Под наукой в самом общем смысле этого слова понимается особая область духовной деятельности людей, направленной на производство объективного знания о мире, т.е. знания, допускающего опытную проверку или теоретическое доказательство.
Специфика научного знания:
1. Объективность – свойство знания, выражающееся в независимости от субъекта, его мировоззрения, теоретических взглядов, эмоций, оценочных суждений и особенностей индивидуального мировосприятия
2. Системность – свойство знания, выражающееся в наличии явно установленных связей между основными понятиями и утверждениями в той или иной области знания.
3. Критичность – сознательная предрасположенность научного мышления к проверке существующих взглядов, концепций и теорий с целью выяснения их соответствия принимаемым фактам, нормам или ценностям. Критическая установка в отличие от догматической установки является основой научного знания.
4. Проверяемость – свойство знания допускать рациональное, теоретическое доказательство или проверку на опыте.
|
|
5. Логическая непротиворечивость
6. Установка на поиск истины.
Структура научного знания
Можно выделить два уровня научного познания: 1) эмпирический, в основе которого лежит научно-практическая деятельность, благодаря которой обеспечивается накопление и первичное обобщение исходного материала; формируется фактуальное знание, эмпирические обобщения, непосредственно отражающие свойства и отношения явлений действительности в единстве существенного и несущественного; 2) теоретический, в основе которого лежит абстрактно теоретическая деятельность по созданию идеальных моделей и построению различных систем знаний; в логически организованной форме теоретического знания отражаются существенные характеристики явлений, их закономерности.
Таблица 5
Структура научного знания
Уровни научного познания | Эмпирический | Теоретический |
Формы научного познания | - Научный факт - Эмпирический закон | - Научная проблема - Научная гипотеза - Научная теория |
Методы научного познания | - Измерение - Наблюдение - Эксперимент - Модельный эксперимент | - Идеализация - Формализация - Мысленный эксперимент - Математическое моделирование |
Научный факт – отражение конкретного явления в человеческом сознании, т.е. его описание с помощью языка науки. Главная характеристика факта – достоверность.
Эмпирический закон – наиболее развитая форма вероятностного эмпирического знания, с помощью индуктивных методов фиксирующего количественные и иные зависимости, полученные опытным путем, при сопоставлении фактов наблюдения и эксперимента.
|
|
Научная проблема – форма знания, содержание которой является осознанный вопрос, для ответа на который имеющихся знаний недостаточно.
Научная гипотеза – предположительное знание, истинность или ложность которого еще не доказана.
Научная теория – логически обоснованная и проверенная на практике система знаний, дающая целостное отображение закономерных и существенных связей в определенной области объективной реальности.
Измерение – установление числового соотношения между свойствами изучаемых объектов и явлений с помощью специальных технических устройств.
Наблюдение – целенаправленное, систематическое восприятие объектов и явлений внешнего мира.
Эксперимент – наблюдение за объектами и явлениями в специально созданных и контролируемых условиях для выявления существенных характеристик изучаемого объекта, что позволяет восстановить ход явлений при повторении изначальных условий.
Модельный эксперимент – изучение того или иного явления не непосредственно, а на его специально сконструированной модели.
Идеализация – процесс абстрагирования, т.е. мысленного конструирования понятий об идеализированных объектах, которых в реальном мире не существует.
Формализация – теоретический метод изучения самых разнообразных объектов путем отображения их содержания и структуры в знаковой форме, при помощи самых разнообразных искусственных языков.
Мысленный эксперимент – специфический теоретический метод, конструирующий идеализированные, неосуществимые ситуации и состояния, т.е. исследующий процессы в «чистом виде».
Математическое моделирование – способ описания какого-либо класса явлений, выраженного с помощью математической символики.
Также выделяют общие, универсальные методы познания: анализ, синтез, классификация, систематизация, аналогия, сравнение, индукция, дедукция, абстрагирование, обобщение.
Нужно отметить, что деление научного познания на уровни носит относительный характер, они находятся в тесной взаимосвязи и взаимозависимости. Ни один вид эмпирического исследования невозможен без теоретических предпосылок, которые представляют своего рода исходный «концептуальный каркас», систему понятий и принципов, воспроизводящую определенные представления о предмете исследования. Точно так же любая теория, сколь ни была бы она абстрактной, в конечном счете опирается, как известно, на практику, на эмпирические данные. Противопоставление эмпирического и теоретического – результат методологической конструктивной деятельности, позволяющей структурировать «по этажам» виды деятельности и формы знания.
Наука представляет собой не только систему объективного знания о мире и определенную деятельность по его получению, но и выступает как социальный институт.
Этапы формирования науки как социального института:
1. XVII – XVIII вв.:
- возникновение в Европе первых научных обществ и академий (Лондонское королевское общество (1660), Парижская академия наук (1666), Берлинская академия наук (1700), Петербургская академия наук (1724));
- формируются новые типы коммуникации ученых (например, «Республика ученых», основанная на частной переписке на латинском языке между исследователями);
- издание научных журналов.
2. XIX – перв.пол.ХХ вв.:
- оформляется дисциплинарная организация науки;
- целенаправленная специализированная подготовка научных кадров превращает научную деятельность в профессию;
- возникновение крупных исследовательских коллективов;
- целенаправленное государственное финансирование;
- экспертиза исследовательских программ, их социальная поддержка;
- формирование промышленно-технической базы, обслуживающей научный поиск.
|
|
3. с 60-70-ых гг. ХХ в.:
- совершается научно-техническая революция (НТР).
План семинара
1. Возникновение науки. Основные этапы ее становления и развития.
2. Структура научного знания: уровни, формы и методы.
3. Наука как социальный институт: основные этапы формирования.
4. Функции науки, ее роль в жизни человека и общества.
Примерные вопросы для повторения и самопроверки
1. Чем отличается научное познание от обыденного?
2. Какие этапы выделяются в развитии науки?
3. Обоснуйте взаимосвязь теоретического и эмпирического уровней научного знания.
4. В чем принципиальное отличие научной теории от научной гипотезы и научного закона?
5. Чем метод абстрагирования отличается от метода идеализации?
6. Приведите примеры идеальных объектов в науке.
7. Что такое мысленный эксперимент? Приведите примеры применения мысленного эксперимента из истории науки.
8. В чем познавательная ценность метода формализации?
9. Каковы условия выдвижения и состоятельности научных гипотез?
10. Какова роль науки в современной культуре?