ПЛАН:
1. Экономическая мысль эпохи феодализма.
2. Зарождение экономической науки в России.
3. Экономическая мысль в конце 18- начале 19 века.
4. Экономическая мысль в 30-60-е годы 19 века.
5. Экономическя наука в пореформенный период.
6. Экономическая наука в конце 19 – 20 века.
-1-
Российская экономическая наука представляет собой неотъемлемую часть мировой экономической науки. Экономическая наука зарождается в нашей стране в конце 17 - в 18 веке, но и до этого с древности существовали экономические идеи, взгляды и представления как часть общественного сознания.
Особенности экономического развития нашей страны определили и формирование ее экономической мысли. Существенное отставание экономического развития России в результате монголо-татарского нашествия и долгого сохранения крепостного права обусловило вторичность многих экономических теорий и идей, особую проблематику российской экономической науки, а тяжелое положение народных масс, долгое сохранение феодальных пережитков и национальный гнет - особую популярность социалистических и марксистских идей.
Сложным было развитие российской науки в советский период, когда наука развивалась не благодаря, а вопреки существующей системе. И тем не менее, российская наука обогатила мировую экономическую мысль оригинальными теориями, вырастила своих талантливых ученых, оказывала существенную помощь практике в выработке верных экономических решений на микро- и макроуровне.
Основные этапы развития экономической мысли в России соответствуют в целом основным этапам развития отечественной истории:
9-11 века - становление древнерусского государства, конец 12 -15 века - эпоха феодальной раздробленности, конец 15-16 века - создание централизованного государства - этим этапам исторического развития эпохи феодализма соответствует зарождение экономической мысли и предыстория экономической науки;
17-18 века - завершение создания централизованно государства и утверждение абсолютной монархии, первоначальное накопления капитала и формирование всероссийского рынка - это эпоха зарождения экономической науки, эпоха меркантилизма;
конец 18 - первая половина 19 века - назревание кризиса феодализма - период плюрализма в экономической мысли, формирование различных идейных и теоретических направлений: крепостнического, буржуазно-либерального и революционно-демократического;
вторая половина 19 века - пореформенный период в развитии России, бурное развитие капитализма: формируется народническая идеология, сохраняется буржуазно-либеральная и дворянская, зарождается марксизм;
конец 19 - начало 20 века - период империализма: дальнейшее развитие основных направлений в общественной жизни и экономической науке;
с 1917 года до конца 80-х годов - советский период в развитии экономической науки;
90-е годы 20 века - начало 21 века - современный этап развития экономической науки в России.
В 4 - 6 веках у восточных славян происходило разложение первобытно-общинного строя, формировалась частная собственность. Основной экономики было земледелие и скотоводство, развивалось ремесло и обмен. В 9 - 12 веках восточные славяне объединятся в древнерусское государство - Киевскую Русь - одно из самых могущественных государств Европы. Экономическим результатом централизации стал рост производительных сил, усиление разделения труда, рост городов и дальнейшее развитие ремесла и торговли.
Экономическая мысль этого времени формируется с развитием письменности на Руси, она отражает общественные процессы, освещает хозяйственную жизнь и проводимую экономическую политику. В первых законодательных актах, в церковной литературе и летописях отражались процессы феодализации, складывания вотчинной системы землевладения, появления зависимых крестьян и различных форм их эксплуатации. Экономическое сознание того времени не было самостоятельным, оно являлось частью общественной мысли.
Основными памятниками экономической мысли того времени являются договоры князей, грамоты, хозяйственные записи, законодательные акты, летописи, церковная литература, устное народное творчество (былины, песни, сказки). Наиболее известными из них являются «Русская правда» Ярослава Мудрого - кодекс феодального права, появившийся в 30-х годах 11 века, и «Правда Ярославичей» - продолжение «Русской правды» второй половины 11 века. В них ярко отразились идеи защиты феодальных прав землевладельцев и процессы устройства феодальной вотчины.
Конец 12-14 века - эпоха феодальной раздробленности у восточных славян. Русские княжества стали легкой добычей кочевников, начинается двухсотлетнее моноло-татарское иго на Руси, ставшее огромным моральным и материальным испытанием для народа. Его экономическим результатом стал глубочайший упадок хозяйства и культуры, экономическое отставание от Западной Европы.
Экономическая мысль эпохи феодальной раздробленности защищает идею натурального хозяйства и самообеспечения, отрицает необходимость торговли и ростовщичества, оправдывает вотчинный сепаратизм и внеэкономическое принуждение крестьян.
Наиболее известными памятниками экономической мысли' того времени являются:
«Устав Владимира Мономаха» - очередная часть «Русской правды». После восстания в Киеве народных масс в начале 12 века Великий князь Владимир Мономах пошел на уступки народу: было упорядочено взимание процента, улучшено правовое положение купечества и других социальных слоев, что и получило отражение в новых законах;
«Повесть временных лет» - летопись монаха Киево-Печерского монастыря Нестора, дающая картину хозяйственного развития на Руси конца 11 - начала 12 веков;
«Устав о закупах» - документ, который юридически регулировал закабаление смердов;
«Устав о резах» - регулировал взимание ростовщического процента (50% годовых, заем до двух лет);
«Поучение к детям» В. Мономаха - наказ наследникам жить в мире, мудро править и не допускать народных волнений;
«Пространная правда» - новая редакция «Русской правды» конца 12 - начала 13 века;
«Слово о полку Игореве» - литературное произведение, осуждающее политическую раздробленность и междоусобицы на Руси.
Конец 15 - 16 век - новый период Российской истории: собирание русских земель вокруг Москвы, укрепление центральной власти и образование единого государства. Экономическая мысль этого времени отражает стремление всех социальных слоев к единению, процессы дальнейшего закрепощения крестьян и формирования поместного землевладения. Наиболее известными памятниками экономической мысли этого времени являются:
«Судебник» Ивана III (1497 г.) - первый общерусский сборник законов, отразивший оформление системы централизованной власти, экономическую политику в области землевладения, торговли и финансов, юридическое закрепление системы крепостных отношений на Руси;
«Хождение за три моря» купца Афанасия Никитина (вторая половина 15 века) - описание его путешествия в Индию, содержащее идеи улучшения экономической и политической жизни, развития торговли, транспорта и градостроительства на Руси;
труды публициста дворянина Ивана Семеновича Пересветова, ставшие теоретической программой реформ Ивана IV (Грозного): идея укрепления центральной власти, борьбы с сепаратизмом вотчинных бояр, расширения поместного землевладения и опоры центральной власти на новый социальный слой - поместное дворянство;
труды протопопа дворцовой церкви Ермолая Еразма (середина 16 века): он выступил примирителем дворян и бояр, сочувствовал народу, осуждал богатство, ратовал за возвращение к натуральному хозяйству и за верховенство духовной власти над светской;
Судебник 1550 года Ивана IV - свод законов, являющихся развитием и дополнением Судебника Ивана III, он упорядочивал систему государственных налогов и повинностей, юридически закреплял реформу крупного землевладения (переход от боярского к дворянскому землевладению). В конце 16 века при преемниках Ивана Грозного принимается ряд дополнительных законодательных актов, направленных на усиление закрепощения крестьян.
Вопросы церковного землевладения получили отражение в спорах «нестяжателей» и «иосифлянов». Первые (они были представлены церковниками Нилом Сорским, Вассианом Косым, Максимом Греком) выступали за отказ церкви от землевладения и ограничение ее деятельности духовной сферой, против сильной центральной власти и поддерживающей ее официальной церкви; вторые (настоятель Волоколамского Успенского монастыря Иосиф Волоцкий и его единомышленники) считали, что только богатая церковь может играть достойную роль в государстве, защиту церкви видели в сильной власти московского государя.
Выразителями интересов угнетенного народа выступили в это время Феодосии Косой, холоп, призывавший к неповиновению властям, неплатежу податей, призывавший к всеобщему равенству, против войн и угнетения (был вынужден покинуть Родину) и дьяк Матвей Башкин, отрицавший крепостную зависимость крестьян и считавший рабство несовместимым с идеалами христианства (был заточен в Волоколамский монастырь).
Оппозиционные официальной идеологии того времени взгляды мы находим в письмах Андрея Курбского Ивану Грозному (середина 16 в.). Вынужденный уехать из России в Литву, в своих письмах он выражает идеи боярской аристократии, защищает натуральное хозяйство и феодальную независимость.
-2-
В 17 - 18 веках происходило формирование российской экономической науки, это был период господства меркантилистских идей, когда источник богатства мыслители видели в первую очередь в сфере обращения (торговли), защищали идеи активного торгового баланса и экономического протекционизма, а наука выражала интересы прежде всего купечества.
17 век - период завершения создания централизованно государства на Руси. В экономическом отношении - это начало первоначального накопления капитала, бурное развитие товарно-денежных отношений, усиление специализации и формирование всероссийского рынка.
Экономическая мысль этого времени была направлена на преодоление экономической отсталости страны, ускорение развития производительных сил, строительство мануфактур и торгового флота, расширение внутренней и внешней торговли. Формирование российской науки в 17 веке связано прежде всего с именами А. Л. Ордина-Нащокина, Ю. Кржанича, И. Т. Посошкова.
Афанасий Лаврович Ордин-Нащокин (ок. 1605 - 1680) - выдающийся государственный деятель, экономист и дипломат 17 века, покровитель купечества, сторонник независимости и самостоятельности России. Считал внешнюю торговлю важнейшей статьей дохода государства, Отстаивал идею активного торгового баланса, призывал к накоплению в стране золота и серебра (так, например, считал, что пошлины надо взимать только золотом и серебряными «ефимками»). Участвовал в подготовке «Нового торгового устава» 1667 г. и «Таможенного устава» 1653 г., в которых обосновывается протекционистская политика, ограничиваются права иностранных и защищаются интересы российских купцов (иностранцам разрешалось торговать только в приграничных территориях, с них взималась пошлина в размере 6%, а также проездная пошлина).
Важным отличием российских меркантилистов от зарубежных было понимание необходимости развития не только торговли, но и промышленности. Так, Ордин-Нащокин писал о создании металлургических, кожевенных, стекольных и др. мануфактур, российского торгового флота и почты. При этом развитие производительных сил страны он видел только в раМках феодального строя и сохранения крепостничества.
Юрий Кржанич (ок.1618 - 1683) - хорватский ученый и католический священник, который приехал в Россию, видя в ней образец государственности и освободителя славян. Изучал экономическое устройство России, был заподозрен в шпионаже и на 15 лет сослан в Сибирь. Вернувшись из ссылки, продолжал научную деятельность.
Его наиболее известная книга - «Политические думы». В ней он выражает идеи протекционизма, защиты отечественных производителей, активного торгового баланса, государственной монополии внешней торговли и ее рациональной структуры (вывоз не сырья и хлеба, а готовой продукции, отказ от импорта товаров, которые могут быть произведены внутри страны), приоритета народнохозяйственных интересов над частными. Он считал, что Россия должна воспользоваться ролью посредника в торговле между Западом и Востоком, но для этого необходимо построить хорошие дороги и обеспечить безопасность транзитной торговли.
Кржанич понимал, что кроме внешней торговли источником богатства является и производство, выступал за комплексное развитие производительных сил - промышленности, сельского хозяйства, ремесла, горного дела, за создание флота. Основой богатства страны считал сельское хозяйство, которое «кормит» нацию, понимал необходимость помощи крестьянству, видел и целесообразность развития крестьянских промыслов. Большое внимание Кржанич уделял развитию ремесла: вопросам его рационального размещения, ограничения от конкуренции и засилия иностранцев, считал необходимым освобождение талантливых крепостных.
Особую роль в хозяйственном развитии отводил государству, при этом считал самодержавие идеальным государственным устройством, а феодальный строй - незыблемым (хотя признавал необходимость гу-. манизма и разумности в отношении к крепостным). Делил общество на три сословия: дворяне, простой народ (крестьяне, ремесленники, торговцы и служащие), церковники. Считал умственный труд более полезным, чем физический.
Первым истинным ученым-экономистом в России был Иван Тихонович Посошков (1652 - 1726) - выходец из семьи ремесленников и торговцев, образованный человек, сподвижник Петра I (после смерти Петра был обвинен в государственной измене и умер в Петропавловской крепости).
Его главный труд - «Книга о скудости и богатстве» (1724) - не потеряла своей актуальности и сегодня. Это труд о перспективах экономического развитии России, план обновления и упорядочения экономической жизни, его основная идея - рост богатства нации и сокращение нищеты. Причинами нищеты он считал тяжелое положение крестьян, неразвитость финансовой системы, самоуправство помещиков и засилие иностранных купцов. Для увеличения богатства нации он предлагал: развитее торговли и промышленности, исследование и разработку природных ресурсов, налоговые преобразования.
В торговле он считал обязательными активный торговый баланс (он дает доход и деньги казне), помощь купечеству со стороны государства, государственный контроль за торговлей (стабильные цены, единая пошлина - примерно 10%, повышение экспортных цен) и обеспечение рациональной структуры внешней торговли (он был против ввоза предметов роскоши и вывоза сырья).
Посошков ратовал не только за развитие торговли, но и отечественной промышленности и сельского хозяйства, считал необходимым создание единого народнохозяйственного комплекса, развитие всех производительных сил. В промышленности предлагал разведку природных ископаемых, строительство заводов за счет казны и передачу их частному капиталу в аренду, финансовую помощь заводчикам и мануфактуристам, а также мелким производителям (ссуды из расчета 6% годовых). Забота государства должна быть направлена на развитие отечественной промышленности: «Когда у нас разовьется собственная промышленность, тогда иноземцы будут к нам ласковее, прежнюю свою гордость всю отложат и за нами станут гоняться», - писал И. Т. Посошков.
Богатство Посошков не ассоциировал только с деньгами, считал, что источником богатства является труд, причем в любой сфере материального производства - и в сельском хозяйстве, и в промышленности (опередив в этом Кэне). Государство богато, говорил он, когда богат народ (опередив всех российских политиков). Он предложил план налоговых преобразований: подушную подать заменить поземельной, в налогообложении сочетать интересы государства и народа, ввести всеобщность налогообложения (кроме церкви), подати увязать с размерами владения или промысла, ограничить эксплуатацию помещиков строго определенными размерами повинностей (при этом он не подвергал сомнению само существование крепостного права в России).
На рубеже 17-18 веков Петр I на практике воплотил идеи меркантилизма. Преобразования Петра были внутренне противоречивы, он был реформатором и одновременно крепостником, меркантилистом и промышленником.
Во внешней торговле он запретил вывоз из страны золота и серебра, поднял пошлины на ввозимые товары до 75% стоимости импорта,, взимал их в иностранной (золотой и серебряной) валюте, всячески поддерживал купечество, отказался от государственной монополии внешней торговли, передал ее на откуп купцам. Создал торговый флот, построил вышневолоцкий канал и стимулировал развитие торговли как с Востоком, так и с Западом, создал государственные учреждения по управлению внешней торговлей и заключил ряд выгодных торговых договоров.
В промышленности стимулировал создание мануфактур, заложил основы отечественного судостроения (в Воронеже и Петербурге), поддерживал горное дело (разведку, добычу и переработку полезных ископаемых). Его цель была - сократить импорт, особенно на те товары, которые могут производиться в России (сукно, полотно, железо).
Осуществил реформирование налоговой, фискальной политики в интересах государства: ввел новые налоги (их число достигало 30), перешел от подворной к подушной подати, организовал перепись населения в целях увеличения налоговой базы.
Несмотря на жесткость проведения реформ и их внутреннюю противоречивость, Петр I осуществлял преобразования, объективно направленные на развитие рыночной экономики в России, был одним из величайших государственных деятелей эпохи первоначального накопления капитала.
В 18 веке окончательно сложилась абсолютная монархия в России и монопольная власть дворян на землю, власть и зависимых крестьян. В это время продолжалось создание российской экономической науки: появляются университеты, периодические издания по экономике, научные общества. По своей идейной направленности это была меркантилистская наука. Ее развитие было медленным и трудным, в науке господствовали иностранцы (Академия наук состояла в основном из иностранцев).
В 1734 г. появляется первое экономико-статистическое обозрение России, подготовленное секретарем Сената Иваном Кирилловичем Кириловым (1619 - 1737). Это было крупное событие в российской науке.
Одним из первых видных экономистов был Василий Никитич Татищев - «птенец гнезда Петрова», автор многочисленных работ по истории, географии и экономике, управляющий казенными заводами, на Урале, основатель Екатеринбурга.
Огромную роль в становлении экономической и всей отечественной науки сыграл великий русский ученый Михайло Васильевич Ломоносов (1711 - 1765) - универсальный гений, основоположник экономической статистики и экономической географии в России (выступал за создание экономической газеты, организовал сбор статистических данных в провинции: рассылалась анкета из 30 вопросов экономического характера). Его научная и общественная деятельность, культура научного мышления определили развитие всей отечественной науки 18 века.
Ломоносов был родом из зажиточной поморский семьи из-под Архангельска, в 19 лет ушел из дома в Москву получать образование. Пять лет учился в Германии. В 1745 г. Стал профессором химии в Петербургской Академии наук. Великий просветитель, он выступал против засилья иностранцев в российской науке, в 1755 году создал Московский университет. Поклонник Петра I, сторонник его преобразований, все свои надежды он связывал с самодержавной монархией, верил в благотворное могущество власти. Был сторонником европеизации России. В его работах нет критики крепостного права и феодальных порядков, он разрабатывал проекты укрепления и совершенствования помещичьего хозяйства.
Экономические взгляды Ломоносова в основном развивали идеи меркантилизма: он разделял идею активного торгового баланса; отмечал значение торговли для экономического развития стран, но понимал, что богатство - не только в торговле и накоплении денег; защищал свободу внутренней торговли, но при этом выступал за активное участие государства во внешней торговле; был сторонником экономической независимости и самостоятельности России на основе развития промышленности; уделял внимание и сельскохозяйственным проблемам (в его трудах - истоки российской аграрной науки); призывал к росту народонаселения и его благосостояния как важнейшего фактора роста производительных сил общества.
В 1765 году было создано Вольное экономическое общество, сыгравшее большую роль в развитии экономической науки в России. Оно просуществовало 150 лет, выпустило 28 томов научных трудов, вырастило плеяду ярких мыслителей-экономистов. Среди ее членов во второй половине 18 - в начале 19 века выделялись Н. С. Мордвинов и АЛ. Поленов.
Николай Семенович Мордвинов (1754 - 1845) - широко образованный человек, видный государственный деятель, президент Вольного экономического общества. Он был озабочен определением факторов роста богатства и благосостояния России. Для этого он считал необходимыми рост народонаселения и повышение производительности труда в результате его разделения. Считал необходимым комплексное развитие народного хозяйства, отрицал специализацию страны на мировом рынке. Мордвинов настаивал на необходимости индустриализации (критиковал Шторха, который считал, что Россия должна остаться аграрно-сырьевым придатком развитых стран), полагал, что государство должно оказывать помощь экономике (ссуды, развитие кредита и организация банков, пропаганда новой техники и организации производства, обеспечение устойчивого денежного обращения, организация статистического учета). Мордвинов предлагал разрешить выкуп крестьян у помещиков.
Алексей Яковлевич Поленов (1738 - 1816) - выходец из дворянской семьи, закончил Страсбургский университет, работал в Сенате, в Академии наук. Был сторонником реформирования экономики, предлагал наделить крестьян землей с правом ее передачи по наследству, регламентировать размер повинностей.
-3-
На рубеже 18-19 веков назревает кризис крепостной системы хозяйства, усиливается отставание России от европейских стран. Низкий уровень развития производства, медленное развитие промышленность (из-за нехватки рабочих рук на мануфактурах), отставание в технической оснащенности и организации производства, в результате - бедность и неграмотность основной массы народа (большинство крестьян были без лошадей, без необходимых орудий труда). Нищета крестьянства сказывалась и на положении помещиков: они разорялись, росло количество заложенных имений.
Тем не менее, происходили прогрессивные изменения в экономике: все больше распространялся наемный труд, росло число городов и городского населения, повышалась товарность сельского хозяйства. Это было медленное, мучительное развитие капитализма при сохранении многочисленных пережитков феодализма.
Научная общественность ищет причины медленного развития России, ее технического отставания, бедности и низкой культуры народа. Перед обществом остро встал вопрос о крепостничестве и путях дальнейшего развития России. В экономической науке выделяются два основных направления: одни ученые, общественные и государственные деятели выступают с защитой интересов помещиков и незыблемости крепостничества, разрабатывают программы роста экономки при сохранении феодальных производственных отношений (Н. М. Карамзин, М.М. Сперанский и др.).
Другие мыслители являются сторонниками ликвидации крепостничества и самодержавия как формы политического правления (И. А. Третьяков и др.).
Так, за сохранение крепостного права и неприкосновенность прав дворян на землю и крепостных крестьян выступили в конце 18 века видный историк и экономист князь Михаил Михайлович Щербатов (1733 - 1790) (он полагал, что надо только ограничить власть царя, создав совет из особо важных и знатных дворян), выходец из купеческой среды, член Вольного экономического общества и член-корреспондент Академии наук Петр Иванович Рычков (1712 - 1777) (он в целом развивал идеи меркантилизма, но предлагал улучшить положение крестьян и сократить их эксплуатацию), а также Михаил Дмитриевич Чулков (1743 - 1793), служащий Сената, видный экономист, сторонник экономического либерализма.
В начале 19 века с позиции незыблемости крепостничества выступили писатель, историк и экономист Николай Михайлович Карамзин (1766 - 1826) (он отрицал даже самые умеренные реформы), и видный государственный деятель александровской эпохи Михаил Михайлович Сперанский (1772 - 1839) (сторонник умеренных реформ, но даже за эти идеи был отправлен в ссылку).
Другим направлением в российской экономической науке на рубеже веков были идеи ликвидации крепостного права и самодержавия как носителя феодальных пережитков в России. В конце 18 века против крепостничества выступили следующие ученые и мыслители.
Иван Андреевич Третьяков (1735 - 1776) - доктор наук, профессор Московского университета, сторонник развития капитализма в России. Основой богатства он считал труд в производственной сфере, повышение производительности рассматривал как условие снижения стоимости товаров, рассматривал вопросы денежного обращения, кредита и банков. Условием развития народного хозяйства страны считал превышение объемов производства над потреблением, наличие накоплений и прибыли. Отстаивал идею активного торгового баланса. Считал, что государство должно поддерживать экономику: защищать право собственности, покровительствовать развитию торговли и промышленности, защищать их от иностранной конкуренции.
Семен Ефимович Десницкий (умер в 1789 г.), выходец из мещан, закончил Петербургский и Глазговский университеты (слушал лекции А. Смита), доктор наук, профессор Московского университета. Причины отставания производительных сил России видел в сохранении крепостного права, отсутствии собственности у крестьян, несправедливом налогообложении и грабеже населения со стороны купцов. Выступал за активное вмешательство государства в экономическую жизнь, его помощь всем отраслям народного хозяйства. Двигателем экономики видел личную заинтересованность (выгоду) всех субъектов.
Яков Павлович Козельский (1728 - 1784), закончил университет при - Петербургской академии наук, преподавал, служил в Сенате и других учреждениях. Автор «Философских предложений», в которых рассматривает важные экономические категории (труд, обмен, распределение и др.). Он полагал, что богатство создает труд, а не золото и серебро. Труд, считал он, должен быть необременительным (не более 8 часов), отрицал эксплуатацию чужого труда. Был сторонником экономической независимости страны и взаимовыгодного международного обмена.
Наиболее радикальным мыслителем конца 18 века был писатель и экономист Александр Николаевич Радищев (1749 - 1802). Он не только осудил крепостничество, но и выступил сторонником революционного свержения монархии, стал основоположником революционного направления в общественной мысли России. Он считал, что в России необходимо установление демократической республики.
В 1790 г. Опубликовал «Путешествие из Петербурга в Москву, за что был заточен в Петропавловскую крепость и приговорен к смертной казни, позже казнь заменили ссылкой в Сибирь. В ссылке он продолжал плодотворно работать, написал много работ по истории народного хозяйства и экономической теории. Причины экономической отсталости Росси видел в сохранении крепостного права, отсутствии экономических стимулов к труду, отсутствии собственности у крестьян, в произволе и чрезмерной эксплуатации со стороны помещиков. Для успешного развития сельского хозяйства предлагал ликвидировать крепостное право, создать сельский сход для управления на селе, раздать общинные земли в собственность крестьянам. Основой богатства он считал производительный труд; источником прибыли, которая присваивается собственником, - труд непосредственного производителя. Он рассматривал ценообразование, торговый и ростовщический капитал, банки и денежное обращение, налоговую политику и внешнюю торговлю. Считал, что крестьяне и ремесленники должны иметь собственность, отдавал предпочтение ремеслу перед мануфактурой, крестьян считал главной производительной силой. Государство, полагал он, должно защищать отечественное производство и торговлю от иностранной конкуренции.
Сторонниками ликвидации крепостничеств а и самодержавия в начале 19 века выступили декабристы. Это были выходцы из дворянской среды, многие из них - участники Отечественной войны 1914 г., они создали тайные общества, где обсуждали проблемы социально-экономического и политического устройства России. У них не было единства взглядов, но все осуждали крепостничество, считали необходимой новую организацию сельскохозяйственного производства. Разумным строем считали капитализм, в экономическом плане развивали идеи классической буржуазной политэкономии. Наиболее видными экономистами среди них были: П. И. Пестель, Н. И. Тургенев, Н.М. Муравьев, М.Ф. Орлов, М.А. Фонвизин, И.Д. Якушкин, Н.А. Бестужев, П. Г. Каховский и другие.
Павел Иванович Пестель (1793 - 1826) - руководитель Южного тайного общества, автор «Русской правды» (наказа будущему правительству) - плана преобразований страны. Пестель был против концентрации капитала как признака народного благосостояния. Его аграрная программа включала отмену крепостного права, безвозмездную передачу половины помещичьей земли крестьянам, свободу экономической деятельности. Сочетание частной и общественной собственность и ликвидация крепостничества служили предпосылкой развития новых, фермерских форм хозяйствования.
Для развития промышленности и торговли Пестель предлагал ликвидацию цеховой регламентации, купеческих гильдий, казенной и частной монополии, защиту российской промышленности от иностранной конкуренции с помощью протекционистских тарифов и государстг венного регулирования внешней торговли. Пестель был сторонником равенства налогообложения всех социальных групп общества, ликвидации и привилегий, считал полезным развитие страхового дела и кредита. Краеугольным камнем гражданского права, полагал он, является право частной собственности всех граждан, благом считал труд на себя, частную собственность на землю и на средства производства в промышленности и торговле, осуждал экономическую зависимость.
Николай Иванович Тургенев (1789 - 1871) - сын ректора Московского университета, учился в Геттингенском университете, был основоположником финансовой науки в России, один из учредителей Северного общества, заочно был приговорен к вечной каторге, с 1824 г. жил за границей, постепенно отошел от революционных идей и был близок к либералам. Его основное предложение по развитию сельского хозяйства - отмена крепостного права, что приведет к превращению помещичьих хозяйств в капиталистические, вся земля должна остаться в собственности помещиков, помещичьих крестьян надо наделить небольшими участками земли (что заставит их работать по найму).
Огромное значение имела его работа в области финансов - «Опыт теории налогов»: он выступал за равенство взимания налогов со всех сословий и их умеренность, предлагал отменить налоги с заработной платы. В области денежного обращения выступал за регламентацию выпуска бумажных денег для покрытия бюджетного дефицита, предлагал использовать государственные займы, развивать кредитное дело.
Михаил Федорович Орлов (1788 - 1842) - автор «Опыта теории государственного кредитования» - первого в России труда, посвященного вопросам государственного кредитования.
Никита Михайлович Муравьев (1796 - 1843) свою «Конституцию» посвятил аграрным вопросам, развитию сельского хозяйства в России. В первом варианте «Конституции» он предлагал безземельное освобождение крестьян с передачей в собственность приусадебного участка, дома и огорода, в третьем варианте, написанном в заключении, предполагал наделение крестьян двумя десятинами земли на двор.
Михаил Александрович Фонвизин доказывал важность отмены крепостного права как для крестьян, так и для помещиков, предлагал оставить крестьянам всю земля, которой они пользовались при крепостном праве.
Декабристы оказали огромное воздействие на общественное сознание того времени, проложили дорогу революционно-демократическому движению в России середины 19 века, многие их идеи были восприняты другими мыслителями и использованы в практике реформирования экономики страны.
В начале 19 века продолжалось организационное становление российской науки: в 1804т. В Академии наук появляются факультеты статистики и политической экономии; в 1806 г. выпускается первый учебник политической экономии А. Шлецера. В 1806 - 1808 гг. в Петербурге выходит первый в России «Статистический журнал». В 1841 г. Формируется финансовая наука, в Казани выходит первый учебник «Теория финансов» И. Я. Горлова.
-4-
В середине 19 века продолжался процесс упадка помещичьего хозяйства, тормозилось развитие производительных сил и капиталистических отношений, усиливалось экономическое отставание России. После восстания декабристов в 1825 г. и поражения в Крымской войне (1853 - 1856) в России наступила политическая реакция. Участились волнения крестьян, все больше образованных людей понимали необходимость радикальных общественных перемен.
С борьбой против крепостничества было связано и развитие русской экономической мысли. В экономической мысли этого времени выделяются несколько направлений:
крепостники, защищавшие крепостничество и сохранение всех дворянских прав;
дворянские либералы, которые критиковали крепостничество и выступили за ограничение дворянских прав, за свободный труд;
буржуазные либералы, выступавшие за необходимость замены феодальных отношений буржуазными;
революционные демократы, защищавшие интересы крестьянства, требовавшие не только ликвидации личной зависимости крестьян, но и помещичьего землепользования.
Среди крепостников не было единства, одни выступали за сохранение привилегий дворян и соглашались только на отмену личной зависимости крестьян, другие открыто защищали крепостничество и были против каких бы-то ни было изменений (член Вольного экономического общества, статский советник Г.Ю Бланк, князь С. П. Голицын и др.).
Против крепостников выступили дворянские либералы. Либеральное движение особенно усилилось в 30 - 40-е годы 19 века. Его представители критиковали крепостничество, требовали отмены личной зависимости крестьян. Их экономическую программу наиболее полно выразила группа экономистов во главе с государственным деятелем А. П. Заболоцким-Десятковским (1808 - 1881/82). В начале 40-х годов он составил секретную записку для правительства «О крепостном состоянии в России», в ней он предупреждал о настроениях в народе, призывал к отмене крепостного права, доказывал, что свободный труд более производителен, чем крепостной, что крепостничество препятствует повышению производительности труда, развитию промышленности и торговли.
Дворянские либералы в 30-х годах разделились на западников и славянофилов, хотя и те и другие выступали за отмену крепостного права. Отличие между ними касалось отношения к западноевропейскому опыту экономического развития: славянофилы опасались острых форм классовой борьбы, которыми сопровождалось на Западе развитие капиталистических отношений, выступали против западного образца развития капитализма, за самобытный путь развития России; западники положительно относились к экономическому и политическому опыту Запада и полагали, что Россия может использовать этот опыт (западничество было более широким течением, включало представителей дворян и буржуазии, то есть охватывало и дворянский, и буржуазный либерализм), западники широко использовали западноевропейские теории. Выступая за сближение России с буржуазными странами, западники призывали к быстрому развитию промышленности, торговли, новых средств транспорта (железных дорог), отстаивали идеи экономического либерализма.
Видными мыслителями среди славянофилов были Ю. Ф. Самарин (1819 - 1876) и А. И. Кошелев (1806 - 1883). Славянофилы стремились превратить помещичье хозяйство в основу аграрного производства, считали, что освобождение крестьян возможно только с выкупом (причем с максимальным) в пользу помещиков, выкуп должен стать источником средств для перестройки помещичьего хозяйства и инструментом принуждения крестьян продолжать работать на помещиков в новых условиях.
Крупнейшим представителем западников был профессор петербургского университета К. Д. Кавелин (1818 - 1885). Он критиковал крепостничество и личную зависимость крестьян, считал незыблемым неравенство в обществе, дворянство считал господствующим классом, при этом выступал за обновление дворянства (отмена крепостничества, ликвидация личной зависимости путем выкупа, наделение крестьян землей), считал необходимым сохранение крупной помещичьей земельной собственности. Кавелин был решительным врагом революции, защищал эволюционный путь развития.
3. К дворянским либералам примыкали буржуазные либералы, защищавшие буржуазный путь развития России. Крупнейшим представителем этого направления в общественной и экономической мысли был Иван Васильевич Вернадский (1821 - 1884) - профессор Киевского и Московского университетов, издатель и редактор журнала «Экономический указатель» (1857 - 1861). Большое внимание Вернадский уделял роли труда в экономическом развитии, считал труд единственным источником богатства, разделял трудовую теорию стоимости классиков буржуазной политэкономии. Вернадский защищал буржуазный строй, считал, что именно крупный капитал является главным условием успешного развития производства (будучи сторонником крупного капитала и крупного производства, он отрицал крупную земельную собственность помещиков). До реформы 1861 г. главная тема экономических работ Вернадского - критика крепостного строя, в пореформенный период - защита буржуазного экономического порядка.
Другим представителем буржуазного либерализма в России был профессор Казанского и Московского университетов И. К. Бабст (1824 - 1881). Он выступил против дворянства и крепостничества. Крепостничество и феодальные ограничения в промышленности он рассматривал как нарушение экономических законов, экономическое положение феодальной Росси считал «болезненным» состоянием. Бабст разработал программу широкого преобразования всех сторон общественной жизни России, и прежде всего - отмены крепостного права, проведения новой политики в области финансов, кредита, народного образования.
После реформы 1861 г. различия между дворянским и буржуазным либерализмом постепенно сгладились, больше обнаружилось единство их взглядов в идеализации пореформенных отношений и защите буржуазного порядка в России, вставшей на путь капиталистического развития.
4. Крепостническому и всем либеральным направлениям в русской экономической мысли противостояли революционные демократы, выступившие не только против крепостничества и пережитков феодализма в России, но и против капиталистических отношений. Они полагали, что Россия сможет избежать капиталистического пути развития, в результате крестьянской революции построить народный строй (зародыш этого строя они видели в крестьянской общине). Это была российская разновидность утопического социализма.
Яркими представителями революционно-демократической мысли были А. И. Герцен и Н. П. Огарев, они были последним» представителями дворянских революционеров и в 60-е годы перешли на позиции революционной демократии, в своих работах они рассматривали философские, политические и экономические проблемы. Вершиной революционно-демократической мысли в России стало учение Н. Г. Чернышевского, возглавившего революционно-демократическое движение в России.
Александр Иванович Герцен (1812 - 1870) - и Николай Платонович Огарев (1815 - 1877) были выходцами из дворянских семей, с детства дружили, получили прекрасное образование, окончили Московский университет, в результате своей теоретической и общественной деятельности стали первыми русскими политическими эмигрантами. В 1853 г. Герцен основал в Лондоне Вольную русскую типографию, в которой издавались журнал «Полярная звезда», газета «Колокол» и другие издания.
Герцен и Огарев выступили с критикой крепостничества, капитализма и буржуазной политэкономии, выдвинули идею «русского крестьянского социализма». Наблюдая буржуазное общество на Западе, они пришли к выводу, что капитализм - это новая разновидность рабства. Призывали крестьян к борьбе за землю и волю (лозунг «Земля и воля» в 1861 г. вдвинул Огарев). Они разработали революционно-демократическую программу: освобождение крестьян с землей без всякого выкупа, замена помещичьего хозяйства свободным крестьянским хозяйством (а не вольнонаемным, фермерским). Освобождение трудящихся Они связывали с классовой борьбой, самостоятельной революционной силой они считали крестьянство. Социальные преобразования, как они полагали, пойдут, минуя капитализм. Герцен стал автором теории «русского крестьянского социализма», которую разделял и Огарев. Реальной основой для социального переустройства общества они считали крестьянскую общину, видели в ней зародыш будущего социального устройства, а в мирском управлении - праобраз будущего государственного устройства, основанного на мировом сходе, на выборности администрации и суда.
Герцен и Огарев выступили с резкой критикой буржуазной политэкономии как науки о законах движения богатства, которая защищает интересы буржуазии. Они отстаивали необходимость новой экономической науки, которая будет решать двойную задачу: критическую и положительную (не просто описывать экономику, а помогать изменению общества).
Огромным достижением русской и мировой экономической мысли того времени стало экономическое учение выдающегося ученого, писателя и публициста Николая Гавриловича Чернышевского (1828 -1889). Он был выходцем из семьи саратовского священника, окончил духовную семинарию, а затем Петербургский университет. Работал в ведущих журналах того времени и руководил ими. Защищая интересы трудящихся, он стал лидером революционно-демократического движения в России. До 1961 г. критиковал крепостников и либералов, разоблачал крепостнический характер реформы 1861 г., призывал к революционному свержению самодержавия. В 1862 г. был заключен в Петропавловскую крепость, осужден на 14 лет каторги и отправлен в Сибирь. С 1883 г. жил в Астрахани, а затем на родине в Саратове.
Вклад Чернышевского в экономическую науку заключался в анализе и резкой критике крепостничества, критике капитализма и буржуазной политэкономии, создании «политической экономии трудящихся».
Чернышевский, как никто другой, дал глубокий анализ крепостничества, основу крепостничества видел в монопольной собственности помещиков на землю и на крестьян, выдвинул требование замены помещичьего хозяйства крестьянским в результате революционной ликвидации помещичьей земельной собственности. Крестьянская революция, считал он, должна уничтожить не только крепостное право, но и самодержавие.
Чернышевский указывал на грабительский характер готовящейся реформы и изложил свою программу освобождения крестьян. После реформы 1861 г. он выдвинул задачу уничтожения класса помещиков, национализации земли и передачи ее крестьянским общинам. Будущее переустройство России он связывал крестьянской общиной.
Значительную роль в его работах занимали анализ и критика капитализма и буржуазной политэкономии. Осуждая капитализм, он признавал его прогрессивность по сравнению с феодализмом. Считал, что Россия сможет избежать капиталистического пути развития и непосредственно из феодализма перейти к социализму. По Чернышевскому, в результате крестьянской революции в России должен утвердиться строй крестьянских производителей, вся земля должна принадлежать государству при общинном владении ею (в то. же время он признавал значение развития промышленности, транспорта, акционерных компаний, роль индустриализации).
Чернышевский критически относился к буржуазной политэкономии, предмет науки видел в исследовании классовых отношений. Важным достижением буржуазной политэкономии считал теорию стоимости, высоко ценил социалистов-утопистов Запада. Чернышевский создал свою политэкономию - «теорию политэкономии трудящихся», в которой он обосновал социализм и дал критику феодализма и капитализма. В своем учении он развивал трудовую теорию стоимости, анализировал капитал, прибыль, вопросы труда и его разделения, проблемы распределения созданного продукта, разделял теорию дифференциальной ренты Риккардо и подошел к пониманию абсолютной ренты. Чернышевский подробно рассматривал вопросы организации социалистического производства, считал, что социализм будет свободен от конкуренции и анархии, место которых займут планомерность и соревнование трудящихся, что социалистическое производство будет руководствоваться расчетом общественных потребностей и реальных возможностей их удовлетворения. Все учение Чернышевского доказывало необходимость свержения самодержавия и создания социалистического общества.
-5-
Основной чертой экономической жизни пореформенной России стало бурное развитие рыночного хозяйства. Реформы Александра II 60 - 70-х годов позволили перейти к новым экономическим отношениям, утвердили их в качестве господствующей системы, сломать феодальные Отношения не только на селе, но и во всем народном хозяйстве, завершить промышленный переворот. Эти переходные процессы осложнялись наличием все еще отсталой политической системы - абсолютистской монархии и сословной структуры общества.
Для пореформенной России было характерно многообразие идеологических течений, острая классовая и теоретическая борьба. Среди различных течений в экономической и общественной мысли можно выделить следующие основные направления:
народническое;
буржуазно-либеральное;
марксистское.
Особое место в экономической науке занимало математическое направление.
1. Одним из ведущих направлений общественной мысли в 60 - 70-е годы 19 века было народничество, В этот период оно было революционным (его идеологи отстаивали идею народной революции). Народники не были собственно экономистами, но оказали глубокое воздействие на развитие экономической мысли. Они критиковали капитализм, идеальным строем считали социализм, зародышем которого, по их мнению, была крестьянская община. Народники были убеждены, что Россия - особая страна, она должна развиваться по своему пути, не похожему на тот путь, которым идут другие страны, Россия, считали они, может прийти к социализму, минуя стадию капитализма - через крестьянскую общину.
Наиболее яркими представителями народничества были П. Л. Лавров, М. А. Бакунин, П. Н. Ткачев.
Петр Лаврович Лавров (1823 - 1900) - полковник, выходец из дворян, получил хорошее образование, преподавал математику в высших военных учебных заведениях, активно, участвовал в общественной жизни страны. Он увлекался общественными науками, его взгляды отличались большим своеобразием.
Существует только один путь построения нового справедливого общества, полагал он, - революция, конечную цель которой он видел в достижении полного равенства. Для установления нового строя, считал он, нужны критически мыслящие люди и революционеры, готовые претворить в жизнь идеалы революции. После революции должен произойти полный переворот в экономике и государственном устройстве.
Лавров стал лидером пропагандистского направления в революционном народничестве, за революционную пропаганду он был осужден в 1886 г. и сослан в Вологодскую губернию, бежал за границу и прожил там оставшуюся жизнь.
Другим видным деятелем революционного народничества был Михаил Александрович Бакунин (1814 - 1876) - потомственный дворянин, он получил прекрасное образование, в 1840 г. уехал в Европу, где и прожил всю жизнь.
Революция в России неизбежна, считал он, это обусловлено прирожденным бунтарством русского народа. Оптимальный строй - свободная федерация рабочих ассоциаций и крестьянских общин, основой этого строя будет общенародная собственность на землю и другие средства производства, земля должна передаваться для использования общинам, рабочие ассоциации должны получить в полное распоряжение все средства промышленного производства.
Бакунин был основоположником анархистского направления в российском народничестве, его книга «Государственность и анархия» оказала серьезное воздействие на сознание современников.
Лидером заговорщического направления в народничестве стал Петр Никитич Ткачев (1844 - 1886) - дворянин, получил хорошее образование, большую часть сознательной жизни провел за границей.
Ткачев считал, что единственным путем перехода к новому обществу будет захват власти профессиональным революционерами. Революция откроет возможности для коренных социально-экономических преобразований в обществе. Основой преобразований станет крестьянская община (Ткачев исходил из врожденности общинных, коммунистических начал у русского крестьянства).
После убийства в 1881 г. императора Александра II характер общественно-экономических взглядов народников изменился, народники 80 - 90-х годов вошли в историю как либеральные народники, их учение было основным в экономической мысли этого времени. Ведущими представителями либерального народничества были С.Н. Кривенко, Н.К. Михайловский, В.П. Воронцов, Н.Ф. Даниельсон, Н.С. Южаков. Либеральные народники, в отличие от революционных, были профессиональными экономистами и хорошо знали современную западноевропейскую экономическую науку, многие из них отдавали предпочтение марксизму (хотя считали его «не работающим» применительно к России). Экономические взгляды народников конца 19 века были обобщены и систематизированы Николаем Францовичем Даниельсоном (1844 - 1918) в его работе «Очерки нашего пореформенного общественного хозяйства» (1893).
Основными вопросами, привлекающими либеральных народников, были вопросы об организации крестьянского землевладения, развития аренды, налогообложения, страхования крестьянского хозяйства, важнейшим вопросом оставался вопрос о крестьянской общине и перспективах ее развития. Либеральные народники резко критиковали капитализм, считая его тупиковым для России, в отличие от революционных народников они признавали сам факт его развития в пореформенной России, но считали его искусственно привнесенным (усилиями государства) и негативным явлением, разоряющим народ. В России, считали они, нет условий, необходимых для развития капитализма: разорение мелких производителей и низкий жизненный уровень народа приводит к сокращению внутреннего рынка, а необходимых внешних рынков Россия не имеет из-за позднего вступления на путь капитализма. Практический вывод народников заключался в том, чтобы стремиться предотвратить рост капиталистической экономики в России, задержать процесс расслоений крестьянской общины, поддерживать развитее мелкого крестьянского хозяйства и общественные предприятия, объединяющие земледелие и обрабатывающую промышленность.
2. Буржуазно-либеральное направление было представлено в основном академической университетской наукой. В 80 - 90-х годах буржуазный либерализм практически слился с либеральным народничеством. Крупнейшими из ученых этого направления были профессора Александр Сергеевич Посников (1846 - 1921), Александр Иванович Чупров(1842 - 1908) и Николай Алексеевич Каблуков (1849- 1919). На буржуазно-либеральную науку большое влияние оказали народнические идеи, российская профессура хорошо знала западноевропейскую экономическую науку, сочувственно относилась к марксизму, особенно близки ей были идеи классической буржуазной политэкономии и германской Исторической школы (в том числе ее социального направления).
В центре внимания академической науки были вопросы общинного землепользования. В интересах государства, считал Посников, укреплять общинное землевладение, не допускать его разложения. Взаимодействие помещичьего и крестьянского хозяйства изучал профессор Московского университета Каблуков, он полагал, что шанс на достижение гармонии между ними могла дать система аренды земли и отработок.
3. Марксистскую теорию хорошо знали в России, и многие сочувственно относились к ней, но тех, кто разделял основные положения марксизма и причислял себя к этому направлению, было немного в конце 19 века, однако популярность марксизма роста и он сыграл огромную роль в историческом развитии страны.
Становление марксизма в России как течения экономической мысли было связано с переводом на русский язык произведений Маркса и Энгельса. Первым переводчиком «Капитала» на русский язык был Герман Александрович Лопатин (1845 - 1918), значительный вклад в распространение идей марксизма в России внес также Николай Иванович Зибер (1844 - 1888). Они не считали себя марксистами, но разделяли многие положения марксизма и относились к этой теории с симпатией. Используя марксистскую методологию применительно к России, они понимали, что развитие капитализма в нашей стране неизбежно, понимали его прогрессивный по сравнению с феодализмом характер.
Первым истинным русским марксистом стал Георгий Валентинович Плеханов (1856 - 1918). Выходец из интеллигенции, Плеханов получил военное образование, затем учился в Горном институте в Петербурге. С 1880 г. Плеханов жил в эмиграции, огромную роль сыграл в становлении марксистского направления в общественной мысли России, вернулся на родину после февральской революции 1917 г. незадолго до смерти. Плеханов не был профессиональным экономистом, проблемы хозяйственного развития интересовали его как часть революционной теории.
Взгляды Г. В. Плеханова менялись на протяжении его жизни. Так, в период до начала 80-х годов он разделял идеи народников, доказывал, что Россия в силу своей исторической специфики может миновать стадию капитализма, залогом некапиталистического развития является крестьянская община. В рабочем классе в тот период Плеханов видел не самостоятельную силу, а союзника крестьянства. Промышленное развитие в России он оценивал как минимальное, считал, что в стране нет достаточного рынка для реализации промышленной продукции, а следовательно, и для развития капитализма.
В 80 - 90-х годах Плеханов отходит от идеологии народничества и становится на позиции марксизма. Так же, как славянофилы и народники, он признавал некоторые кардинальные особенности российского общества (движущая сила развития России - государство, а не классовая борьба; государство в России является восточной деспотией и тормозом развития, а страна развивается по азиатскому типу эволюции). Но как марксист Плеханов исходил из признания единства всемирно-исторического процесса и подчеркивал единство путей России и стран Западной Европы.
Анализируя хозяйственную жизнь 80-х годов, он констатировал, что в стране развивается капитализм, избежать его не удастся, крестьянская община разрушается, внутренние причины ее разрушения - развитие товарного хозяйства. Много внимания Плеханов уделяет анализу экономических отношений основных классов - рабочих и крестьян, показывает различия между ними, приходит к выводу, что пролетариат — самая могучая сила исторического развития, он нуждается в союзе с либеральной буржуазией. Плеханов полностью отрицал революционные возможности крестьянства, считал его реакционным классом.
Плеханов много сделал для популяризации идей западных экономистов, прежде всего классической буржуазной политэкономии. Разрабатывал проблему рынков, считал, что капитализм сам создает для себя рынок (кризисы считал не результатом анархии производства, а следствием отставания экономических отношений от развития производительных сил).
В начале 20 века Плеханов стал отходить от ортодоксального марксизма, был против социалистической революции в России (считал ее не готовой к построению нового общества), перешел на позиции меньшевиков (за что его идеи были подвергнуты критике со стороны Ленина и большевиков).
В конце 19 века возникает еще одно течение в отечественной экономической мысли - «легальный марксизм». Его представители стояли на позициях марксизма, но могли свободно публиковать свои работы. Легальные марксисты критиковали революционную направленность марксизма, отрицали идею неизбежности социалистической революции и диктатуры пролетариата, выступали за эволюционный путь развития.
Крупнейшими представителями легального марксизма были Петр Бернгардович Струве (1870 - 1944), Михаил Иванович Туган-Баранов-ский (1865 - 1919) и Сергей Николаевич Булгаков (1871 - 1944). Они полагали, что Россия вполне вписывается в общие для всех стран закономерности исторической эволюции, развитие капитализма в России есть свершившийся факт. Они в целом положительно оценивали капиталистическую экономическую систему, ее способность к развитию производительных сил и повышению производительности труда, при этом они видели противоречия капиталистического общества (например, диспропорции в развитии производства, классовый антагонизм), но не считали их неизбежными.
Как отмечалось, особое место з экономической науке конца 19 века занимало математическое направление. Его представители - Л. Винярский, П. Г. Георгиевский, Л. 3. Слонимский, В. К. Дмитриев и Ю. Г. Жуковский. Это было одно из самых интересных и перспективных направлений, его теоретики подчеркивали важность математики при разработке экономических проблем, внесли революционный вклад в методику и методологию экономического анализа. Это направление получило дальнейшее развитие в России и оказалось на уровне европейской экономической мысли.
-6-
Это период истории России достаточно краток, но насыщен событиями огромной важности. В экономическом отношении он характеризовался утверждением монополистического капитализма при сохранении пережитков крепостничества. В политической сфере это был период Русско-Японской и первой мировой войны, буржуазно-демократической и социалистической революций.
Капитализм быстро развивался, бурно росли производительные силы страны, развивалась промышленность. Но пережитки крепостничества (отработочная система в помещичьих хозяйствах и др.), чрезмерное обложение крестьянства повинностями и налогами, крайняя нищета народа сдерживали рост внутреннего рынка и индустриальное развитие страны. Россия оставалась преимущественно аграрной страной (75% населения было занято в сельском хозяйстве).
Уровень концентрации промышленного производства был исключительно высок, что явилось основой процесса монополизации экономики, монополии охватили все важнейшие отрасли промышленности, происходила монополизация также банковского капитала. Особенностью российской экономики была большая роль иностранного капитала в промышленности и банковской сфере.
Господствующей экономической силой в России в то время являлась уже буржуазия, а политическая власть оставалась в руках помещиков-дворян. Буржуазия была заинтересована в том, чтобы лишить дворянство монополии на управление государством, ограничить самодержавие, отсюда - либерализм буржуазии и оппозиционное отношение к самодержавию. Но буржуазия стояла не за революцию, а за реформы, не за уничтожение, а за ограничение самодержавия.
В это время особенно значимыми были экономические идеи и теории, они обсуждались не только в профессиональных кругах, но и широкой общественностью. Большую роль в экономической жизни продолжали играть научные общества - Вольное экономическое общество (созданное еще в 1765 г. и закрытое в 1919 г.), «Собрание экономистов», созданное в Петербурге в 1891 г., «Общество финансовых реформ» (1910) и др.
Основными направлениями экономической мысли на рубеже веков были:
дворянское направление;
буржуазная экономическая мысль;
неонародники;
марксисты.
1. Дворянское направление выражало интересы феодальной аристократии, в первую очередь помещиков. Для дворянства на первый план выдвигаются вопросы сохранения помещичьей земельной собственности, вопросы сельской общины, взаимоотношения аграрного и промышленного сектора экономики
Ведущим теоретиком этого направления был выдающийся государственный деятель граф Сергей Юльевич Витте (1849 - 1915). Он совмещал защиту помещичьего землевладения и всех привилегий дворянства с признанием необходимости быстрого капиталистического индустриального развития России, активной роли государства в этих процессах. Его теоретические взгляды наилучшим образом были изложены в «Конспекте лекций о народном и государственном хозяйстве» (1912). В этой работе Витте выступил сторонником технического и экономического прогресса, свободного труда и крупного индустриального производства. В отличие от консервативной части дворянства, Витте был сторонником развития крупной отечественной промышленности и транспорта.
Особенно значителен тот практический вклад, который внес Витте в формирование экономической политики России будучи министром финансов (с 1892 г.). Он провел ряд важных экономических мероприятий, содействующих капиталистической индустриализации страны, установил выгодный для российской промышленности тариф, вел активную таможенную политику, заключал таможенные договоры, способствовал развитию железнодорожного транспорта. Характерной чертой его экономической политики было сосредоточение в руках государства железнодорожных организаций, кредитных учреждений, системы государственных заказов и субсидий - т. е. усиление государственного хозяйства, развитие государственно-монополистического капитализма. Витте ввёл казенную винную монополию, способствуя укреплению государственного бюджета, активно привлекал иностранные капиталы в банки, промышленность и строительство железных дорог, провел блестящую денежную реформу 1895 - 1897 гг. (введение золото-денежного обращения и свободного размена кредитных билетов на золото, что обеспечивало устойчивость денежной единицы).
Идеологами реакционной части дворянства выступили С. Ф. Шарапов, А. Г. Щербатов, Н. А. Павлов и др., они выступили против денежной реформы, защищали крестьянскую общину как основу государственного организма. С: Ю. Витте показал, что община разрушается, происходит дифференциация крестьян внутри общины, он не предлагал насильственно разрушить общину (как позже сделал Столыпин), но считал, что община должна быть добровольной, а не принудительной.
Огромная роль в хозяйственном развитии начала 20 века и заметный вклад в развитие экономической мысли принадлежит выдающемуся государственному деятелю России, председателю Совета министров Петру Аркадьевичу Столыпину (1862 - 1911). Аграрные указы и законы, изданные с 1906 по 1916 годы получили название столыпинской реформы по имени их инициатора и руководителя. Основной смысл его реформы сводился к разрушению общины и утверждению частной крестьянской земельной собственности. Каждый крестьянин получил право свободного выхода из общины с закреплением за ним участка земли в личную собственность. Реформа носила буржуазный характер, способствовала созданию на земле класса собственников и развитию капитализма в аграрном секторе.
2. Буржуазная политэкономия в России развивалась в тесной связи с основными направлениями буржуазной мысли на Западе (теория маржинализма, идеи математической школы, англо-американской и стокгольмской школ). Теории, возникающие на Западе, получали немедленное отражение в российской экономической литературе. Многие экономисты того периода в России и за рубежом говорили о кризисе теоретической экономики и необходимости ее пересмотра и коренного обновления. Так, П.Б. Струве, один из выдающихся экономистов того времени, в статье «Современный кризис в политической экономии») выступил с программой критики основных положений политэкономии, требуя ее пересмотра на основе эмпиризма (политэкономия, считал он, должна быть описательной наукой), призывая отказаться от классической политэкономии, основанной на идее естественного права и принципах экономического либерализма. Глубинная основа этой критики стояла в том; что экономическая наука все больше утрачивала веру в объективные исторические тенденции и законы, автоматически обеспечивающие экономическое равновесие и непрерывность экономического прогресса на основе действия законов свободной конкуренции. Буржуазная политэкономия переходит на позиции защиты государственного вмешательства в экономику посредством государственной собственности, регулирования кредитной сферы, государственных инвестиций, налоговых преференций и др.
Переход к монополистической стади