Принципы и общие правила конституционного судопроизводства

Федерации и его полномочия

Основы организации Конституционного Суда Российской

Одним из высших федеральных органов судебной власти является Конституционный

Суд Российской Федерации - судебный орган конституционного контроля,

самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством

конституционного судопроизводства.

Судебный конституционный контроль - важный элемент системы разделения

властей. В некоторых государствах конституционный контроль возложен на общую

судебную систему.

Основными принципами деятельности судей являются: независимость,

несменяемость, неприкосновенность, равенство прав судей.

Полномочия Конституционного Суда установлены в ст. 125 Конституции и ст. 3

Закона о Конституционном Суде. К их числу относятся прежде всего полномочия

по разрешению дел о соответствии Конституции Российской Федерации:

а) федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации,

Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации;

б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов

субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению

органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению

органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной

власти субъектов Российской Федерации;

в) договоров между органами государственной власти Российской Федерации и

органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров

между органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

г) не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации.

Конституция Российской Федерации закрепила четко ограниченный перечень

субъектов, которые могут обращаться в Конституционный Суд с запросами по

разрешению дел о соответствии этих актов Конституции Российской Федерации.

Это: Президент Российской Федерации, Совет Федерации, Государственная Дума,

одна пятая членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы,

Правительство Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации,

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, органы законодательной и

исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Об ограничении перечня

субъектов свидетельствует тот факт, то по ранее действовавшему закону этим

правом были наделены партии, общественные организации и каждый депутат.

Конституционный Суд Российской Федерации разрешает споры о компетенции:

а) между федеральными органами государственной власти;

б) между органами государственной власти Российской Федерации и органами

государственной власти субъектов Российской Федерации;

в) между высшими органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Важным полномочием обладает Конституционный Суд Российской Федерации в

области защиты прав и свобод граждан. Суд по жалобам на нарушение

конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет

конституционность закона, примененного или подлежащего применению в

конкретном деле.

Конституционный Суд Российской Федерации наделен правом толкования

Конституции Российской Федерации, которое он дает по запросам Президента

Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства

Российской Федерации, органов законодательной власти субъектов Российской

Федерации.

На пленарных заседаниях может быть рассмотрен любой вопрос, входящий в

компетенцию Конституционного Суда. Вместе с тем в законе установлено, что

Конституционный Суд исключительно в пленарных заседаниях:

1. Разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации конституций

республики и уставов субъектов Российской Федерации.

2. Дает толкование Конституции Российской Федерации.

3. Дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения

Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного

тяжкого преступления.

4. Принимает послания Конституционного Суда.

5. Решает вопрос о выступлении с законодательной инициативой по вопросам

своего ведения.

В заседаниях палат Конституционный Суд разрешает дела, отнесенные в его

ведению и не подлежащие рассмотрению исключительно в пленарных заседаниях.

В заседаниях палат Конституционный Суд:

1. Разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации:

а) федеральных законов, нормативных актов Президента, Совета Федерации,

Государственной Думы, Правительства Российской Федерации;

б) законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных

по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской

Федерации и совместному ведению органов государственной власти Федерации и ее

субъектов;

в) договоров между органами государственной власти Российской Федерации и

органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров

между органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

г) не вступивших в законную силу международных договоров Российской Федерации.

2. Разрешает споры о компетенции:

а) между федеральными органами государственной власти;

б) между органами государственной власти Российской Федерации и органами

государственной власти ее субъектов;

в) между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации.

3. По жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по

запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или

подлежащего применению в конкретном деле.

Принципами конституционного судопроизводства являются как общие

конституционные принципы осуществления правосудия в Российской Федерации, так

и принципы непосредственно конституционного судопроизводства,

сформулированные в четвертой главе Закона о Конституционном Суде. Рассмотрим

эти принципы.

Независимость. Судьи Конституционного Суда независимы и руководствуются

при осуществлении своих полномочий только Конституцией Российской Федерации и

Законом о Конституционном Суде.

В своей деятельности судья выступает в личном качестве и не представляет

каких бы то ни было государственных или общественных органов, политических

партий и движений, государственных, общественных, иных предприятий,

учреждений и организаций, должностных лиц, государственных и территориальных

образований, наций, социальных групп.

Коллегиальность. Рассмотрение дел и вопросов, принятие решений

осуществляется Конституционным Судом коллегиально. Решение принимается только

теми судьями, которые участвовали в рассмотрении дела в судебном заседании.

Закон устанавливает, что в пленарных заседаниях Конституционный Суд правомочен

принимать решения при наличии не менее двух третей от общего числа судей, а в

заседаниях палаты - не менее трех четвертей ее состава. При определении кворума

не принимаются в расчет судьи, отстраненные от участия в рассмотрении дела, и

судьи, полномочия которых приостановлены.

Гласность. Рассмотрение дел в суде проводится открыто. Закон допускает

проведение закрытых заседаний только в случаях, предусмотренных Законом о

Конституционном Суде. Согласно ст. 55 Закона закрытые заседания проводятся,

когда это необходимо для сохранения охраняемой законом тайны, обеспечения

безопасности граждан, защиты общественной нравственности.

Решения, принятые как в открытых, так и в закрытых заседаниях,

провозглашаются публично.

Устность разбирательства. Разбирательство в заседаниях Конституционного

Суда Российской Федерации происходит только устно. В ходе рассмотрения дел в

суде заслушиваются объяснения сторон, показания экспертов и свидетелей,

оглашаются имеющиеся документы.

Непрерывность судебного заседания. Заседания Конституционного Суда по

каждому делу происходит непрерывно. До принятия решения по делу,

рассматриваемому в пленарном заседании, или до отложения его слушания

Конституционный Суд не может рассматривать в пленарном заседании другие дела.

Это же правило действует и в отношении дел, рассматриваемых палатой. До

принятия решения по делу, рассматриваемому в пленарном заседании, возможно

рассмотрение других дел в заседаниях палат, а до вынесения решения по делу,

рассматриваемому в заседании палаты, возможно рассмотрение других дел в

пленарном заседании.

Состязательность и равноправие сторон как принцип означают, что стороны

пользуются равными правами и возможностями по отстаиванию своей позиции на

основе состязательности в заседаниях Конституционного Суда.

Обращение в Конституционный Суд. В Законе установлены поводы и основания

к рассмотрению дел в суде, что является обязательным условием для самой

возможности рассмотрения дела. Поводом к рассмотрению дела является обращение в

Конституционный Суд в форме запроса, ходатайства или жалобы, отвечающее

требованиям Закона о Конституционном Суде. К числу таких требований относятся:

наличие надлежащего субъекта обращения, соответствие обращения компетенции суда

и т. д.

Основанием к рассмотрению дела является обнаружившаяся неопределенность в

вопросе о том, соответствует ли Конституции Российской Федерации закон, иной

нормативный акт, договор между органами государственной власти, не вступивший

в силу международный договор, или обнаружившееся противоречие в позициях

сторон о принадлежности полномочия в спорах о компетенции, или обнаружившаяся

неопределенность в понимании положений Конституции Российской Федерации, или

выдвижение Государственной Думой обвинения Президента Российской Федерации в

государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

Предварительное рассмотрение обращений. После поступления и регистрации

обращения оно рассматривается в предварительном порядке секретариатом

Конституционного Суда. В случаях, если обращение: явно не подведомственно

Конституционному Суду; по форме не отвечает требованиям закона; исходит от

ненадлежащего органа или лица; не оплачено государственной пошлиной, -

секретариат уведомляет заявителя о несоответствии обращения требованиям закона.

Заявитель вправе потребовать принятия решения по этому вопросу Конституционным

Судом.

После устранения недостатков заявитель вправе вновь направить обращение в

Конституционный Суд.

Общие правила рассмотрения дел. Созыв пленарных заседаний осуществляется

Председателем Конституционного Суда, а заседаний палат - председательствующим в

палате. В пленарных заседаниях и в заседаниях палат применяется единый порядок

рассмотрения вопросов. Решение о назначении дел к слушанию в пленарном

заседании или в заседании палат принимается Конституционным Судом в пленарном

заседании не позднее чем через месяц после принятия обращения к рассмотрению. В

решении указывается очередность слушания дел.

Рассмотрение каждого дела образует предмет особого заседания. Конституционный

Суд может соединить в одном производстве дела по обращениям, касающимся

одного и того же предмета.

Судья-докладчик назначается Конституционным Судом для подготовки. дела к

слушанию, составлению проекта решения, а также изложения материалов в

заседании. В его полномочия входят истребование необходимых документов и

материалов, поручение производства проверок, исследований, экспертиз,

использование консультаций специалистов, направление запросов. Судья-

докладчик вместе с председательствующим определяет круг лиц, подлежащих

приглашению и вызову в заседание, дает распоряжения об оповещении о месте и

времени заседания, о направлении участникам процесса необходимых материалов.

Участниками процесса в Конституционном Суде являются стороны, их

представители, свидетели, эксперты, переводчики.

Сторонами в конституционном судопроизводстве являются: заявители - органы или

лица, направившие обращение; органы или должностные лица, издавшие или

подписавшие акт, конституционность которого подлежит проверке;

государственные органы, компетенция которых оспаривается.

Стороны обладают равными процессуальными правами, установленными в законе, и

равными обязанностями в процессе. Неявка стороны или представителя в

заседание не препятствует рассмотрению дела, за исключением случаев, когда

сторона ходатайствует о рассмотрении дела с ее участием и подтверждает

уважительную причину своего отсутствия.

Решения Конституционного Суда. Итоговое решение по рассматриваемому делу

принимается Конституционным Судом в закрытом совещании, в котором участвуют

только судьи, рассматривающие данное дело. В ходе этого совещания судья вправе

излагать свою позицию, просить других судей уточнить их позиции. Число и

продолжительность выступлений на совещании не могут быть ограничены. Судьи и

другие лица (например, обеспечивающие протоколирование), присутствующие на

закрытом совещании, не вправе разглашать содержание дискуссии и результаты

голосования.

Решения Конституционным Судом могут быть приняты как в пленарном заседании,

так и в заседаниях палаты в виде постановления, заключения и определения.

Постановление - это итоговое решение Конституционного Суда по существу любого

из вопросов, перечисленных в пп. 1, 2, 3 и 4 части первой ст. 3 Закона о

Конституционном Суде (дела о соответствии Конституции, споры о компетенции,

по жалобам на нарушение прав и свобод, по толкованию Конституции Российской

Федерации).

Заключение - это итоговое решение Конституционного Суда Российской Федерации

по существу запроса о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения

Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного

тяжкого преступления.

Определения - все иные решения Конституционного Суда, принимаемые в ходе

осуществления конституционного судопроизводства.

Решения Конституционного Суда принимаются открытым голосованием путем

поименного опроса судей. Председательствующий во всех случаях голосует

последним. Решение считается принятым, если за него проголосовало большинство

судей, участвовавших в голосовании (если иное не предусмотрено Законом).

Решение о толковании Конституции Российской Федерации принимается

большинством не менее двух третей от общего числа судей. Судья не вправе

воздержаться при голосовании или уклониться от него.

Судья, не согласный с решением Конституционного Суда, вправе письменно

изложить свое особое мнение. Оно приобщается к материалам дела и подлежит

опубликованию вместе с решением Конституционного Суда Российской Федерации.

Решение Конституционного Суда провозглашается в полном объеме в открытом

заседании Конституционного Суда немедленно после его подписания.

Постановления и заключения Конституционного Суда подлежат незамедлительному

опубликованию в официальных изданиях органов государственной власти

Российской Федерации.

Решение Конституционного Суда Российской Федерации окончательно, не подлежит

обжалованию и вступает в силу немедленно после его провозглашения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: