Тема 1. Наука как форма знания, деятельность и социальный институт

Под наукой в самом общем смысле этого слова понимается особая область духовной деятельности людей, направленной на производство объективного знания о мире, т.е. знания, допускающего опытную проверку или теоретическое доказательство.

Специфика научного знания:

1. Объективность – свойство знания, выражающееся в независимости от субъекта, его мировоззрения, теоретических взглядов, эмоций, оценочных суждений и особенностей индивидуального мировосприятия

2. Системность – свойство знания, выражающееся в наличии явно установленных связей между основными понятиями и утверждениями в той или иной области знания.

3. Критичность – сознательная предрасположенность научного мышления к проверке существующих взглядов, концепций и теорий с целью выяснения их соответствия принимаемым фактам, нормам или ценностям. Критическая установка в отличие от догматической установки является основой научного знания.

4. Проверяемость – свойство знания допускать рациональное, теоретическое доказательство или проверку на опыте.

5. Логическая непротиворечивость

6. Установка на поиск истины.

Структура научного знания

Можно выделить два уровня научного познания: 1) эмпирический, в основе которого лежит научно-практическая деятельность, благодаря которой обеспечивается накопление и первичное обобщение исходного материала; формируется фактуальное знание, эмпирические обобщения, непосредственно отражающие свойства и отношения явлений действительности в единстве существенного и несущественного; 2) теоретический, в основе которого лежит абстрактно теоретическая деятельность по созданию идеальных моделей и построению различных систем знаний; в логически организованной форме теоретического знания отражаются существенные характеристики явлений, их закономерности.

Таблица 5

Структура научного знания

Уровни научного познания Эмпирический Теоретический
Формы научного познания - Научный факт - Эмпирический закон - Научная проблема - Научная гипотеза - Научная теория
Методы научного познания - Измерение - Наблюдение - Эксперимент - Модельный эксперимент - Идеализация - Формализация - Мысленный эксперимент - Математическое моделирование

Научный факт – отражение конкретного явления в человеческом сознании, т.е. его описание с помощью языка науки. Главная характеристика факта – достоверность.

Эмпирический закон – наиболее развитая форма вероятностного эмпирического знания, с помощью индуктивных методов фиксирующего количественные и иные зависимости, полученные опытным путем, при сопоставлении фактов наблюдения и эксперимента.

Научная проблема – форма знания, содержание которой является осознанный вопрос, для ответа на который имеющихся знаний недостаточно.

Научная гипотеза – предположительное знание, истинность или ложность которого еще не доказана.

Научная теория – логически обоснованная и проверенная на практике система знаний, дающая целостное отображение закономерных и существенных связей в определенной области объективной реальности.

Измерение – установление числового соотношения между свойствами изучаемых объектов и явлений с помощью специальных технических устройств.

Наблюдение – целенаправленное, систематическое восприятие объектов и явлений внешнего мира.

Эксперимент – наблюдение за объектами и явлениями в специально созданных и контролируемых условиях для выявления существенных характеристик изучаемого объекта, что позволяет восстановить ход явлений при повторении изначальных условий.

Модельный эксперимент – изучение того или иного явления не непосредственно, а на его специально сконструированной модели.

Идеализация – процесс абстрагирования, т.е. мысленного конструирования понятий об идеализированных объектах, которых в реальном мире не существует.

Формализация – теоретический метод изучения самых разнообразных объектов путем отображения их содержания и структуры в знаковой форме, при помощи самых разнообразных искусственных языков.

Мысленный эксперимент – специфический теоретический метод, конструирующий идеализированные, неосуществимые ситуации и состояния, т.е. исследующий процессы в «чистом виде».

Математическое моделирование – способ описания какого-либо класса явлений, выраженного с помощью математической символики.

Также выделяют общие, универсальные методы познания: анализ, синтез, классификация, систематизация, аналогия, сравнение, индукция, дедукция, абстрагирование, обобщение.

Нужно отметить, что деление научного познания на уровни носит относительный характер, они находятся в тесной взаимосвязи и взаимозависимости. Ни один вид эмпирического исследования невозможен без теоретических предпосылок, которые представляют своего рода исходный «концептуальный каркас», систему понятий и принципов, воспроизводящую определенные представления о предмете исследования. Точно так же любая теория, сколь ни была бы она абстрактной, в конечном счете опирается, как известно, на практику, на эмпирические данные. Противопоставление эмпирического и теоретического – результат методологической конструктивной деятельности, позволяющей структурировать «по этажам» виды деятельности и формы знания.

Наука представляет собой не только систему объективного знания о мире и определенную деятельность по его получению, но и выступает как социальный институт.

Этапы формирования науки как социального института:

1. XVII – XVIII вв.:

- возникновение в Европе первых научных обществ и академий (Лондонское королевское общество (1660), Парижская академия наук (1666), Берлинская академия наук (1700), Петербургская академия наук (1724));

- формируются новые типы коммуникации ученых (например, «Республика ученых», основанная на частной переписке на латинском языке между исследователями);

- издание научных журналов.

2. XIX – перв.пол.ХХ вв.:

- оформляется дисциплинарная организация науки;

- целенаправленная специализированная подготовка научных кадров превращает научную деятельность в профессию;

- возникновение крупных исследовательских коллективов;

- целенаправленное государственное финансирование;

- экспертиза исследовательских программ, их социальная поддержка;

- формирование промышленно-технической базы, обслуживающей научный поиск.

3. с 60-70-ых гг. ХХ в.:

- совершается научно-техническая революция (НТР).

План семинара

1. Возникновение науки. Основные этапы ее становления и развития.

2. Структура научного знания: уровни, формы и методы.

3. Наука как социальный институт: основные этапы формирования.

4. Функции науки, ее роль в жизни человека и общества.

Примерные вопросы для повторения и самопроверки

1. Чем отличается научное познание от обыденного?

2. Какие этапы выделяются в развитии науки?

3. Обоснуйте взаимосвязь теоретического и эмпирического уровней научного знания.

4. В чем принципиальное отличие научной теории от научной гипотезы и научного закона?

5. Чем метод абстрагирования отличается от метода идеализации?

6. Приведите примеры идеальных объектов в науке.

7. Что такое мысленный эксперимент? Приведите примеры применения мысленного эксперимента из истории науки.

8. В чем познавательная ценность метода формализации?

9. Каковы условия выдвижения и состоятельности научных гипотез?

10. Какова роль науки в современной культуре?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: