Особенности конституционной истории и общественного строя Саудовской Аравии

Историко-политическое развитие страны. Саудовская Аравия – Королевство Саудовская Аравия (аль-Мамляка аль-Арабия ас-Саудия) государство на юго-западе Азии. Занимает две трети Аравийского полуострова и ряд прибрежных островов в Красном море и Персидском заливе. Встречается еще одно наименование страны – “песчаное королевство”. Территория – 2.5 млн кв. км (по данным ООН; по другим источникам – от 1.6 млн до 2,4 млн кв. км. Точных данных нет, поскольку значительную часть территории занимает пустыня, где очень трудно определить границы) (См.: Большой энциклопедический словарь. С. 1064.). Население – 24,6 млн чел. (2008 г.), главным образом арабы. Доля городского населения – около 80%. Официальный язык – арабский. Государственная религия – ислам ваххабитского толка.

Ваххабизм – религиозно-политическое течение в исламе. Возникло в Центральной Аравии (Неджде). Ваххабиты выступают за чистоту ислама, за простоту нравов, за объединение Аравии.

В административно-территориальном отношении страна делится на 13 административных районов (провинций). Столица – г. Эр-Рияд.

Саудовская Аравия – теократическая монархия. Глава государства – король.

Историческое своеобразие данной страны состоит в том, что, по преданию, именно здесь в 570 г. родился пророк Мухаммед. Город Мекка – родина Мухаммеда и место паломничества всех мусульман.

Последователи Мухаммеда, известные как калифы (халифы), завоевали практически весь Аравийский полуостров. В VII в. образовалось мусульманское теократическое государство – халифат. С XIII по XVI в. территория Аравии находилась под властью Египта, а с XVI в. перешла к правителям Оттоманской империи. К началу XIX в. большая часть Аравии была объединена ваххабитами в государство саудидов, просуществовавшее с перерывами до начала XX в.

В результате войн за объединение Аравии, которые велись в начале XX в., в 1927 г. было создано государство Хиджаз, включавшее Неджд и присоединенные области. Главенствующую роль в объединении страны сыграл правитель Неджда – Абдель Азиз ибн Сауд. 23 сентября 1932 г. был издан Декрет “Об объединении частей Арабского королевства”. Государство стало называться Саудовской Аравией, а Абдель Азиз ибн Сауд стал ее первым королем. День 23 сентября отмечается как Национальный праздник – День провозглашения Королевства.

Новый этап в развитии государства начался в 1970-е гг., когда разразившийся энергетический кризис привел к росту цен на нефть и нефтяная промышленность стала не только ключевой отраслью экономики, но и материальной основой национального богатства. Располагая огромными нефтяными и финансовыми ресурсами, Саудовская Аравия играет большую роль в арабской и международной политике.

Специфическими чертами обладает и правовая система Саудовской Аравии. Она базируется на шариате – исламском праве, основным источником которого является Коран – священная книга мусульман. В отличие от многих других исламских государств в Саудовской Аравии конституции нет вообще. Документ конституционного значения, принятый в марте 1992 г., называется “Основной закон о власти Королевства Саудовская Аравия” (далее по тексту – Основной закон). Он невелик по объему, содержит девять глав и 83 статьи – около 3 тыс. слов (около 0,45 печ. л. Для сравнения: в Конституции Индии – 16,26 печ. л.). Королевство Саудовская Аравия – суверенное арабское исламское государство, в котором ислам является государственной религией (ст. 1 Основного закона). Основной закон изменяется волей короля, что вытекает из его преамбулы и ст. 83: “Поправки в данный документ вносятся в порядке, в котором осуществляется его опубликование”.

Экономическая система королевства. Она характеризуется тем, что Саудовская Аравия располагает огромными запасами нефти и газа. Углеводородный сектор составляет фундамент национальной экономики королевства, как, впрочем, и всех других стран “аравийской шестерки”. Данный сектор является главным источником бюджетных поступлений. Однако в этом есть и негативный аспект. Поскольку вся экономика строится на нефтедобывающей промышленности, возникает огромная зависимость от конъюнктуры мирового рынка углеводородных носителей. Снижение мировых цен на нефть влечет крупные потери бюджетных поступлений в этих странах и истощение финансовых ресурсов.

Еще одной особенностью экономической системы Саудовской Аравии является то, что природные ресурсы и ряд других объектов находятся в государственной собственности, нефтедобыча практически полностью сосредоточена в руках Правительства. В самой экономике проявляются признаки и плановой тоталитарной модели, и рыночного механизма.

Важное направление экономической политики в Саудовской Аравии в настоящее время – обеспечение расширения частного сектора экономики и развитие частного предпринимательства.

Особенности политической системы Саудовской Аравии. Эти особенности предопределены монархической формой правления, исламской религией ваххабитского толка и сохраняющимся пока еще традиционным укладом общественной жизни. Нормативной основой жизни саудовского общества является Коран.

Правление в Саудовской Аравии основано на принципах справедливости, консультаций, равенства в соответствии с шариатом (ст. 8 Основного закона). Вместе с тем необходимо учитывать специфику общей организации власти. Все основные руководящие посты занимают представители клана Саудидов. В стране отсутствуют политические партии. Приверженность к ортодоксальному течению ислама – ваххабизму – предопределяет специфику политического (государственного) режима в этой стране, который характеризуется ярко выраженным авторитаризмом. Осуществление функции государства обеспечивается весьма суровыми наказаниями, которые назначаются шариатскими судами. Широко применяется смертная казнь, которая предусмотрена за убийство, изнасилование, торговлю наркотиками и некоторые другие преступления. Помимо смертной казни, шариат предусматривает и еще ряд достаточно жестоких мер наказания.

Социальные основы. Характерной особенностью социальной структуры стран Аравийского полуострова всегда были бедуинские племена, которые вообще не признавали государственных границ, пользовались практически абсолютной самостоятельностью, оказывались за пределами политического и административного регулирования.

Племенная система в стране пока еще сохраняется.

В то же время модернизация экономики на основе углеводородной промышленности привела к изменению традиционной социальной структуры. Вырождаются традиционные ремесла.

Растет разрыв между богатством и бедностью. Менее всего подверглись изменениям семейные отношения, которые по-прежнему строятся на предписаниях шариата. Особо острой проблемой в социальной сфере да и всего общества является положение женщины.

Духовные основы. Согласно традиционным исламским концепциям главной задачей мусульманского государства является сохранение и защита исламской веры. Основным принципом ваххабитской доктрины является религиозный монотеизм, согласно которому только Аллах заслуживает поклонения и почитания. Мухаммед был лишь пророком Аллаха в миру. Ваххабизм изначально отрицал любые нововведения в вероучении и рассматривается как исламское фундаменталистское течение.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: