Данный учебный курс характеризуется сложностью, которая предопределена, во-первых, многообразием и многоплановостью конституционно-правовых институтов, сложившихся в зарубежных странах, и, во-вторых, большим количеством самих стран.
Как уже было сказано, в современном мире насчитывается свыше 200 стран. Охватить все эти страны в одном исследовании практически невозможно. Поэтому учебные программы охватывают какую-либо группу стран и основываются на традиционной типологии государств. По формам правления выделяются монархия (абсолютная, дуалистическая или парламентарная) и республика (президентская, парламентская или смешанная). По формам политико-территориального (государственного) устройства, как уже отмечалось, выделяются унитарные государства, регионалистские и федеративные.
Однако распределение по названным признакам всех стран мира не снимает проблемы большого объема курса. Действительно, выделенные по форме правления республики и монархии включают соответственно более 160 и более 40 государств. Распределение по признаку политико-территориального устройства государства разделяет эти страны на более чем 20 федераций, несколько регионалистских государств и почти 200 унитарных образований.
Следует сказать еще об одном аспекте построения системы учебного курса конституционного права зарубежных стран.
В научной литературе сложились разные подходы к этому вопросу. Один из таких подходов можно назвать аналитическим, когда конституционно-правовые институты изучаются отдельно по каждой стране из числа выбранных для анализа.
Другой подход определим как синтетический. При таком подходе конституционно-правовые институты рассматриваются обобщенно, без разделения их по странам, но с выделением общих черт и особенностей.
При следующем подходе – компаративистском – первостепенное внимание уделяется выделению особенностей, присущих конституционно-правовым институтам в тех или иных странах.
В последнее время наибольшее распространение получил смешанный подход, сочетающий и обобщенный анализ конституционно-правовых институтов, и характеристику данных институтов по каждой стране.
Каждый из названных подходов имеет помимо позитивных и негативные стороны, связанные с повторами, с выделением множества деталей, характеризующих специфику того или иного института в отдельных странах, которые необходимы для научного познания, но весьма затрудняют усвоение материала в рамках учебных курсов.
Общим недостатком всех подходов, как представляется, является отсутствие объективного критерия отбора стран, включаемых в предмет исследования.
Назрела необходимость выделения некоего агрегированного критерия, охватывающего целый ряд конституционно-правовых признаков. Тогда можно было бы распределить все множество государств на несколько групп, отличающихся близкими конституционно-правовыми характеристиками, и на примере всего лишь нескольких стран (наиболее типичных представителей в каждой группе) показать и общие черты, и особенности конституционно-правовых институтов. Это, в свою очередь, связано с проблемой конституционно-правовой типологизации современных государств. Но пока наука не выработала такого критерия.
Данный учебный курс (конституционное право зарубежных стран) подразделяется на Общую и Особенную части.
В Общей части раскрываются в сравнительно-правовом аспекте те институты, которые имеют общетеоретическое значение или множество общих черт в различных странах: система источников конституционного права как отрасли национального права; основы общественного строя в зарубежных странах; конституционные основы статуса личности в этих странах. Вынесение данных вопросов в Общую часть предопределено в значительной мере тем, что раздельное их раскрытие в рамках отдельно взятых стран сопровождалось бы множеством повторов.
В Особенной части рассматриваются некоторые конституционно-правовые институты отдельных стран, распределенных по формам правления и формам политико-территориального устройства. Изучаются особенности общественного строя, системы органов государственной власти, политико-территориального устройства, а также конституционные основы местного самоуправления. Именно эти институты обладают ярко выраженной спецификой в каждой из стран.
Требует пояснения принцип отбора стран для изучения на их примере конституционно-правовых институтов.
США рассматриваются как классическая система президентской республики и дуалистической федерации; ФРГ – как модель кооперативной федерации и парламентской республики с “сильным” главой правительства;
Италия – как регионалистское государство, тяготеющее к федерации, с парламентской формой правления и “усиливающимся” правительством;
Франция – как пример смешанной формы республиканского правления с централизованной системой государственной власти;
Бразилия – как президентская республика с достаточно сильной властью президента и помимо этого характеризующаяся централистской федерацией; Великобритания – как модель парламентарной монархии, сохраняющей пока некоторые традиционные черты монархического строя и помимо этого имеющая специфическое политико-территориальное устройство; Испания и Япония – как парламентарные монархии с особенностями взаимоотношений парламента, монарха и правительства;
Оман – как монархия с признаками абсолютизма;
Марокко – как конституционная монархия с признаками дуалистической;
Саудовская Аравия и Ватикан – как модели теократических монархий.