1. Подготовить конспект, ответив на вопросы:
1.1. Ф. Бэкон.
- цели и предназначение науки;
- критика недостаточных форм индукции;
- светоносноые и плодоносные опыты;
- критика схоластической методологии;
- критика эмпириков и рационалистов;
- истинный метод индукции по Ф.Бэкону;
- способности человеческой души и классификация человеческого знания;
- учение о природе (естественная философия);
- соотношение физики и метафизики в познании реальности;
- понятие и значение опыта у Ф. Бэкона;
- возможность и необходимость применения эксперимента.
1.2. Р. Декарт.
- концепция дуализма Р. Декарта;
- понятие деизма;
- проблема достоверного познания;
- цели и функции науки и научного познания;
- 4 методологических правила Р. Декарта;
- недостатки силлогизма;
- сущность дедуктивной методологии Р. Декарта.
1.3. К. Поппер.
- понятие демаркации;
- сущность принципа фальсифицируемости;
- основания антииндуктивизма К. Поппера;
- идея фаллибилизма;
- критика позитивистской трактовки проблемы демаркации;
|
|
- концепция трех миров К. Поппера.
1.4. Т. Кун.
- понятие парадигмы Т. Куна;
- понятие «нормальной науки»;
- соотношение парадигмы и нормальной науки в научных исследованиях;
- проблема головоломок;
- понятие научной революции;
- основания необходимости научных революций;
- функции научных революций в развитии науки;
- критика кумулятивизма Т. Куном;
- понятие аномального факта.
2. На основе указанной литературы заполнить самостоятельно таблицу:
Таблица 6
Модели развития науки
Кумулятивные концепции | Некумулятивные концепции | |
Представители | ||
Методологические принципы | ||
Достоинства подхода | ||
Недостатки подхода |