Тема 7: Экономическая наука в первой половине 19 века

ПЛАН:

1. Буржуазная экономическая наука.

2. Мелкобуржуазная экономическая наука.

3. Экономические идеи западноевропейского утопического социализма.

4. Марксистская экономическая теория.

-1-

Первая половина - середина 19 века - период развитого капитализ­ма и промышленного переворота в развитых странах. Бурно развива­лись производительные силы. Окончательно сложилась классовая структура буржуазного общества. Одновременно стали очевидными все проблемы и противоречия капитализма: экономическая несбалан­сированность и периодические кризисы перепроизводства, безработи­ца, усиление классовой борьбы в результате жесточайшей эксплуата­ции и интенсификации труда.

Все труднее было доказывать, что капитализм - вечный и естест­венный строй, а рыночная экономика - эффективна и оптимальна. Усиливается критика капитализма как со стороны идеологов мелкой буржуазии, так и со стороны пролетариата. И чем ожесточеннее была эта критика, тем сильнее была его апологетика со стороны идеологов крупной буржуазии. Таким образом 19 век в экономической науке -период плюрализма, многообразия, раскола в науке и ожесточенных теоретических и идеологических споров.

Для буржуазной науки первой половины - середины 19 века были характерны эмпиризм (описательность), фрагментарность и обилие конкретных исследований. Ученые все чаще отказываются от метода абстракций, от нормативного подхода в науке. В целом происходит заметно снижение уровня научных исследований, ученые занимаются в основном популяризацией, систематизацией и адаптацией идей клас­сиков. Усиливается апологетика капитализма (если классики пытались анализировать острые социально-экономические проблемы, то их по­следователи просто ушли от этих проблем).

Англия. Наиболее видными английскими учеными этого периода были Томас Роберт Мальтус, Джеймс Милль и его сын - Джон Стюард Милль, Мак-Куллох, Нассау Сениор, Генри Торнтон и другие.

Томас Роберт Мальтус (1766 - 1834) - выходец из помещичьей се­мьи, сельский священник. Увлекся экономической теорией и стал уче­ным. Спокойный и доброжелательный человек, но крайне одиозная, скандальная фигура в экономической науке.

Скандальную известность ему принесла его теория народонаселения, которую он излагает в книге «Опыт о законе народонаселения» (1798). Ее предметом было движение народонаселения, т. е. демография, твор­цом которой и считается Мальтус. Он полагал, что население растет в геометрической прогрессии (1,2,4,16,32,64 и т.д.), а средства существо­вания увеличиваются в арифметической (1,2,3,4,5,6...). Каждый член профессии соответствует периоду в 25 лет, расхождение между рядами происходит в ужасающей пропорции, следовательно, неизбежны кризи­сы — продовольственный, сырьевой и т.д. (Мальтус использовал стати­стику США второй половины 18 века, когда происходило бурное увели­чение населения, преимущественно за счет эмиграции). Из этого Маль­тус делает вывод, что необходимо ограничение рождаемости.

В прежние времена, писал он, такими регуляторами рождаемости были войны, эпидемии, нищета. В 19 веке, считал он, основным регу­лятором должна быть заработная плата («железный закон заработной платы» Мальтуса-Рикардо). Как священник, он призывал к моральному воздержанию, безбрачию (но, кажется, не очень сам надеялся на это). Мальтус не призывал не к эпидемиям, ни к войнам, но его идеи впо­следствии были использованы идеологами фашизма для обоснования геноцида наций, это и обусловило такую жаркую критику и споры во­круг его теории. Не было ни одного учения, более критикуемого, чем учение Мальтуса, уже современники назвали его «мрачным и ужасным гением, готовым погасить всякую надежду рода человеческого».

Другими крупными работами Мальтуса были «Принципы полити­ческой экономии» и «Начала политической экономии». Мальтус стоял на позициях трудовой теории стоимости. Прибыль считал порождени­ем капитала, полагал, что она должна реализоваться, и это оправдывает существование «третьих лиц» - непроизводительных классов. Огром­ной, заслугой Мальтуса было то, что он впервые поставил проблему реализации и кризисов. Но он считал эту проблему разрешимой, пути решения проблемы он видел как раз в существовании «третьих лиц».

Мальтус был большим знатоком аграрной экономики, глубоко ис­следовал вопросы земельной ренты, сформулировал закон убывающего плодородия земли (при этом он не учитывал научно-технического про­гресса в аграрном секторе). Аграрным вопросам посвящена его работа «Исследование о природе и возрастании земельной ренты».

Апологетический характер буржуазной экономической науки этого периода особенно ярко проявился в «теории воздержания» и «теории последнего часа» Н. Сениора. В это время шла борьба рабочих за 10-часовой рабочий день. И Сениор, защищая высокую степень эксплуа­тации, пытался доказывать, что прибыль создается рабочими в течение последнего часа их работы, и если сократить рабочий день, то рабочие получат заработную плату, а предприниматели прибыли не получат.

В теории воздержания он доказывал, что каждый экономической субъект от чего-то отказывается: рабочий - от отдыха, землевладелец ­от личного использования своей земли, предприниматель - от использо­вания денег в личных целях, поэтому они получают соответствующее вознаграждение - заработную плату, ренту, прибыль. Таким образом, автор пытался доказать отсутствие эксплуатации при капитализме. Но эта теория отнюдь не объясняла причин огромной разницы в доходах.

Франция. Наиболее видными экономистами первой половины 19 века здесь были Жан Батист Сэй и Фредерик Бастиа.

Жан Батист Сэй (1767 - 1832) был идеологом крупной буржуазии, поборником либерализма. Производство рассматривал как буржуазное производство, капитализм считал вечным строем. Его важнейшие рабо­ты - «Трактат политической экономии» (1803), написанный на его осно­ве «Катехизис политической экономии» (1817) и 6-томный «Курс поли­тической экономии» (1828-1830). Уже первая книга имела громадный успех, была переведена на многие языки, выдержала несколько прижиз­ненных изданий. Авторитет Сэя быстро рос, а известность становилась всеевропейской. Импульсом к написанию «Трактата» стало знакомство с «Богатством народов» А. Смита. Сэй стал талантливым популяризато­ром идей Смита на континенте, никогда не скрывал, чем обязан своему учителю, на каждом шагу повторяя его имя. При этом он не только по­вторяет идеи Смита, но фильтрует их, избегая излишних, с его точки зрения, противоречий, делает свой вклад в экономическую теорию.

Сэй завершает критику физиократов. Производить, считал он, - зна­чит, создавать полезности, удовлетворять наши желания, и производите­лен всякий труд, который содействует получению такого результата. Однако между «Богатством народов» (1776) и «Трактатом» (1803) лежа­ла промышленная революция, что наложило существенный отпечаток на теорию Сэя и всю политэкономию: индустриальные проблемы занимают теперь в политэкономии господствующее положение, а ведущей фигу­рой становится предприниматель, промышленник и фермер, - активный, образованный, изобретательный, смелый и деловой человек.

Другой пункт, по которому Сэй продолжает, Смита касается пони­мания политической экономии и роли экономиста. Политэкономия, считает он, есть наука о спонтанном экономическом устройстве, о за­конах, управляющих богатством, она есть «изложение способа, по­средством которого образуются, распределяются и потребляются бо­гатства». Политэкономия - чисто теоретическая наука, ее следует от­делять от политики, и роль экономиста сводится не к тому, чтобы по­давать советы, а к тому, чтобы наблюдать, анализировать и описывать.

Сэй наиболее известен двумя своими теориями: теорией трех фак­торов производства и теорией рынков. В теории трех факторов он по­казывает, что в производстве участвуют три фактора - труд, капитал и земля, собственники этих факторов получают соответствующую форму дохода - заработную плату, прибыль или ренту (эксплуатации, таким образом, нет, каждый получает соответственно своему вкладу в обще­ственное производство). Основа этой теории уже была заложена клас­сиками буржуазной политэкономии, эта теория распределения остается господствующей до сих пор.

В теории рынков он старается доказать, что перепроизводство не­возможно, производство само создает для себя рынок за счет обмена между различными отраслями, и «третьи лица» с точки зрения реали­зации не нужны.

Фредерик Бастиа (1801 - 1850) был экономистом и публицистом, страстным защитником идей либерализма. Собрал воедино все, напи­санное о либерализме, и последовательно отстаивал эти идеи. Просла­вился серией памфлетов в защиту свободы торговли. Капиталистиче­ское общество считал естественным и гармоничным, и источник гар­моничности видел в свободе конкуренции. Сформулировал свой закон накопления: доходы всех классов растут, писал он, но доля рабочих в совокупных доходах общества растет быстрее, чем прибыль собствен­ников (в дальнейшем статистика подтвердила эту тенденцию).

США. В США в начале 19 века только появлялись первые вузы, на­чали формироваться научные школы. Крупнейшим экономистом в это время был Генри Чарльз Кэрри (1793 - 1879). Он пропагандировал идеи классиков в Новом Свете, отстаивал экономический либерализм, был убежден в гармоничности классовых интересов буржуазного об­щества. При этом идеи либерализма он умудрился сочетать с защитой крупного землевладения и рабовладения (что, конечно, объяснялось особенностями экономических отношений в США).

Германия. В Германии в середине 19 века сложилась Историче­ская школа. Ее основоположники и крупнейшие ученые - Вильгельм Рошер и Бруно Гильдебрант. Для Исторической школы были особен­но характерны описательность, эмпиризм и отказ от теоретизирова­ния. Работы экономистов этой школы были написаны на стыке исто­рии и экономики, это были описания хозяйства германских княжеств, земель, отдельных предприятий и мануфактур. Они исследовали кон­кретную, германскую экономику в ее развитии. Большое значение в хозяйственном развитии они придавали неэкономическим факторам -историческим традициям, национальному менталитету, религии и т. п. Особенную роль, по их мнению, играет государство (Прусская мо­нархия). Для этой школы был характерен консерватизм и защита ин­тересов юнкерства (помещиков), что также объяснялось особенно­стями исторического развития Германии.

-2-

С усилением противоречий капитализма, как уже отмечалось, уси­лилась и его критика, в частности, со стороны идеологов мелкой бур­жуазии (фермеров, лавочников, собственников небольших мастерских и т.п.). В процессе концентрации производства и капитала мелкий биз­нес разорялся, все больше вытесняясь крупными промышленными и торговыми фирмами. Мелкие предприниматели, чей бизнес был осно­ван на личном труде и личных накоплениях, отнюдь не так радужно оценивали современное общество, их идеологи критиковали его и ис­кали пути его изменения.

Идеологи мелкой буржуазии были не против рынка и частной собст­венности, но он были против крупной частной собственности, основан­ной на использовании наемного труда, против концентрации производ­ства и капитала и против технического прогресса с его негативными по­следствиями. Свой идеал они видели не в будущем (не в совершенство­вании капитализма), а в прошлом - в патриархальных феодальных от­ношениях, в мелкотоварном производстве крестьян и ремесленников. Они идеализировали средневековье, цеховой строй без борьбы и конку­ренции, ручной труд и трудовую собственность. «Золотой век» челове­чества, считали они, находится позади, нужно и можно вернуться к нему (именно за это их и называли «экономическими*романтиками»).

Основоположником экономического романтизма стал Сисмонди де Сисмонд (1773 - 1842), швейцарский историк и экономист. Почти всю свою жизнь он провел в небольшом городке на берегу горного озера, любил окружавшую его пасторальную жизнь и резко негативно отно­сился к современному обществу.

Он оставил более 70 томов исторических трудов и считал себя в первую очередь историком. Но, занимаясь историей хозяйства, был вынужден анализировать экономические отношения. Его самая извест­ная экономическая работа - «Новые начала политической экономии» (1819). Сисмонди предпринимает резкую критику капиталистических порядков, отрицает вечность и естественность этого строя. Он сочувст­вует простому народу, выступает против эксплуатации труда.

В центре внимания Сисмонди - проблема рынков и реализации. Он обосновывает неизбежность кризисов при капитализме, их причину видит в нищете и недопотреблении народных масс. Считает, что необ­ходимы реформы, что государство должно вмешиваться в хозяйствен­ную жизнь и регулировать экономические отношения (в этом - прин­ципиальные различия с классиками).

Другим видным экономическим романтиком и идеологом мелкой буржуазии был Пьер Жозеф Прудон (1809 - 1865) - французский пуб­лицист, экономист, основоположник европейского реформизма и анархизма. Он сочувственно относился к идеям социализма, но был против классовой борьбы и революции, выступал за реформы и постепенное улучшение капитализма (в частности, он считал необходимым ликви­дировать капитал, процент и деньги). Он один из первых предпринял глубокий анализ экономических противоречий (в отношениях обмена, в стоимости, деньгах и товаре) - «Система экономических противоре­чий, или Философия нищеты» (1846) и другие работы. Прудон резко критиковал капитализм, считал собственность «кражей», имея в виду крупную частную собственность, основанную на эксплуатации труда.

-3-

Угнетенные и трудящиеся люди всегда мечтали о светлом будущем. Об обществе, где не будет бедных и богатых, не будет нищеты, экс­плуатации, насилия. В 19 веке эти мечты соединились с рабочим дви­жением. В первой половине 19 века пролетариат окончательно сфор­мировался как класс, сформировалась его идеология и классовые инте­ресы. Идеологией пролетариата стал теоретический социализм - уче­ние о будущем социальном устройстве.

Термин «утопический социализм» был создан К. Марксом, который считал, что до него социалистическая теория была утопической (так как видела переход к социализму мирным путем, путем преобразова­ний), а он с создал «научный социализм», который указал верный путь к будущему обществу - путем классовой борьбы и революции. Дума­ется, что утопической оказалось вся социалистическая теория.

Для раннего, домарксова теоретического социализма было харак­терно следующее.

Резкая критика капитализма. Понимание того, что это не «веч­ный и естественный», а временный, преходящий строй, один из этапов в развитии человеческого общества.

Обоснование нового общества (ранние социалисты по-разному называли его: индустриализм (Сен-Симон), «Гармония» (Фурье), ком­мунизм (Оуэн). Причем социалисты связывали новое общество не только с новой, справедливой системой распределения, но и с новой организацией производства.

Понимание того, что путь к нему идет только через реформы и постепенное улучшение общества, отрицание революции и классовой борьбы (социалисты двигателем истории считали разум, науку, обра­зование).

Страстная агитация и пропаганда нового общества, попытки реализовать свои идеи (Оуэн).

Наиболее известными представителями утопического социализма являются французы Анри Клод де Сен-Симон, Шарль Фурье и англи­чанин Роберт Оуэн.

Анри Клод де Сен-Симон (1760 - 1825) - французский аристократ, вла­делец замков на Луаре, рано почувствовал свое особое социальное предна­значение. Сначала служил офицером, но ему скоро наскучила гарнизонная жизнь, и он отправился в Америку воевать на стороне восставших англий­ских колоний (Война за Независимость 1775 - 1783 гг.). Возвращаясь до­мой, он попал в плен к англичанам, сидел в тюрьме. Впоследствии много путешествовал, читал, пытаясь найти оптимальное социальное устройство. Организовал салон, куда приглашал влиятельных людей и убеждал их в необходимости глубоких общественных преобразований. Жарко приветст­вовал Французскую буржуазную революцию, хотя в результате нее потерял и свои замки, и богатство и аристократическую приставку «де» Сен-Симон. Был разорен и вторую половину жизни провел в страшной нищете, хотя в последние годы, когда начали печататься его книги, появились ученики и последователи, жизнь несколько нормализовалась.

Сен-Симон считал, что общество развивается по восходящей, прохо­дит определенные стадии в своем движении (рабовладение, феодализм, индустриализм), каждая стадия имеет два этапа: органический (преобла­дают позитивные тенденции) и критический (когда преобладают нега­тивные тенденции и назревают противоречия). Современный этап в раз­витии общества он считал критическим, осуждал капитализм за отсутст­вие организации, анархию производства, эксплуатацию и обнищание населения, считал неизбежной замену его новым обществом, «золотым веком». В современном обществе он выделял два класса: индустриалы (фабриканты, рабочие, коммерсанты) и собственники (землевладельцы и прочие рантье, не занятые в общественном производстве).

Социализм он представлял как промышленно-научную систему, раз­вивающуюся на базе крупного промышленного производства. Это будет сознательная организация общества, где все будут работать, будет спра­ведливое распределение и всеобщее благополучие. При этом он считал, что фабриканты, коммерсанты и банкиры сохранятся, сохранится их собственность и прибыль, но все они будут работать. Производство он представлял как огромные мастерские, которые управляются из центра и функционируют по плану, без конкуренции и анархии, руководят ими ученые. Государство выполняет только хозяйственные функции.

Шарль Фурье (1772 - 1837) - французский торговый служащий (ра­ботал в торговом доме Лиона). Не смог получить законченного образо­вания и всю жизнь страдал от этого. Хорошо знал и ненавидел капитали­стическую торговлю. Со временем стал госслужащим, а когда умерла его мать и оставила ему наследство, смог целиком посвятить себя науке.

Фурье считал, что общество развивается по восходящей, от низшей стадии к высшей стадии, движущей силой развития считал человеческий гений. Современное общество называл «цивилизацией», рассматривал его как одну из стадий развития общества, считал капитализм безнравствен­ным строем, резко критиковал за несправедливость и обнищание основной части населения. Особенно он осуждал капиталистическую торговлю.

Новое общество он называл «гармонией». Считал, что это будет доб­ровольная ассоциация трудящихся, состоящая из отдельных фаланг. Фа­ланги - территориально-производственные единицы общества. В этом обществе все сознательно трудятся, нет анархии и конкуренции, нет рын­ка, торговли и товарно-денежных отношений (при этом собственность и доходы на собственность сохранятся). Земледелие Фурье считал основой будущего строя, а промышленности отводил второстепенную роль. Фурье сформулировал идею перемены труда, получившую дальнейшее развитие в марксистской экономической теории. Главным недостатком его учения была детальная регламентация жизни и деятельности в будущем обществе (любые детальные прогнозы - неблагодарное занятие).

Роберт Оуэн (1771 - 1858) - английский фабричный служащий, за­тем управляющий на текстильной фабрике. Создал с компаньоном свое дело, а после женитьбы на дочери богатого фабриканта получил ряд текстильных фабрик в Шотландии.

Оуэн резко критиковал капитализм, отрицал частную собственность, религию и брак на основе частной собственности. Единственный из уто­пистов, он пытался воплотить свои социалистические идеи. Оуэн считал, что изменяя среду, можно изменить человека. Считая деньги искусст­венным мерилом стоимости, пытался уничтожить деньги и ввести экви­валент трудовых затрат - «рабочие деньги» (квитанции), создал «Базар справедливого обмена», где на «рабочие деньги» можно было приобре­тать необходимые товары (этот эксперимент быстро закончился).

Оуэн создал на своих фабриках столовые, медицинские пункты, общежития, детские сады, платил достойную заработную плату рабо­чим. Естественно, рабочие боготворили его, а предприниматели - не­навидели, считали его выскочкой, подрывающим основы спокойствия общества. Социальные программы тяжелым бременем легли на его издержки, производство стало неконкурентоспособным, и Оуэн был разорен. Уехав с сыновьями в США, он пытался повторить экспери­мент, и опять неудачно.

Вернувшись в Англию, оказался у истоков английского профсоюз­ного и кооперативного движения, отстаивал необходимость реформ и фабричного законодательства. Оуэн никогда не возглавлял рабочего движения, но английские рабочие до сих пор считают его патриархом рабочего движения в Англии.

-4-

Марксизм как теория формируется в 40-х годах 19 века. Он явился непосредственным развитием и продолжением социалистической тео­рии, принципиальным различием между ними является отношение к революции как пути построения социалистического общества. Его соз­датели - К. Маркс (1818 - 1883) и Ф. Энгельс (1820 - 1895). Марксизм был идеологией рабочего класса а его создатели - вождями германско­го, а затем и мирового рабочего движения.

Марксизм как теория включает три основные части: научный социа­лизм (учение о будущем социальном устройстве), пролетарская полити­ческая экономия и философия (диалектический и исторический мате­риализм). Классики марксизма пытались создать обобщенное и система­тизированное представление об обществе, они создали научную систе­му, которая охватила все социальные науки. Они переработали огром­ный теоретический материал, непосредственными источниками их тео­рии стали: фрацузский утопический социализм, английская классическая буржуазная политическая экономия и немецкая классическая филосо­фия. Экономической теорией в гениальном тандеме Маркса и Энгельса занимался преимущественно К. Маркс. Он был величайшим аналитиком, методологом, создал оригинальную экономическую теорию, критически переработав все ранее созданное в экономической теории. Марксистская экономическая теория не бесспорна, но она остается гениальной страни­цей в истории экономической мыоли человечества.

Экономическим проблемам и анализу экономической теории по­священо множество работ Маркса, но квинтэссенцией его экономиче­ской теории стал «Капитал» - огромный фундаментальный труд по экономике капитализма.

«Капитал», его первый том начинается с изложения и творческого развития трудовой теории стоимости классиков буржуазной политэко­номии. Маркс анализирует товар, его свойства (меновая и потребитель­ная стоимость), связывая их с двойственным характером труда человека (абстрактный и, одновременно, конкретный труд); рассматривает про­цесс развития товарного обмена и появления денег; анализирует деньги - их сущность, функции, виды и роль в экономике; вскрывает противо­речия товарно-денежных отношений; формулирует закон стоимости. Он четко дифференцирует стоимость (как затраты общественно необходи­мого труда на производство товара) и цену (как ее денежное выражение).

Маркс делит капитал на постоянный и переменный по принципу создания новой стоимости (постоянный не создает новой стоимости, а только переносит свою стоимость на новый товар, а переменный соз­дает новую стоимость). Формула стоимости товара: С + V + М, где С -постоянный капитал, вложенный в средства производства, V - пере­менный, вложенный в рабочую силу (именно он создает новую стои­мость), М - прибавочная стоимость, созданная исключительно трудом рабочих, как полагал Маркс.

На основе трудовой теории стоимости Маркс создает новую ориги­нальную теорию, которая стала «краеугольным камнем» марксизма и раскрывала, как полагал Маркс, механизм эксплуатации при капита­лизме - теорию прибавочной стоимости. Он делит рабочий день на необходимое время, в течение которого создается необходимый про­дукт и компенсируется заработная плата рабочего, и прибавочное вре­мя, в течение которого создается прибавочный продукт и прибавочная стоимость (в процессе реализации товара она превращается в прибы­ли). Маркс использует понятие нормы прибавочной стоимости: М: V, выражающее степень эксплуатации наемного труда.

Первый том «Капитала» завершается теорией накопления капитала. Маркс рассматривает сущность этого процесса, его факторы и роль в экономике (одновременно он анализирует так называемый процесс пер­воначального накопления капитала, происходивший в 16 - 17 веках и сформировавший исторические предпосылки перехода к буржуазному обществу). Маркс полагал, что с ростом капитала увеличивается обни­щание пролетариата, усиливается поляризация общества. Любая эконо­мическая теория Маркса имела однозначный вывод: противоречия капи­тализма обострятся, он обречен и поэтому должен быть уничтожен.

Вторая глава «Капитала» посвящена процессам воспроизводства (мак­роэкономическим проблемам). Маркс рассматривает процессы кругообо­рота и оборота капитала; показывает, что в процессе своего кругооборота капитал проходит три стадии (обращения, производства и снова обраще­ния) и последовательно сменяет три функциональные формы (денежную, товарную и производительную) и при этом находится во всех трех формах одновременно; подробно рассматривает время оборота капитала; делит капитал на основной и оборотный по принципу перенесения своей стои­мости на новый товар; делит общественное производство на два подразде­ления: I - производство средств производства и II - производство предме­тов потребления, тесно взаимосвязанные между собой.

Маркс показывает, что производство может быть сбалансированным, нормальным только при соблюдении определенных условий (он выводит условия реализации для простого и расширенного воспроизводства), но при капитализме, полагал он, выполнение этих условий и экономическая сбалансированность невозможны, неизбежны кризисы перепроизводства, вызванные тем, что покупательная способность общества ограничена (противоречие производительных сил и экономических отношений).

Третий том «Капитала» был доработан и опубликован Энгельсом по­сле смерти Маркса, что объясняет некоторые противоречия между первым и третьим томами. В третьем томе рассматриваются процессы превраще­ния стоимости в цену, а прибавочной стоимости - в прибыль. Дается тео­рия образования средней нормы прибыли в обществе: в результате суще­ствования отраслей с различным органическим строением капитала (С: V) и постоянного перелива капитала в поиске наиболее прибыльного его вложения норма прибыли выравнивается, действует принцип: на равный капитал - равная прибыль, (в какой бы отрасли он не функционировал). В результате формула цены товара будет: К + р ср., где К - авансированный капитал (С + V), р ср. - средняя прибыль в обществу.

В третьем томе Маркс рассматривает отдельные сферы капитали­стической экономики - сферу товарного обращения и особенности формирования торговой прибыли, сферу денежного обращения и обра­зование процента, сферу аграрных отношений и формирование зе­мельной ренты. Рассматривается, таким образом, распределение при­бавочной стоимости (которая создается, как полагал Маркс, только в реальном производстве) между четырьмя группами собственников: промышленниками, торговцами, собственниками денег и собственни­ками земли, что так же порождает определенные противоречия, уже в среде самих собственников.

Теории социализма посвящены другие работы классиков марксиз­ма, это в первую очередь «Критика Готской программы» К. Маркса и «Манифест коммунистической партии» К. Маркса и Ф. Энгельса. Не­обходимо отметить, что глубокой разработки теории социализма клас­сики не оставили, это были наиболее общие представления о будущем экономическом и социальном устройстве общества.

Так, классики полагали, что будущее коммунистическое общество пройдет два этапа, две фазы: социализм (когда еще сохранятся многие пережитки прежнего общества) и собственно коммунизм, для которого характерны наивысшая производительность труда, всеобщее изобилие и распределение по потребностям. Путь к социализму они видели только через пролетарскую революцию и диктатуру пролетариата. Между капи­тализмом и социализмом должен быть определенный переходный пери­од - период диктатуры пролетариата, когда осуществляются все социа­листические преобразования. Основные социалистические преобразова­ния общества заключаются в следующем. 1. Ликвидация частной собст­венности в целях ликвидации эксплуатации и утверждение обществен­ной собственности на средства производства. 2. Ликвидация товарно-денежных отношений, рынка и денег, вместо рынка как саморегулятора общественного производства и распределения будет создано бестовар­ное непосредственно общественное производство и распределение про­дуктов, осуществляемое на основе планирования и централизованного управления. 3. Рыночный принцип распределения «по капиталу» будет заменен принципом распределения «по труду» - на первой фазе и «по потребностям» - на высшей фазе будущего общества. Все будут тру­диться, будет действовать принцип «кто не работает, тот не ест».

Естественно, что условием построения такого общества классики считали высокое развитие производительных сил и концентрацию производства. Они понимали, что построение социализма - долгий процесс, что переход к новому обществу возможен только в наиболее развитых странах, причем успех построения социализма возможен, если социализм будет утвержден в большинстве развитых стран (Маркс предупреждал своих российских корреспондентов, считая Рос­сию не готовой к социалистической революции).

Гениальная марксистская теория сыграла огромную роль в дальней­шем развитии человечества, осталась величайшим вкладом в экономиче­скую науку. Но, как и любая другая теория, она имеет и свои недостатки. С нашей точки зрения, такими недостатками являются следующие: недооценка внутреннего потенциала рыночной экономики (капи­тализма), ее возможности развиваться на своей внутренней основе, нежелание видеть те позитивные тенденции, которые происходили в капиталистическом обществе во второй половине 19 венка (улучше­ние положения пролетариата, усиление роли государства в хозяйствен­ном развитии, укрепление демократических основ общества), неприятие эволюционных, реформистских форм развития общест­ва, абсолютизация революционных форм развития, утопичность ряда социалистических идей (бестоварного планово­го производства и распределения, всеобщего обобществления, отмира­ния государства и самоуправления при коммунизме и др.), недооценка субъективного, психологического фактора (человека), классовый подход в анализе всех общественных явлений, крайняя непримиримость к другим, альтернативным теориям и идеям, крайняя тенденциозность и политизированность взглядов.

Практика построения социализма в ряде стран и догматическая трак­товка марксистской теории во многом дискредитировали ее, но несо­мненно, что теоретический и практический социализм радикально изме­нили экономические отношения в 20 веке, сделали достойными условия труда и жизни рабочих по крайней мере в развитых странах, оказали огромное влияние на сознание людей и политическую ситуацию в мире.

Вопросы для самоконтроля:

1. Охарактеризуйте экономическое учение Ж.Б. Сея.

2. Каковы основные идеи книги Т. Мальтуса «Опыт о законе народонаселения» и в чем их значение для экономической науки?

3. В чем особенности идей С. Сисмонди?

4. Какие особенности присущи предмету и методу изучения в творчестве П. Прудона?

5. Какие общие теоретико-методологические позиции присущи творчеству социалистов-утопистов первой половины 19 в.?

6. В чем особенности воззрений Карла Маркса?

7. Раскройте механизм возникновения прибавочной стоимости по Марксу.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: