и если повсеместно назначить слишком высокую цену, спрос резко сократится.
Следовательно, в целях максимизации прибыли целесообразно действовать иначе: при выпуске монополизированного нового товара сначала назначить на него очень высокую цену, обслужив наиболее состоятельную часть публики (сегмент рынка с низкой эластичностью, или «сильный рынок»), затем несколько снизить цену, вовлекая в процесс реализации менее состоятельные слои общества, и действовать так до тех пор, пока не будут охвачены сегменты с высокой эластичностью спроса по цене («слабые рынки»).
Подобная тактика «снятия сливок» основана на дискриминации в ценах по признаку групп с различным доходом. Но возможна и пространственная дискриминация, например, при установлении монопольно высоких цен на внутреннем рынке и демпинговых цен во внешней торговле. Таково наиболее общее правило ценовой дискриминации.
Дж. Робинсон предлагает учение о монопсонии. Термин «монопсония» (от греческого: один покупаю) прилагается к ситуации, при которой единичному покупателю противостоит множество продавцов. В этих условиях цену будет диктовать уже не продавец, а покупатель.
Учение о монопсонии имеет в системе взглядов Дж. Робинсон исключительно важное значение. С его помощью английская экономистка объясняет, в частности, феномен эксплуатации труда. Когда крупная фирма (монопсонист), приобретающая специфический вид труда неорганизованных работников, навязывает им условия сделки, реальная заработная плата может оказаться ниже предельного продукта труда, что и означает эксплуатацию.
Факторами, противодействующими эксплуатации, Робинсон считала законодательство о минимальной заработной плате и политику профсоюзов. С этой точки зрения она выделяла особый случай дискриминации на рынке труда, «когда работники-мужчины организованы в профсоюз, который добивается повышения заработной платы».
Итак, по мнению английской экономистки, эксплуатация существует лишь в том случае, если имеет место падение заработной платы ниже предельного продукта труда. Общественно-нормальные условия продажи труда (пользуясь марксистской терминологией — продажа рабочей силы по стоимости), по мнению Робинсон, не предполагают эксплуатации. Робинсон рекомендовала развивать профсоюзное движение, рассматривая это как известную гарантию социальной справедливости и лучшего использования факторов производства.
В целом же теория монополистической (несовершенной) конкуренции оставила глубокий след в развитии современных представлений о рыночном ценообразовании. Наряду с исследованиями общетеоретического характера она стимулировала изучение таких конкретных явлений, как эластичность спроса на товар той или иной фирмы (в зависимости от характера и назначения продукта, цены, дохода потребителей, качества изделия, рекламных расходов, других издержек по сбыту), а также проблем, касающихся товарных субститутов, форм неценовой конкуренции, средств формирования спроса и управления им.
Эдвард Хейстингс Чемберлин (1899 - 1967), вьщающийся американский ученый, профессор Гарвардского университета, дополнил эту теорию понятием монополистической конкуренции, основанной на дифференциации продукта, когда фирм в отрасли много, но их продукция неоднородна, и даже уникальна (система лицензирования и патентования усиливает такого рода монополизм). Он считал такую монополию благом для экономики: расширяется ассортимент товаров, повышается качество продукции и сервиса, потребитель становится более избирательным.
В своем главном труде «Монополистическая конкуренция. Реориентация теории стоимости» Э. Чемберлин попытался решить две главные задачи:
· приспособить известную неоклассическую теорию ценообразования к новым фактам подрыва свободной конкуренции со стороны монополии;
· предложить отличное от теории неоклассиков решение проблем неполной занятости при невмешательстве государства в экономику.
Основные категории Чемберлина:
· «чистая конкуренция» (примерно соответствует понятию свободной конкуренции) — это такая ситуация на рынке, когда число продавцов и покупателей настолько велико, что никто не имеет возможности контролировать цену;
· «чистая монополия»— такое состояние рынка, при котором однородный продукт производится и продается одной фирмой. Наличие «законченной монополии» дает возможность производителям полностью диктовать цены.
Традиционная неоклассическая доктрина рассматривала конкуренцию и монополию как взаимоисключающие признаки. Чемберлин полагает, что в чистом виде то и другое встречаются крайне редко: для реальной жизни более типичен синтез этих начал —монополистическая конкуренция. Понятие монополистической конкуренции есть вызов традиционной точке зрения экономической науки, согласно которой конкуренция и монополия — альтернативные понятия, и отдельные цены следует объяснять либо в категориях конкуренции, либо в категориях монополии. Чемберлин, напротив, считает, что большинство экономических ситуаций представляет собой составные явления, включающие и конкуренцию и монополию.
Итак, данная модель монополистической конкуренции предполагает структуру рынка, в которой соединены элементы конкуренции (большое число продавцов товара, независимость фирм друг от друга, свободный доступ в сферу индустрии) с элементами монополии (покупатели отдают явное предпочтение ряду продуктов, за которые они согласны платить повышенную цену). Как же образуется такая структура?
Предприниматель, чтобы захватить контроль над предложением и над ценой, стремится создать продукт, который хоть чем-то отличается (дифференцируется) от товара конкурента. Если первоначально все производили, скажем, зубную пасту одного вкуса и вида, то со временем положение на рынке меняется. Конкуренция заставляет фирмы для привлечения покупателей менять упаковку, качество пасты, ее цвет и т. д. Каждая фирма, добившись некоторой дифференциации своего продукта, становится монополистом на рынке его сбыта. Но такая монополия не является чистой, законченной; она не уничтожает конкуренцию, ибо производителей различных сортов зубной пасты много и их продукты при всем различии способны замещать друг друга, являются субститутами.
Налицо, как уже говорилось, своеобразное сочетание монополии и конкуренции: первая связана с контролем над дифференцированным продуктом, вторая — с наличием субститутов, заменителей. Такова, по Чемберлину, суть хозяйственного феномена монополистической конкуренции.
С помощью концепции монополистической конкуренции Чемберлин дает объяснение нового механизма ценообразования. В условиях производства и продажи однородного продукта при множестве продавцов и покупателей равновесная цена определяется пересечением графика издержек производства (цена предложения) и кривой совокупного (валового) дохода (цена спроса).
В масштабах всего общества переход к состоянию монополистической конкуренции ведет к тому, что публика платит за товары дороже, выпуск товаров меньше потенциально возможного, наблюдается недогрузка производственных мощностей и безработица.
Можно ли сказать, что предприниматели-монополисты несут ответственность за кризисное состояние хозяйства? Американский экономист отвечает главным образом отрицательно: предприниматели повинны лишь в том случае, если дифференциация их продукта искусственна и не ведет к реальному изменению качества. Чемберлин предлагает в этой связи целую систему мер по борьбе со злоупотреблениями торговой маркой, контролю за рекламой. Но в целом процесс дифференциации продукта порожден разнообразием вкусов публики. Стремление к монополии объясняется склонностью к дифференциации спроса.
Теория Чемберлина знаменательна тем, что в ней отражены некоторые важные изменения рыночного механизма, характерные для высокоразвитой экономики. Так, в сущности был поставлен под сомнение принцип неоклассической теории о совершенном «суверенитете потребителя». Чемберлин признавал возможность сознательного формирования спроса монополистами, включив в анализ феномен манипулирования потребительскими предпочтениями. Он показал, что конкуренция по ценам не исчерпывает содержания монополистической конкуренции. Последняя все более перемещается в сферу соревнования по качеству товара и обслуживанию потребителей.
Как уже отмечалось, американский экономист ведет анализ монополий в отрыве от процессов концентрации производства и капитала. Чтобы избежать нереалистических выводов (например, что проблема монополистического диктата на рынке создана мелкими бакалейными торговцами, а не стальными и нефтяными гигантами), Чемберлин указывает, что понятие монополистической конкуренции соответствует не только контролю над дифференцированным продуктом, но может охватывать также ситуацию ограниченной конкуренции при малом количестве продавцов однородного товара.
Однако описанная Чемберлином ситуация олигополии на однородном рынке характеризуется не просто малым числом продавцов, но и наличием крупных мощных фирм, способных к длительному доминированию в сфере производства и обращения.
При всех недостатках книга Э. Чемберлина оказала на западную экономическую мысль весьма заметное влияние. Автор «Теории монополистической конкуренции» представил большое разнообразие рыночных структур, многие из которых не поддаются анализу с помощью прежних теорий совершенной конкуренции. Он описал и проанализировал различные способы удовлетворения потребностей в условиях рыночной экономики. Его усилиями была создана новая модель цены для условий монополистической конкуренции, являющаяся существенным дополнением к теории А. Маршалла.
Заметный вклад в теорию монополии и конкуренции внес Иозеф Алоиз Шумпетер (1883 - 1950) - американский ученый австрийского происхождения. Он считал монополии лидерами научно-технического прогресса, а монопольную прибыль, получаемую ими, - премией за инновационную деятельность. Он полагал, что будущее - за фирмами-монополистами как на внутреннем, так и на внешнем рынке.
-5-
Объективной предпосылкой формирования экономико-математических концепций стал прогресс математической науки. Математическая школа представлена работами видных теоретиков 19 века - А. Курно, Г. Госсена, С. Джевонса, Л. Вальраса и В. Парето. Концепции Курно и Госсена занимают как бы промежуточное положение между австрийской и математическими школами, образуют предысторию математической школы. Ее принципы получили развернутое выражение в теориях Джевонса, Вальраса и Парето.
Основное отличие этой школы находится в области методологии, где господствует математический метод, он используется как для изложения теоретических воззрений, так и для исследования экономических явлений. Экономисты-математики едины в том, что считают рыночную экономику способной достигать равновесия, под которым понимают в конечном счете равенство спроса и предложения. Предполагается, что участниками рыночной системы являются рациональные субъекты, добивающиеся максимума благосостояния (полезности), идеальным хозяйственным механизмом признается только свободное частное предпринимательство.
Математическая школа берет начало с работ французского экономиста Антуана Огюста Курно (1801 - 1877). Он стал родоначальником синтеза естественных и общественных наук, заложил основы математических методов в экономических исследованиях - того, что мы называем сегодня эконометрикой (так, в частности, он рассматривал количественную зависимость спроса и цены от различных факторов).
Рациональный субъект, стремящийся к максимизации полезности, играет главную роль и в теории немецкого экономиста-математика Германа Госсена (1810 - 1858). Госсен начинает анализ с индивидуального натурального хозяйства, рациональный субъект похож на Робинзона - героя концепции австрийской школы. Его поведение характеризуется принципом убывающей полезности, согласно которому в ходе индивидуального потребления определенного блага полезность каждой его последующей единицы снижается (первый закон Госсена).
Когда речь идет о множестве потребительских благ, максимальное наслаждение субъекту доставит такая комбинация благ, при которой предельная полезность всех потребляемых благ уравнивается, и всякое изменение в структуре потребления уменьшит размеры наслаждения (второй закон Госсена).
Рассматриваемый субъект не только потребляет, но и работает, производя для себя необходимые блага. Труд сначала приносит наслаждение, затем утомляет, его полезность снижается до нуля, сменяется тягостью. Согласно Госсену, наилучшая продолжительность труда и соответственно оптимальное количество производимых продуктов должно определяться равенством между величинами предельной полезности и предельной тягости. Когда плюсы и минусы работы взаимно компенсируются, субъект получает максимум наслаждения - объем полезности, извлекаемый из потребления производимых благ, появляются деньги, спрос, цена. Меняется формулировка второго закона: место времени как ограничителя потребления теперь занимает денежный доход.
Теория Госсена, конечно, далека от реальной экономики, модель рационального субъекта сама по себе носит искусственный умозрительный характер. Однако эта теория - еще один шаг в развитии математической школы в экономической науке.
Непосредственным продолжателем маржиналистской теории и одним из основоположников математических методов исследования в экономической науке можно считать английского ученого Уильяма Стенли Джевонса (1835 - 1882). Он получил образование в области естественных наук, но увлекся экономической теорией, стал профессором политической экономии Лондонского университета.
Его крупнейшие работы - «Теория политической экономии» (1871) и «Принципы науки» (1874). Он развивает идеи маржинализма, главной задачей экономической теории и практики считает максимизацию удовлетворения потребностей при минимизации усилий и затрат. Свою теорию он выражает в математической форме, что сделало ее не слишком популярной в свое время, но стало неотъемлемой частью современного экономического анализа.
Вместе с тем с именем Джевонса связан постепенный разрыв математической школы с традициями маржинализма, превращение математики из метода изложения в метод исследования. Джевонс оперирует уже не с субъективным, с другим, математическим понятием предельной полезности. Он выводит уравнения равновесия для различных сфер воспроизводства. Разрыв с экономической реальностью не уменьшился, но он приобрел другую форму, на смену абстракциям австрийской школы пришли формально-математические абстракции.
Это направление получило дальнейшее развитие в трудах выдающегося экономиста, профессора и руководителя кафедры политической экономии Лозаннского университета Леона Вальраса (1834 - 1910). Его базовым образованием была математика, большое влияние на его научное становление сыграли работы О. Курно.
В 1874 г. вышел его основной труд «Элементы чистой политической экономии», который позволяет отнести его к маржиналистам первой волны и основоположникам математического направления в экономической теории, а наличие учеников и продолжателей сделали его основоположником Лозаннской школы.
Вальрас по праву считается родоначальником современного макроэкономического моделирования, он впервые попытался применить математическую модель для выявления проблем существования равновесия экономической системы и обеспечения стабильности этой системы, причем его интересует не частное, а общее экономическое равновесие симметричных рынков. Разработанная Вальрасом модель общего экономического равновесия отражает взаимосвязи рынков готовой продукции и рынков факторов производства в условиях рыночного механизма хозяйствования с совершенной конкуренцией, приводящей к равновесию множества рынков.
Теория Вальраса имеет ряд допущений, она статична, достаточно абстрактна и оторвана от реальной действительности, однако вклад Л. Вальраса в историю экономической мысли является значительным и неоспоримым.
Столь же заметной оказалась и роль Вильфредо Парето (1848 -1923) - ученика Вальраса и его преемника по лозаннской школе. В отличие от других теоретиков математической школы, Парето отрицает сам факт наличия в экономике причинно-следственных связей и зависимостей, он, как и большинство современных ученых, признает только функциональные связи между явлениями.
Он реформирует индивидуальную функцию полезности Джевонса-Вальраса, поддерживает вальрасову систему общего равновесия. Им сформулирован знаменитый критерий наилучшего распределения ресурсов, вошедший в историю экономической мысли как «оптимум Парето». В соответствии с ним, распределение ресурсов признается оптимальным, если нельзя улучшить положение какого-либо участника экономического процесса, одновременно не снижая благосостояния хотя бы одного из остальных. Работы Парето ставили экономическую теорию на путь количественного анализа явлений хозяйственной жизни, в них были заложены основы экономико-математического моделирования, которое со временем превратилось в один из ведущих методов экономической теории.
-6-
На рубеже веков сохраняется раскол в экономической науке - на буржуазную и пролетарскую. В свою очередь, в пролетарской науке усиливается борьба между марксистским направлением и реформистским. Их главное отличие - по вопросу о пролетарской революции.
После ухода с исторической арены классиков марксизма представители европейской социал-демократии все больше отходят от марксизма, отказываются от идей пролетарской революции и диктатуры пролетариата. Фактически, идеи пролетарского и буржуазного реформизма не слишком отличатся друг от друга, те и другие теоретики критически относятся к существующей экономике и понимают необходимость экономических реформ, разница - в видении конечной перспективы развития общества (усовершенствованный капитализм или социализм). 48
Одним из основоположников европейского реформизма был Эдуард Бернштейн (1850 - 1932) - лидер германского и европейского рабочего движения. Он, как и все социал-демократы того времени, пережил глубокое увлечение марксизмом, но со временем предпринял пересмотр марксистской теории («ревизию» марксизма, за что ортодоксальные марксисты долгое время называли реформистов «ревизионистами»).
Он подвергает критике одну за другой экономические теории Маркса и домарксовой политической экономии. Так, он отбрасывает трудовую теорию стоимости, вообще считает, что «стоимость» - чисто теоретическая, абстрактная категория (стоимость - есть воплощенный в товаре труд, его нельзя ни увидеть, ни ощутить), реальной категорией, которую можно и нужно анализировать, считал он, является цена.
Бернштейн категорически отвергает теорию прибавочной стоимости как раскрывающую механизм эксплуатации. Он стоит на позициях теории трех факторов Сэя, считает, что эксплуатации нет, обнищания рабочих не происходит (последнее действительно подтверждается статистикой конца 19 века).
Он отрицает марксистскую теорию концентрации производства и капитала, считает, что малый бизнес устойчив, наравне с крупными предприятиями были, есть и будут мелкие (в частности, фермерские) хозяйства[1].
Бернштейн формулирует теорию изменения капитализма через его реформирование - теория «перерастания капитализма в социализм», он против революции, против диктатуры пролетариата, против ликвидации частной собственности.
Другая его теория - теория «демократизации капитала»: он доказывал, что с ростом доходов растет средний класс, класс собственников -людей, которые живут не только на заработную плату, но и на доходы от собственности (проценты на банковские вклады и ценные бумаги). Эти люди отнюдь не считают себя пролетариями, «лишенными всего, кроме своих цепей», этот слой - основа социальной стабильности общества.
Бернштейн считал, что коммунизм - не самоцель; не важно, как будет называться будущее общество, главное, чтобы трудящимся лучше жилось («движение - все, конечная цель - ничто»).
Другим видным теоретиком и руководителем европейской социал-демократии был Карл Каутский (1854 - 1938). Он известен своей теорией империализма. Империализм он считал высокоразвитым промышленным капитализмом, главная особенность которого - политика аннексии аграрных территорий (то есть особенности современного капитализма он видел в экспансионистской внешней политике). В будущем, считал он, сформируется «ультраимпериализм»: войны слишком разорительны, и на смену борьбе придет союз финансового капитала, сложится единый всемирный трест.
По-своему видел особенности современного капитализма Рудольф Гильфердинг (1877 - 1941). Он видел специфику империализма в сфере денежного обращения, в формировании финансового капитала. Если в эпоху первоначального капитала буржуазия была представлена в основном купцами, в эпоху промышленного переворота на первый план вышли фабриканты, то в эпоху империализма - финансисты, которые организуют финансовые потоки и контролируют всю экономику. Именно они смогут в дальнейшем преодолеть анархию капиталистического производства и обеспечить сбалансированное развитие экономики. В 1910 году Гильфердинг выпустил книгу «Финансовый капитал», которая до сих пор является одним из самых фундаментальных трудов по вопросам финансового капитала, банков, фондовых бирж, акционерных обществ и др.
Вопросы для самоконтроля:
1. Какие предпосылки обусловили зарождение исторической школы Германии? Что предопределило подобного рода название этого направления экономической мысли?
2. Сформулируйте сущность методологических особенностей исторической школы Германии.
3. В чем заключается основная идея маржинализма?
4. Сформулируйте «законы Госсена».
5. В чем новизна суждений А. Маршалла?
6. Охарактеризуйте экономическое учение Дж.Б. Кларка.
7. Охарактеризуйте экономическое учение В. Парето.
8. Как характеризует Э. Чемберлин суть монополии?
9. Как различает Дж. Робинсон условия совершенной и несовершенной конкуренции?
10.