ПЛАН:
1. Буржуазная экономическая наука.
2. Мелкобуржуазная экономическая наука.
3. Экономические идеи западноевропейского утопического социализма.
4. Марксистская экономическая теория.
-1-
Первая половина - середина 19 века - период развитого капитализма и промышленного переворота в развитых странах. Бурно развивались производительные силы. Окончательно сложилась классовая структура буржуазного общества. Одновременно стали очевидными все проблемы и противоречия капитализма: экономическая несбалансированность и периодические кризисы перепроизводства, безработица, усиление классовой борьбы в результате жесточайшей эксплуатации и интенсификации труда.
Все труднее было доказывать, что капитализм - вечный и естественный строй, а рыночная экономика - эффективна и оптимальна. Усиливается критика капитализма как со стороны идеологов мелкой буржуазии, так и со стороны пролетариата. И чем ожесточеннее была эта критика, тем сильнее была его апологетика со стороны идеологов крупной буржуазии. Таким образом 19 век в экономической науке -период плюрализма, многообразия, раскола в науке и ожесточенных теоретических и идеологических споров.
|
|
Для буржуазной науки первой половины - середины 19 века были характерны эмпиризм (описательность), фрагментарность и обилие конкретных исследований. Ученые все чаще отказываются от метода абстракций, от нормативного подхода в науке. В целом происходит заметно снижение уровня научных исследований, ученые занимаются в основном популяризацией, систематизацией и адаптацией идей классиков. Усиливается апологетика капитализма (если классики пытались анализировать острые социально-экономические проблемы, то их последователи просто ушли от этих проблем).
Англия. Наиболее видными английскими учеными этого периода были Томас Роберт Мальтус, Джеймс Милль и его сын - Джон Стюард Милль, Мак-Куллох, Нассау Сениор, Генри Торнтон и другие.
Томас Роберт Мальтус (1766 - 1834) - выходец из помещичьей семьи, сельский священник. Увлекся экономической теорией и стал ученым. Спокойный и доброжелательный человек, но крайне одиозная, скандальная фигура в экономической науке.
Скандальную известность ему принесла его теория народонаселения, которую он излагает в книге «Опыт о законе народонаселения» (1798). Ее предметом было движение народонаселения, т. е. демография, творцом которой и считается Мальтус. Он полагал, что население растет в геометрической прогрессии (1,2,4,16,32,64 и т.д.), а средства существования увеличиваются в арифметической (1,2,3,4,5,6...). Каждый член профессии соответствует периоду в 25 лет, расхождение между рядами происходит в ужасающей пропорции, следовательно, неизбежны кризисы — продовольственный, сырьевой и т.д. (Мальтус использовал статистику США второй половины 18 века, когда происходило бурное увеличение населения, преимущественно за счет эмиграции). Из этого Мальтус делает вывод, что необходимо ограничение рождаемости.
|
|
В прежние времена, писал он, такими регуляторами рождаемости были войны, эпидемии, нищета. В 19 веке, считал он, основным регулятором должна быть заработная плата («железный закон заработной платы» Мальтуса-Рикардо). Как священник, он призывал к моральному воздержанию, безбрачию (но, кажется, не очень сам надеялся на это). Мальтус не призывал не к эпидемиям, ни к войнам, но его идеи впоследствии были использованы идеологами фашизма для обоснования геноцида наций, это и обусловило такую жаркую критику и споры вокруг его теории. Не было ни одного учения, более критикуемого, чем учение Мальтуса, уже современники назвали его «мрачным и ужасным гением, готовым погасить всякую надежду рода человеческого».
Другими крупными работами Мальтуса были «Принципы политической экономии» и «Начала политической экономии». Мальтус стоял на позициях трудовой теории стоимости. Прибыль считал порождением капитала, полагал, что она должна реализоваться, и это оправдывает существование «третьих лиц» - непроизводительных классов. Огромной, заслугой Мальтуса было то, что он впервые поставил проблему реализации и кризисов. Но он считал эту проблему разрешимой, пути решения проблемы он видел как раз в существовании «третьих лиц».
Мальтус был большим знатоком аграрной экономики, глубоко исследовал вопросы земельной ренты, сформулировал закон убывающего плодородия земли (при этом он не учитывал научно-технического прогресса в аграрном секторе). Аграрным вопросам посвящена его работа «Исследование о природе и возрастании земельной ренты».
Апологетический характер буржуазной экономической науки этого периода особенно ярко проявился в «теории воздержания» и «теории последнего часа» Н. Сениора. В это время шла борьба рабочих за 10-часовой рабочий день. И Сениор, защищая высокую степень эксплуатации, пытался доказывать, что прибыль создается рабочими в течение последнего часа их работы, и если сократить рабочий день, то рабочие получат заработную плату, а предприниматели прибыли не получат.
В теории воздержания он доказывал, что каждый экономической субъект от чего-то отказывается: рабочий - от отдыха, землевладелец от личного использования своей земли, предприниматель - от использования денег в личных целях, поэтому они получают соответствующее вознаграждение - заработную плату, ренту, прибыль. Таким образом, автор пытался доказать отсутствие эксплуатации при капитализме. Но эта теория отнюдь не объясняла причин огромной разницы в доходах.
Франция. Наиболее видными экономистами первой половины 19 века здесь были Жан Батист Сэй и Фредерик Бастиа.
Жан Батист Сэй (1767 - 1832) был идеологом крупной буржуазии, поборником либерализма. Производство рассматривал как буржуазное производство, капитализм считал вечным строем. Его важнейшие работы - «Трактат политической экономии» (1803), написанный на его основе «Катехизис политической экономии» (1817) и 6-томный «Курс политической экономии» (1828-1830). Уже первая книга имела громадный успех, была переведена на многие языки, выдержала несколько прижизненных изданий. Авторитет Сэя быстро рос, а известность становилась всеевропейской. Импульсом к написанию «Трактата» стало знакомство с «Богатством народов» А. Смита. Сэй стал талантливым популяризатором идей Смита на континенте, никогда не скрывал, чем обязан своему учителю, на каждом шагу повторяя его имя. При этом он не только повторяет идеи Смита, но фильтрует их, избегая излишних, с его точки зрения, противоречий, делает свой вклад в экономическую теорию.
|
|
Сэй завершает критику физиократов. Производить, считал он, - значит, создавать полезности, удовлетворять наши желания, и производителен всякий труд, который содействует получению такого результата. Однако между «Богатством народов» (1776) и «Трактатом» (1803) лежала промышленная революция, что наложило существенный отпечаток на теорию Сэя и всю политэкономию: индустриальные проблемы занимают теперь в политэкономии господствующее положение, а ведущей фигурой становится предприниматель, промышленник и фермер, - активный, образованный, изобретательный, смелый и деловой человек.
Другой пункт, по которому Сэй продолжает, Смита касается понимания политической экономии и роли экономиста. Политэкономия, считает он, есть наука о спонтанном экономическом устройстве, о законах, управляющих богатством, она есть «изложение способа, посредством которого образуются, распределяются и потребляются богатства». Политэкономия - чисто теоретическая наука, ее следует отделять от политики, и роль экономиста сводится не к тому, чтобы подавать советы, а к тому, чтобы наблюдать, анализировать и описывать.
Сэй наиболее известен двумя своими теориями: теорией трех факторов производства и теорией рынков. В теории трех факторов он показывает, что в производстве участвуют три фактора - труд, капитал и земля, собственники этих факторов получают соответствующую форму дохода - заработную плату, прибыль или ренту (эксплуатации, таким образом, нет, каждый получает соответственно своему вкладу в общественное производство). Основа этой теории уже была заложена классиками буржуазной политэкономии, эта теория распределения остается господствующей до сих пор.
В теории рынков он старается доказать, что перепроизводство невозможно, производство само создает для себя рынок за счет обмена между различными отраслями, и «третьи лица» с точки зрения реализации не нужны.
|
|
Фредерик Бастиа (1801 - 1850) был экономистом и публицистом, страстным защитником идей либерализма. Собрал воедино все, написанное о либерализме, и последовательно отстаивал эти идеи. Прославился серией памфлетов в защиту свободы торговли. Капиталистическое общество считал естественным и гармоничным, и источник гармоничности видел в свободе конкуренции. Сформулировал свой закон накопления: доходы всех классов растут, писал он, но доля рабочих в совокупных доходах общества растет быстрее, чем прибыль собственников (в дальнейшем статистика подтвердила эту тенденцию).
США. В США в начале 19 века только появлялись первые вузы, начали формироваться научные школы. Крупнейшим экономистом в это время был Генри Чарльз Кэрри (1793 - 1879). Он пропагандировал идеи классиков в Новом Свете, отстаивал экономический либерализм, был убежден в гармоничности классовых интересов буржуазного общества. При этом идеи либерализма он умудрился сочетать с защитой крупного землевладения и рабовладения (что, конечно, объяснялось особенностями экономических отношений в США).
Германия. В Германии в середине 19 века сложилась Историческая школа. Ее основоположники и крупнейшие ученые - Вильгельм Рошер и Бруно Гильдебрант. Для Исторической школы были особенно характерны описательность, эмпиризм и отказ от теоретизирования. Работы экономистов этой школы были написаны на стыке истории и экономики, это были описания хозяйства германских княжеств, земель, отдельных предприятий и мануфактур. Они исследовали конкретную, германскую экономику в ее развитии. Большое значение в хозяйственном развитии они придавали неэкономическим факторам -историческим традициям, национальному менталитету, религии и т. п. Особенную роль, по их мнению, играет государство (Прусская монархия). Для этой школы был характерен консерватизм и защита интересов юнкерства (помещиков), что также объяснялось особенностями исторического развития Германии.
-2-
С усилением противоречий капитализма, как уже отмечалось, усилилась и его критика, в частности, со стороны идеологов мелкой буржуазии (фермеров, лавочников, собственников небольших мастерских и т.п.). В процессе концентрации производства и капитала мелкий бизнес разорялся, все больше вытесняясь крупными промышленными и торговыми фирмами. Мелкие предприниматели, чей бизнес был основан на личном труде и личных накоплениях, отнюдь не так радужно оценивали современное общество, их идеологи критиковали его и искали пути его изменения.
Идеологи мелкой буржуазии были не против рынка и частной собственности, но он были против крупной частной собственности, основанной на использовании наемного труда, против концентрации производства и капитала и против технического прогресса с его негативными последствиями. Свой идеал они видели не в будущем (не в совершенствовании капитализма), а в прошлом - в патриархальных феодальных отношениях, в мелкотоварном производстве крестьян и ремесленников. Они идеализировали средневековье, цеховой строй без борьбы и конкуренции, ручной труд и трудовую собственность. «Золотой век» человечества, считали они, находится позади, нужно и можно вернуться к нему (именно за это их и называли «экономическими*романтиками»).
Основоположником экономического романтизма стал Сисмонди де Сисмонд (1773 - 1842), швейцарский историк и экономист. Почти всю свою жизнь он провел в небольшом городке на берегу горного озера, любил окружавшую его пасторальную жизнь и резко негативно относился к современному обществу.
Он оставил более 70 томов исторических трудов и считал себя в первую очередь историком. Но, занимаясь историей хозяйства, был вынужден анализировать экономические отношения. Его самая известная экономическая работа - «Новые начала политической экономии» (1819). Сисмонди предпринимает резкую критику капиталистических порядков, отрицает вечность и естественность этого строя. Он сочувствует простому народу, выступает против эксплуатации труда.
В центре внимания Сисмонди - проблема рынков и реализации. Он обосновывает неизбежность кризисов при капитализме, их причину видит в нищете и недопотреблении народных масс. Считает, что необходимы реформы, что государство должно вмешиваться в хозяйственную жизнь и регулировать экономические отношения (в этом - принципиальные различия с классиками).
Другим видным экономическим романтиком и идеологом мелкой буржуазии был Пьер Жозеф Прудон (1809 - 1865) - французский публицист, экономист, основоположник европейского реформизма и анархизма. Он сочувственно относился к идеям социализма, но был против классовой борьбы и революции, выступал за реформы и постепенное улучшение капитализма (в частности, он считал необходимым ликвидировать капитал, процент и деньги). Он один из первых предпринял глубокий анализ экономических противоречий (в отношениях обмена, в стоимости, деньгах и товаре) - «Система экономических противоречий, или Философия нищеты» (1846) и другие работы. Прудон резко критиковал капитализм, считал собственность «кражей», имея в виду крупную частную собственность, основанную на эксплуатации труда.
-3-
Угнетенные и трудящиеся люди всегда мечтали о светлом будущем. Об обществе, где не будет бедных и богатых, не будет нищеты, эксплуатации, насилия. В 19 веке эти мечты соединились с рабочим движением. В первой половине 19 века пролетариат окончательно сформировался как класс, сформировалась его идеология и классовые интересы. Идеологией пролетариата стал теоретический социализм - учение о будущем социальном устройстве.
Термин «утопический социализм» был создан К. Марксом, который считал, что до него социалистическая теория была утопической (так как видела переход к социализму мирным путем, путем преобразований), а он с создал «научный социализм», который указал верный путь к будущему обществу - путем классовой борьбы и революции. Думается, что утопической оказалось вся социалистическая теория.
Для раннего, домарксова теоретического социализма было характерно следующее.
Резкая критика капитализма. Понимание того, что это не «вечный и естественный», а временный, преходящий строй, один из этапов в развитии человеческого общества.
Обоснование нового общества (ранние социалисты по-разному называли его: индустриализм (Сен-Симон), «Гармония» (Фурье), коммунизм (Оуэн). Причем социалисты связывали новое общество не только с новой, справедливой системой распределения, но и с новой организацией производства.
Понимание того, что путь к нему идет только через реформы и постепенное улучшение общества, отрицание революции и классовой борьбы (социалисты двигателем истории считали разум, науку, образование).
Страстная агитация и пропаганда нового общества, попытки реализовать свои идеи (Оуэн).
Наиболее известными представителями утопического социализма являются французы Анри Клод де Сен-Симон, Шарль Фурье и англичанин Роберт Оуэн.
Анри Клод де Сен-Симон (1760 - 1825) - французский аристократ, владелец замков на Луаре, рано почувствовал свое особое социальное предназначение. Сначала служил офицером, но ему скоро наскучила гарнизонная жизнь, и он отправился в Америку воевать на стороне восставших английских колоний (Война за Независимость 1775 - 1783 гг.). Возвращаясь домой, он попал в плен к англичанам, сидел в тюрьме. Впоследствии много путешествовал, читал, пытаясь найти оптимальное социальное устройство. Организовал салон, куда приглашал влиятельных людей и убеждал их в необходимости глубоких общественных преобразований. Жарко приветствовал Французскую буржуазную революцию, хотя в результате нее потерял и свои замки, и богатство и аристократическую приставку «де» Сен-Симон. Был разорен и вторую половину жизни провел в страшной нищете, хотя в последние годы, когда начали печататься его книги, появились ученики и последователи, жизнь несколько нормализовалась.
Сен-Симон считал, что общество развивается по восходящей, проходит определенные стадии в своем движении (рабовладение, феодализм, индустриализм), каждая стадия имеет два этапа: органический (преобладают позитивные тенденции) и критический (когда преобладают негативные тенденции и назревают противоречия). Современный этап в развитии общества он считал критическим, осуждал капитализм за отсутствие организации, анархию производства, эксплуатацию и обнищание населения, считал неизбежной замену его новым обществом, «золотым веком». В современном обществе он выделял два класса: индустриалы (фабриканты, рабочие, коммерсанты) и собственники (землевладельцы и прочие рантье, не занятые в общественном производстве).
Социализм он представлял как промышленно-научную систему, развивающуюся на базе крупного промышленного производства. Это будет сознательная организация общества, где все будут работать, будет справедливое распределение и всеобщее благополучие. При этом он считал, что фабриканты, коммерсанты и банкиры сохранятся, сохранится их собственность и прибыль, но все они будут работать. Производство он представлял как огромные мастерские, которые управляются из центра и функционируют по плану, без конкуренции и анархии, руководят ими ученые. Государство выполняет только хозяйственные функции.
Шарль Фурье (1772 - 1837) - французский торговый служащий (работал в торговом доме Лиона). Не смог получить законченного образования и всю жизнь страдал от этого. Хорошо знал и ненавидел капиталистическую торговлю. Со временем стал госслужащим, а когда умерла его мать и оставила ему наследство, смог целиком посвятить себя науке.
Фурье считал, что общество развивается по восходящей, от низшей стадии к высшей стадии, движущей силой развития считал человеческий гений. Современное общество называл «цивилизацией», рассматривал его как одну из стадий развития общества, считал капитализм безнравственным строем, резко критиковал за несправедливость и обнищание основной части населения. Особенно он осуждал капиталистическую торговлю.
Новое общество он называл «гармонией». Считал, что это будет добровольная ассоциация трудящихся, состоящая из отдельных фаланг. Фаланги - территориально-производственные единицы общества. В этом обществе все сознательно трудятся, нет анархии и конкуренции, нет рынка, торговли и товарно-денежных отношений (при этом собственность и доходы на собственность сохранятся). Земледелие Фурье считал основой будущего строя, а промышленности отводил второстепенную роль. Фурье сформулировал идею перемены труда, получившую дальнейшее развитие в марксистской экономической теории. Главным недостатком его учения была детальная регламентация жизни и деятельности в будущем обществе (любые детальные прогнозы - неблагодарное занятие).
Роберт Оуэн (1771 - 1858) - английский фабричный служащий, затем управляющий на текстильной фабрике. Создал с компаньоном свое дело, а после женитьбы на дочери богатого фабриканта получил ряд текстильных фабрик в Шотландии.
Оуэн резко критиковал капитализм, отрицал частную собственность, религию и брак на основе частной собственности. Единственный из утопистов, он пытался воплотить свои социалистические идеи. Оуэн считал, что изменяя среду, можно изменить человека. Считая деньги искусственным мерилом стоимости, пытался уничтожить деньги и ввести эквивалент трудовых затрат - «рабочие деньги» (квитанции), создал «Базар справедливого обмена», где на «рабочие деньги» можно было приобретать необходимые товары (этот эксперимент быстро закончился).
Оуэн создал на своих фабриках столовые, медицинские пункты, общежития, детские сады, платил достойную заработную плату рабочим. Естественно, рабочие боготворили его, а предприниматели - ненавидели, считали его выскочкой, подрывающим основы спокойствия общества. Социальные программы тяжелым бременем легли на его издержки, производство стало неконкурентоспособным, и Оуэн был разорен. Уехав с сыновьями в США, он пытался повторить эксперимент, и опять неудачно.
Вернувшись в Англию, оказался у истоков английского профсоюзного и кооперативного движения, отстаивал необходимость реформ и фабричного законодательства. Оуэн никогда не возглавлял рабочего движения, но английские рабочие до сих пор считают его патриархом рабочего движения в Англии.
-4-
Марксизм как теория формируется в 40-х годах 19 века. Он явился непосредственным развитием и продолжением социалистической теории, принципиальным различием между ними является отношение к революции как пути построения социалистического общества. Его создатели - К. Маркс (1818 - 1883) и Ф. Энгельс (1820 - 1895). Марксизм был идеологией рабочего класса а его создатели - вождями германского, а затем и мирового рабочего движения.
Марксизм как теория включает три основные части: научный социализм (учение о будущем социальном устройстве), пролетарская политическая экономия и философия (диалектический и исторический материализм). Классики марксизма пытались создать обобщенное и систематизированное представление об обществе, они создали научную систему, которая охватила все социальные науки. Они переработали огромный теоретический материал, непосредственными источниками их теории стали: фрацузский утопический социализм, английская классическая буржуазная политическая экономия и немецкая классическая философия. Экономической теорией в гениальном тандеме Маркса и Энгельса занимался преимущественно К. Маркс. Он был величайшим аналитиком, методологом, создал оригинальную экономическую теорию, критически переработав все ранее созданное в экономической теории. Марксистская экономическая теория не бесспорна, но она остается гениальной страницей в истории экономической мыоли человечества.
Экономическим проблемам и анализу экономической теории посвящено множество работ Маркса, но квинтэссенцией его экономической теории стал «Капитал» - огромный фундаментальный труд по экономике капитализма.
«Капитал», его первый том начинается с изложения и творческого развития трудовой теории стоимости классиков буржуазной политэкономии. Маркс анализирует товар, его свойства (меновая и потребительная стоимость), связывая их с двойственным характером труда человека (абстрактный и, одновременно, конкретный труд); рассматривает процесс развития товарного обмена и появления денег; анализирует деньги - их сущность, функции, виды и роль в экономике; вскрывает противоречия товарно-денежных отношений; формулирует закон стоимости. Он четко дифференцирует стоимость (как затраты общественно необходимого труда на производство товара) и цену (как ее денежное выражение).
Маркс делит капитал на постоянный и переменный по принципу создания новой стоимости (постоянный не создает новой стоимости, а только переносит свою стоимость на новый товар, а переменный создает новую стоимость). Формула стоимости товара: С + V + М, где С -постоянный капитал, вложенный в средства производства, V - переменный, вложенный в рабочую силу (именно он создает новую стоимость), М - прибавочная стоимость, созданная исключительно трудом рабочих, как полагал Маркс.
На основе трудовой теории стоимости Маркс создает новую оригинальную теорию, которая стала «краеугольным камнем» марксизма и раскрывала, как полагал Маркс, механизм эксплуатации при капитализме - теорию прибавочной стоимости. Он делит рабочий день на необходимое время, в течение которого создается необходимый продукт и компенсируется заработная плата рабочего, и прибавочное время, в течение которого создается прибавочный продукт и прибавочная стоимость (в процессе реализации товара она превращается в прибыли). Маркс использует понятие нормы прибавочной стоимости: М: V, выражающее степень эксплуатации наемного труда.
Первый том «Капитала» завершается теорией накопления капитала. Маркс рассматривает сущность этого процесса, его факторы и роль в экономике (одновременно он анализирует так называемый процесс первоначального накопления капитала, происходивший в 16 - 17 веках и сформировавший исторические предпосылки перехода к буржуазному обществу). Маркс полагал, что с ростом капитала увеличивается обнищание пролетариата, усиливается поляризация общества. Любая экономическая теория Маркса имела однозначный вывод: противоречия капитализма обострятся, он обречен и поэтому должен быть уничтожен.
Вторая глава «Капитала» посвящена процессам воспроизводства (макроэкономическим проблемам). Маркс рассматривает процессы кругооборота и оборота капитала; показывает, что в процессе своего кругооборота капитал проходит три стадии (обращения, производства и снова обращения) и последовательно сменяет три функциональные формы (денежную, товарную и производительную) и при этом находится во всех трех формах одновременно; подробно рассматривает время оборота капитала; делит капитал на основной и оборотный по принципу перенесения своей стоимости на новый товар; делит общественное производство на два подразделения: I - производство средств производства и II - производство предметов потребления, тесно взаимосвязанные между собой.
Маркс показывает, что производство может быть сбалансированным, нормальным только при соблюдении определенных условий (он выводит условия реализации для простого и расширенного воспроизводства), но при капитализме, полагал он, выполнение этих условий и экономическая сбалансированность невозможны, неизбежны кризисы перепроизводства, вызванные тем, что покупательная способность общества ограничена (противоречие производительных сил и экономических отношений).
Третий том «Капитала» был доработан и опубликован Энгельсом после смерти Маркса, что объясняет некоторые противоречия между первым и третьим томами. В третьем томе рассматриваются процессы превращения стоимости в цену, а прибавочной стоимости - в прибыль. Дается теория образования средней нормы прибыли в обществе: в результате существования отраслей с различным органическим строением капитала (С: V) и постоянного перелива капитала в поиске наиболее прибыльного его вложения норма прибыли выравнивается, действует принцип: на равный капитал - равная прибыль, (в какой бы отрасли он не функционировал). В результате формула цены товара будет: К + р ср., где К - авансированный капитал (С + V), р ср. - средняя прибыль в обществу.
В третьем томе Маркс рассматривает отдельные сферы капиталистической экономики - сферу товарного обращения и особенности формирования торговой прибыли, сферу денежного обращения и образование процента, сферу аграрных отношений и формирование земельной ренты. Рассматривается, таким образом, распределение прибавочной стоимости (которая создается, как полагал Маркс, только в реальном производстве) между четырьмя группами собственников: промышленниками, торговцами, собственниками денег и собственниками земли, что так же порождает определенные противоречия, уже в среде самих собственников.
Теории социализма посвящены другие работы классиков марксизма, это в первую очередь «Критика Готской программы» К. Маркса и «Манифест коммунистической партии» К. Маркса и Ф. Энгельса. Необходимо отметить, что глубокой разработки теории социализма классики не оставили, это были наиболее общие представления о будущем экономическом и социальном устройстве общества.
Так, классики полагали, что будущее коммунистическое общество пройдет два этапа, две фазы: социализм (когда еще сохранятся многие пережитки прежнего общества) и собственно коммунизм, для которого характерны наивысшая производительность труда, всеобщее изобилие и распределение по потребностям. Путь к социализму они видели только через пролетарскую революцию и диктатуру пролетариата. Между капитализмом и социализмом должен быть определенный переходный период - период диктатуры пролетариата, когда осуществляются все социалистические преобразования. Основные социалистические преобразования общества заключаются в следующем. 1. Ликвидация частной собственности в целях ликвидации эксплуатации и утверждение общественной собственности на средства производства. 2. Ликвидация товарно-денежных отношений, рынка и денег, вместо рынка как саморегулятора общественного производства и распределения будет создано бестоварное непосредственно общественное производство и распределение продуктов, осуществляемое на основе планирования и централизованного управления. 3. Рыночный принцип распределения «по капиталу» будет заменен принципом распределения «по труду» - на первой фазе и «по потребностям» - на высшей фазе будущего общества. Все будут трудиться, будет действовать принцип «кто не работает, тот не ест».
Естественно, что условием построения такого общества классики считали высокое развитие производительных сил и концентрацию производства. Они понимали, что построение социализма - долгий процесс, что переход к новому обществу возможен только в наиболее развитых странах, причем успех построения социализма возможен, если социализм будет утвержден в большинстве развитых стран (Маркс предупреждал своих российских корреспондентов, считая Россию не готовой к социалистической революции).
Гениальная марксистская теория сыграла огромную роль в дальнейшем развитии человечества, осталась величайшим вкладом в экономическую науку. Но, как и любая другая теория, она имеет и свои недостатки. С нашей точки зрения, такими недостатками являются следующие: недооценка внутреннего потенциала рыночной экономики (капитализма), ее возможности развиваться на своей внутренней основе, нежелание видеть те позитивные тенденции, которые происходили в капиталистическом обществе во второй половине 19 венка (улучшение положения пролетариата, усиление роли государства в хозяйственном развитии, укрепление демократических основ общества), неприятие эволюционных, реформистских форм развития общества, абсолютизация революционных форм развития, утопичность ряда социалистических идей (бестоварного планового производства и распределения, всеобщего обобществления, отмирания государства и самоуправления при коммунизме и др.), недооценка субъективного, психологического фактора (человека), классовый подход в анализе всех общественных явлений, крайняя непримиримость к другим, альтернативным теориям и идеям, крайняя тенденциозность и политизированность взглядов.
Практика построения социализма в ряде стран и догматическая трактовка марксистской теории во многом дискредитировали ее, но несомненно, что теоретический и практический социализм радикально изменили экономические отношения в 20 веке, сделали достойными условия труда и жизни рабочих по крайней мере в развитых странах, оказали огромное влияние на сознание людей и политическую ситуацию в мире.
Вопросы для самоконтроля:
1. Охарактеризуйте экономическое учение Ж.Б. Сея.
2. Каковы основные идеи книги Т. Мальтуса «Опыт о законе народонаселения» и в чем их значение для экономической науки?
3. В чем особенности идей С. Сисмонди?
4. Какие особенности присущи предмету и методу изучения в творчестве П. Прудона?
5. Какие общие теоретико-методологические позиции присущи творчеству социалистов-утопистов первой половины 19 в.?
6. В чем особенности воззрений Карла Маркса?
7. Раскройте механизм возникновения прибавочной стоимости по Марксу.