double arrow

Примеры сокращения фраз


Не менее распространенными в научных текстах являются также словосочетания типа "подразделяется на", "бывают следующих видов". С тем же успехом они могут быть заменены "вилкой" (примеры 2, 3).

Скобку и вилку можно комбинировать (пример 4).

Дальнейшего сокращения фразы можно достичь за счет использования контекста. "Русский язык, как и большинство естественных языков, обладает избыточностью порядка 80%. Это означает, что если из текста убрать случайным образом 80% символов, то еще можно будет понять, о чем шла речь" [59].

Эта избыточность позволяет нам легко понимать друг друга, несмотря на особенности произношения каждого человека и естественные помехи, например, шум, доносящийся с улицы. Правда, после удаления 80% символов, как отмечает сам автор, текст надо уже не читать, а расшифровывать, что совершенно неприемлемо для конспекта. Однако, если из текста убрать не 80%, а меньше, и не случайным образом, а по определенным правилам, то текст можно существенно сократить, не потеряв его информативности.

Таким образом, использование контекста - это прием простого выбрасывания слов, которые без труда могут быть восстановлены по смыслу.




Может возникнуть вопрос, почему этот прием не использует сам лектор? Дело в том, что речь лектора - это главным образом монолог, то есть речь одного лица, обращенная ко многим. Именно потому он должен говорить так, чтобы его понимал каждый. Кроме того, учитывая естественные колебания внимания, лектор время от времени вынужден возвращаться назад, как бы углубляя смысл и подводя итог сказанному, что обычно называют концентричностью изложения. Кроме того, для лучшего восприятия и соответствующего эмоционального настроя аудитории лектор использует различные стилистические приемы и разные по произношению, но одинаковые по смыслу слова и словосочетания, которые фактически дублируют друг друга. Все это делает речь лектора развернутой и подробной. Подобная избыточность, оправданная на лекции, сыграв свою роль, вполне может быть опущена в конспекте. Однако сделать это должен сам студент. При этом он может руководствоваться следующими правилами.

П р а в и л о 1. Не употреблять в конспекте или употреблять очень редко слова и словосочетания, составляющие название темы. Выше на стр. 88 был приведен план лекции на тему "Внимание". Если из всех последующих подзаголовков убрать слова "внимание", "внимании", "внимания" и т.д., то и без того будет понятно, о чем идет речь. Давайте убедимся:







Сейчас читают про: