Содержание. 1.1. Нормативы научного мышления

Введение..................................................................................................................................................................................................................... 4

Глава 1 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ МЕТОД В ПСИХОЛОГИИ И НОРМАТИВЫ НАУЧНОГО МЫШЛЕНИЯ...................................... 8

1.1. Нормативы научного мышления................................................................................................................................................................... 8

1.1.1. Нормативы в научной деятельности и структуре экспериментального метода.................................................................................. 8

1.1.2. Выдвижение и проверка гипотез как нормативы экспериментирования........................................................................................... 10

1.2. Проблема соотнесения эмпирических зависимостей и теоретических интерпретаций............................................................................ 10

1.2.1. Теории разной степени общности.......................................................................................................................................................... 10

1.2.2. Эмпирические зависимости и экспериментальные эффекты.............................................................................................................. 12

1.2.3. Психологическая реальность и эмпирические закономерности......................................................................................................... 14

1.2.4. Эксперимент и реконструкции психологической реальности............................................................................................................. 15

1.3. Экспериментирование как специальный метод эмпирического исследования в психологии................................................................. 15

1.3.1. Понимание экспериментального метода в широком и узком смысле............................................................................................... 15

1.3.2. Наблюдение и измерение переменных как условие реализации экспериментального метода......................................................... 16

1.3.3. Психологический эксперимент и естественнонаучный эксперимент................................................................................................. 17

Контрольные вопросы......................................................................................................................................................................................... 17

Глава 2 ПРЕДПОСЫЛКИ СТАНОВЛЕНИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО МЕТОДА В ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ 18

2.1. Историко-психологический экскурс............................................................................................................................................................ 18

2.1.1. Преемственность и различие первых источников экспериментальных исследований в психологии.............................................. 18

2.1.2. Становление нормативов экспериментального исследования............................................................................................................ 21

2.2. Понятия метода и методики......................................................................................................................................................................... 23

2.3. Типы эмпирических данных......................................................................................................................................................................... 24

2.3.1. Фиксация данных как «первичных показателей» в рамках психологических методов................................................................... 24

2.3.2. Тип данных с точки зрения исследовательской цели.......................................................................................................................... 25

2.3.3. Проблема неспецифичности типов показателей по отношению к изучаемым проблемам.............................................................. 25

2.3.4. Тип эмпирических данных с точки зрения возможностей их актуального получения..................................................................... 26

2.4. Критерии объективности в психологическом исследовании..................................................................................................................... 28

2.4.1. Тип данных и критерий воспроизводимости........................................................................................................................................ 28

2.4.2. Репрезентативность данных и объективность метода......................................................................................................................... 29

2.5. Классификации психологических методов и типов эмпирических данных.............................................................................................. 30

2.5.1. Исторически сложившаяся систематика.............................................................................................................................................. 30

2.5.2. Современная систематика..................................................................................................................................................................... 31

Контрольные вопросы......................................................................................................................................................................................... 32

Глава 3 МЕТОД НАБЛЮДЕНИЯ.......................................................................................................................................................................... 33

3.1. Психологическое наблюдение как метод и методика................................................................................................................................ 33

3.1.1. Метод психологического наблюдения и постулат непосредственности............................................................................................ 33

3.1.2. Основные характеристики метода и методик наблюдения в психологическом исследовании........................................................ 34

3.1.3. Опосредованность наблюдения познавательными целями................................................................................................................ 35

3.1.4. Активность наблюдения и понимание предмета изучения................................................................................................................. 35

3.2. Квалификация событий: единицы и категории наблюдения...................................................................................................................... 36

3.2.1. Способы качественного описания событий.......................................................................................................................................... 37

3.2.2. Количественные оценки в данных наблюдения................................................................................................................................... 39

3.3. Критерии объективности и субъективности данных наблюдения............................................................................................................. 40

3.3.1. Объективность данных наблюдения..................................................................................................................................................... 40

3.3.2. Субъективность данных наблюдения................................................................................................................................................... 41

3.4. Опосредствованность и виды наблюдения................................................................................................................................................. 43

3.4.1. Опосредствованность теорией.............................................................................................................................................................. 43

3.4.2. Классификации видов психологического наблюдения....................................................................................................................... 43

3.5. Наблюдение в отношении к другим методам психологических исследований........................................................................................ 46

3.5.1. Методики наблюдения в схемах других методов............................................................................................................................... 46

3.5.2. Описание, регистрация и анализ данных при использовании метода наблюдения........................................................................... 46

Контрольные вопросы......................................................................................................................................................................................... 47

Глава 4 ЭКСПЕРИМЕНТ КАК ВИД ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИССЛЕДОВАТЕЛЯ............................................................... 48

4.1. Основные нормативы экспериментальной деятельности.......................................................................................................................... 48

4.1.1. Активность экспериментатора в психологическом эксперименте..................................................................................................... 48

4.1.2. Выполнение условий для реализации причинного вывода................................................................................................................. 49

4.1.3. Психологическое понимание причинности.......................................................................................................................................... 50

4.1.4. Конкурирующие объяснения устанавливаемой зависимости............................................................................................................. 51

4.1.5. Конкурирующие гипотезы о направленности связи между переменными........................................................................................ 51

4.2. Виды переменных в психологическом эксперименте................................................................................................................................ 53

4.2.1. Контроль независимой переменной и проблема экспериментальных воздействий.......................................................................... 53

4.2.2. Две основные схемы задания уровней НП.......................................................................................................................................... 55

4.2.3. Переменные «ситуационные» и «личностные».................................................................................................................................... 58

4.2.4. Фиксируемый показатель и базисный процесс.................................................................................................................................... 60

4.3. Эксперименты в искусственных и лабораторных условиях...................................................................................................................... 61

4.3.1. Экспериментальные модели и последующие обобщения................................................................................................................... 61

4.3.2. Дополнительные переменные................................................................................................................................................................ 62

4.3.3. Комплексные НП................................................................................................................................................................................... 63

Контрольные вопросы......................................................................................................................................................................................... 65

Глава 5 ГИПОТЕЗЫ И ФОРМЫ КОНТРОЛЯ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ ЭКСПЕРИМЕНТЕ................................................................... 65

5.1. Система гипотез, проверяемых в психологическом эксперименте........................................................................................................... 65

5.2. Формы экспериментального контроля....................................................................................................................................................... 67

5.2.1. Контроль посредством экспериментальных схем............................................................................................................................... 68

5.2.2. Контроль типа переменных................................................................................................................................................................... 68

5.2.3. «Эффект экспериментатора» и первичный контроль.......................................................................................................................... 69

5.3. Примеры экспериментальных схем для реализации каузальных выводов.............................................................................................. 70

5.3.1. Эксперимент в практических целях...................................................................................................................................................... 70

5.3.2. Эксперимент в научных целях.............................................................................................................................................................. 72

5.4. Проблема идентичности экспериментальных условий.............................................................................................................................. 74

Контрольные вопросы......................................................................................................................................................................................... 75

Глава 6 УСТАНОВЛЕНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ЭФФЕКТА............................................................................................................. 75

6.1. Примеры решений об экспериментальном эффекте при интраиндивидуальных и межгрупповых планах........................................... 75

6.1.1. Формальное планирование как условие установления экспериментального эффекта..................................................................... 75

6.1.2. Установление экспериментального эффекта при интраиндивидуальных планах............................................................................. 76

6.1.3. Экспериментальный эффект при межгрупповой схеме...................................................................................................................... 77

6.2. Измерение переменных как условие установления экспериментальных эффектов................................................................................ 79

6.2.1. Измерение переменных и психологические шкалы............................................................................................................................. 79

6.2.2. Качественные наблюдения и относительные понятия как основа реконструкции переменных...................................................... 79

6.2.3. Количественное представление экспериментальной зависимости..................................................................................................... 82

6.3. Установление экспериментального эффекта на основе использования мер связи (ковариации и корреляции)................................... 84

Контрольные вопросы......................................................................................................................................................................................... 85

Глава 7 ЭКСПЕРИМЕНТ КАК ГИПОТЕТИКО-ДЕДУКТИВНЫЙ МЕТОД................................................................................................... 85

7.1. Соотношение разноуровневых гипотез в психологическом эксперименте и проблема «прорыва» в обобщении................................ 85

7.1.1. Уровни теоретических и экспериментальных гипотез........................................................................................................................ 85

7.1.2. Невозможность индуктивного построения научных понятий............................................................................................................ 86

7.2. Асимметрия вывода на основе экспериментальных данных..................................................................................................................... 87

7.3. Индуктивный вывод и принципы планирования эксперимента................................................................................................................ 88

7.4. Предпосылки планирования экспериментов............................................................................................................................................... 89

7.4.1. Организация исследования и формы планирования........................................................................................................................... 89

7.4.2. Условия, необходимые для планирования эксперимента................................................................................................................... 90

Контрольные вопросы......................................................................................................................................................................................... 91

Глава 8 ВАЛИДНОСТЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА........................................................................................................... 91

8.1. Планирование как средство повышения валидности эксперимента.......................................................................................................... 91

8.1.1. Валидность и использование мысленных образцов эксперимента.................................................................................................... 91

8.1.2. Виды валидности при оценке психологического эксперимента......................................................................................................... 92

8.1.3. Конструктная валидность и концептуальные репликации.................................................................................................................. 94

8.1.4. Специфика оценки валидности лабораторного эксперимента............................................................................................................ 95

8.1.5. Валидность эксперимента и валидность выводов............................................................................................................................... 95

8.2. Компоненты содержательного и формального планирования.................................................................................................................. 96

8.2.1. Подходы к определению термина «планирование эксперимента»..................................................................................................... 96

8.2.2. Выбор из возможных экспериментальных планов............................................................................................................................. 96

8.2.3. Содержательное планирование и выбор типа эксперимента............................................................................................................... 98

8.2.4. Зависимость обобщения от типа проводимого эксперимента.......................................................................................................... 101

8.2.5. Статистические решения и формальное планирование..................................................................................................................... 102

8.2.6. Валидность как цель экспериментального контроля........................................................................................................................ 103

Контрольные вопросы....................................................................................................................................................................................... 104

Глава 9 КЛАССИФИКАЦИИ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ПЛАНОВ........................................................................................................... 104

9.1. Критерии классификаций экспериментальных планов............................................................................................................................. 104

9.2. Доэкспериментальные планы..................................................................................................................................................................... 106

9.2.1. Анализ единичного случая.................................................................................................................................................................. 106

9.2.2. Предварительное и итоговое тестирование на одной группе............................................................................................................ 107

9.3. Истинные экспериментальные планы........................................................................................................................................................ 108

9.3.1. Межгрупповыс схемы......................................................................................................................................................................... 109

9.3.2. Контроль состава групп....................................................................................................................................................................... 110

9.3.3. Интраиндивидуальные схемы............................................................................................................................................................. 112

9.4. План контроля сопутствующих смешений............................................................................................................................................... 114

Контрольные вопросы....................................................................................................................................................................................... 116

Глава 10 ФАКТОРНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ........................................................................................................................................................ 117

10.1. Переменные и схемы в факторном эксперименте.................................................................................................................................. 117

10.1.1. Независимые и сопутствующие переменные................................................................................................................................... 117

10.1.2. Многоуровневый эксперимент как факторный............................................................................................................................... 120

10.1.3. Представление экспериментальных эффектов как ОРД факторов................................................................................................ 121

10.1.4. Оценка эффектов взаимодействия экспериментальных факторов................................................................................................ 123

10.2. Особенности гипотез, проверяемых в факторном эксперименте.......................................................................................................... 125

10.2.1. Гипотезы с одним отношением и комбинированные...................................................................................................................... 125

10.2.2. Виды взаимодействия факторов....................................................................................................................................................... 125

10.2.3. Планы с тремя и более НП................................................................................................................................................................ 127

10.2.4. «Нестинг»........................................................................................................................................................................................... 128

10.2.5. Зависимость экспериментального эффекта от показателей ЗП...................................................................................................... 129

10.3. Факторные эксперименты и факторные схемы представления данных................................................................................................ 130

10.3.1. Специальные эффекты, проясняемые в факторных схемах........................................................................................................... 130

10.3.2. Факторные планы представления статистических данных.............................................................................................................. 132

Контрольные вопросы....................................................................................................................................................................................... 133

Глава 11 ТИПЫ ЭКСПЕРИМЕНТОВ................................................................................................................................................................. 134

11.1. Отличия в предметной области или в содержании гипотез................................................................................................................... 134

11.2. Отличия в формах осуществления эксперимента.................................................................................................................................. 136

11.2.1. Эксперимент реальный и мысленный............................................................................................................................................... 136

11.2.2. Эксперименты, проводимые в лаборатории и в «полевых» условиях.......................................................................................... 136

11.3. Проблема контргипотезы и конкурирующих гипотез........................................................................................................................... 138

11.3.1. Критический эксперимент и возможность перехода к конкурирующим объяснениям............................................................... 138

11.3.2. Демонстрационный опыт и возможность получения данных против исходной гипотезы........................................................... 138

11.4. Тип устанавливаемой закономерности и тип эксперимента в отношении к теории............................................................................. 139

11.4.1. Сосуществование разных объяснительных подходов..................................................................................................................... 139

11.4.2. Детерминация и самостимуляция в подходе к мышлению с позиций культурно-исторической концепции.............................. 140

Контрольные вопросы....................................................................................................................................................................................... 146

Глава 12 КОРРЕЛЯЦИОННЫЙ ПОДХОД И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ.................................................................. 146

12.1. Корреляционный подход и экспериментальное исследование.............................................................................................................. 146

12.1.1. Корреляционные гипотезы как гипотезы о связях между переменными...................................................................................... 146

12.1.2. Предположения о направленности связи на основе теории............................................................................................................ 149

12.1.3. Корреляционный подход как способ организации сбора данных, отличный от экспериментального........................................ 151

12.1.4. Схемы, проясняющие связи между переменными.......................................................................................................................... 153

12.2. Корреляционный подход и использование статистических мер связи................................................................................................. 153

12.2.1. Ковариация и корреляция как меры связи...................................................................................................................................... 153

12.2.2. Коэффициент корреляции и стандартизация переменных.............................................................................................................. 155

12.3. Планы корреляционных исследований.................................................................................................................................................... 157

12.3.1. Планы с одной группой испытуемых............................................................................................................................................... 158

12.3.2. Планы с двумя и более группами испытуемых............................................................................................................................... 159

12.4. Установление корреляционных зависимостей........................................................................................................................................ 161

12.4.1. Корреляция и статистические решения............................................................................................................................................ 161

12.4.2. Выбор коэффициента корреляции в зависимости от типа шкал и плана обработки данных....................................................... 162

Контрольные вопросы....................................................................................................................................................................................... 162

Глава 13 КВАЗИЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ ПОДХОД В ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ.............................................. 165

13.1. Общая характеристика квазиэксперимента как исследования с ограниченными формами контроля............................................... 165

13.1.1. Ограничения в осуществлении экспериментальных воздействий.................................................................................................. 165

13.1.2. Разные подходы к пониманию квазиэкспериментальной проверки гипотез................................................................................. 167

13.1.3. Цели, достижение которых предполагает проведение квазиэкспериментов................................................................................. 167

13.1.4. Измерения показателей до и после воздействий............................................................................................................................. 169

13.2. Квазиэкспериментальные планы.............................................................................................................................................................. 170

13.2.1. Формы снижения контроля при реализации квазиэкспериментов................................................................................................. 170

13.2.2. Пример стратегии подбора групп по заданному признаку............................................................................................................. 170

13.2.3. Квазиэкспериментальные планы со специальной организацией воздействий............................................................................... 172

13.2.4. Пример смешанного плана контроля внешних и внутренних условий.......................................................................................... 173

13.2.5. Статистический контроль в корреляционном и квазиэкспериментальном исследованиях......................................................... 175

13.2.6. Контроль post factum......................................................................................................................................................................... 176

Контрольные вопросы....................................................................................................................................................................................... 178

Глава 14 ДОСТОВЕРНЫЕ И АРТЕФАКТНЫЕ ВЫВОДЫ В ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОМ ИССЛЕДОВАНИИ...................................... 179

14.1. Контроль за выводом как завершающий этап экспериментальной психологической гипотезы........................................................ 179

14.1.1. Основные источники артефактных выводов................................................................................................................................... 180

14.1.2. Оценка валидности эксперимента как условие достоверных выводов.......................................................................................... 181

14.1.3. Оценка адекватности обобщений...................................................................................................................................................... 181

14.2. Схема вывода о психологической гипотезе на основе результатов и оценки валидности эксперимента.......................................... 182

14.3. Содержательные выводы и логическая компетентность при обобщении данных психологического исследования........................ 184

14.3.1. Вывод о подкрепленности теории экспериментальными фактами................................................................................................ 184

14.3.2. Проблема возникновения новых гипотез........................................................................................................................................ 185

14.3.3. Проблема неверных обобщений как артефактных выводов.......................................................................................................... 186

14.3.4. Редукционизм выводов..................................................................................................................................................................... 189

Контрольные вопросы....................................................................................................................................................................................... 190

Краткий словарь терминов................................................................................................................................................................................ 190

Литература.......................................................................................................................................................................................................... 197

Именной указатель............................................................................................................................................................................................ 200

Предметный указатель...................................................................................................................................................................................... 201

Учебное издание


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: